Тема 14. Понятие об ощущениях
1. Значение ощущений в жизни человека и их происхождение.
2. Виды ощущений.
3. Физические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности.
4. Психологические особенности зрительных ощущений.
5. Специфика слуховых ощущений.
6. Обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения.
7. Представление о субсенсорных,ощущениях.
Т е м а 15. Восприятие, его виды и свойства.
1. Отличие восприятия от ощущений, виды восприятия.
2. Свойства восприятия.
3. Механизмы восприятия размера, формы и контура предметов.
4. Восприятие пространства.
5. Восприятие движения.
6. Восприятие времени.
7 Законы восприятия.
1. Связь восприятия с движениями.
2. Устойчивость образов, ее значение и объяснение.
3. Восприятие и научение.
4. Восприятие и умозаключение (мышление).
5. Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей.
ЛИТЕРАТУРА
Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р.Психология восприятия. — М., 1973. (Что такое восприятие: 5—10. Теории восприятия: 11—39. Классификация перцептивных процессов и систем: 40—58. Психофизика: 59—90. Зрение: 91—176. Слух: 177— 198. Кожно-мышечная система: 199—221. Обонятельно-вкусовая система: 222—233. Вестибулярная система: 234—244.)
Линдсей П., НорманД. Переработка информации у человека. Введение в психологию. — М., 1974. (Восприятие: 14—61.)
ЛогвиненкоА.Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М., 1987. (Теории восприятия: 11—16.)
Логвиненко А.Д.Чувственные основы восприятия пространства. — М., 1985. (Предмет психологии восприятия; 21—34.)
Лурия А.Р.Ощущения и восприятие. — М., 1975. (Ощущения: 4—42. Восприятие: 43—ПО.)
Общая психология. — М., 1986. (Ощущения: 247—266. Восприятие: 266—290.)
Хрестоматия по ощущению и восприятию. — М., 1975. (Роль движений в процессах познания: 9—19. Феномены восприятия: 47—57. Гештальттеория восприятия: 96—114. Развитие восприятия и деятельность: 147—205. Пороги ощущений и их измерение: 219— 226. Объективные измерения чувствительности и субсенсорная ее область: 226—233. Об основном психофизическом законе: 249—253. Эйдетика: 275—281.)
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Перцептивные процессы: 114—150.)
Восприятие и деятельность. — М., 1976. (О путях исследования восприятия: 3—15.)
Грегг Дж.Р. Опыты со зрением в школе и дома. — М., 1970.
Крылова А.Л. Функциональная организация слуховой системы: Учебное пособие. — М., 1985. (Общая характеристика слуховой системы: 21—29.)
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Психология познавательных процессов: 33—48.)
Найссер У. Познание и реальность. — М., 1981. (Теории восприятия: 34—52. Когнитивные карты: 123—140.)
Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990. (Восприятие: 31—60.)
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. (Ощущения и восприятие: 208—300.)
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. VI. - М., 1978.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. (Сенсорно-перцептивкая организация человека: 49 — 148.)
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М., 1964. (Восприятие пространства: 7—62. Развитие зрения у детей: 200—250. Обучение и развитие у детей восприятия пространства: 251—289.)
Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Восприятие. Мотивация и восприятие. Личность и восприятие: 13—130. Восприятие и мышление: 211—241.)
Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. I. — Л., 1974. (Информационная теория психических процессов: 67—124. Ощущения: 142—175. Восприятие: 196—278.)
Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. — М., 1969. (Развитие восприятия. Постановка проблемы и история: 3—73. Перцептивные действия и операции: 74—130. Формы-рование перцептивных действий: 131—212.)
Восприятие. Механизмы и модели. — М., 1974. (Организация систем восприятия: 204—211. Зрение и осязание: 275—289. Восприятие движения: 301—322.)
Выготский Л.С.Собрание сочинений: В6 т. — Т.2. — М., 1982. (Восприятие и его развитие в детском возрасте: 363—381.)
Гельфанд С.А.Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику. — М., 1984. (Теория слуха и механизм восприятия звука: 46—89. Слуховая чувствительность: 217—238. Восприятие громкости: 257—271. Восприятие высоты звука: 272— 286. Восприятие локализации звука: 287—317. Восприятие речи: 318-345.)
Гибсон Дж.Экологический подход к зрительному восприятию. — М., 1988.
Грегори Р.Л.Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. — М., 1970. (Восприятие яркости: 85—100. Восприятие движения: 101—130. Восприятие цвета: 131—142. Иллюзии восприятия: 143-179.)
Грегори Р.Л.Разумный глаз. — М., 1972.
Жинкин Н.И.Речь как проводник информации. — М., 1982. (Восприятие и иконическая память: 46—61. Сенсорика и язык: 117— 154.)
Забродин Ю.М., Лебедев А.Н.Психофизиология и психофизика. — М., 1977. (Очерк истории основных проблем психофизики: 46—92. Теоретике-психологические основы современной психофизики: 93—167.)
Запорожец А.В.Избранные психологические труды: В 2 т, -Т. I. — М., 1986. (Развитие восприятия и деятельность: 112—153.)
Клацки Р.Память человека. Структуры и процессы. — М.,1978. (Память и зрение: 272—291.)
Коул М., Скибнер С.Культура и мышление. Психологический очерк, — М., 1977. (Культура и восприятие: 81—123.)
Лернер Г.И.Психология восприятия объемных форм (по изображениям). — М., 1980. (Проблема восприятия объемных форм: 7—25, Механизмы восприятия объемных форм: 107—126.)
Линдсей П., НорманД. Переработка информации у человека. Введение в психологию. — М., 1974. (Теория распознавания образов: 127—158. Зрительная система: 159—181. Основные характеристики зрения: 182—216. Слуховая система: 217—238. Параметры звука: 239—277.) Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. — М., 1981.
Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. — М., 1985. (Проблема восприятия пространства в психологии: 6—21.)
Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов. — М., 1987.
Носуленко В.Н. Психология слухового восприятия. — М., 1988. (Звук как объект слухового восприятия: 56—59. Характеристика звуков по источнику происхождения, информационному содержанию: 59— 71. Познавательная функция слухового восприятия: 71— 138. Коммуникативная функция слухового восприятия: 138—170. Регулятивная функция слухового восприятия: 170—212.)
Пиаже Жан. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. — М., 1969. (Интеллект и восприятие: 109—142.)
Смирнов С.Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения. — М., 1985. (Познание как высшая форма отражения. Активность познавательной деятельности: 43—53, 56-127.)
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. I, II. — М., 1966. (Ощущения. Психофизика: 241—313.)