Практическое занятие 16. Теории личности
План занятия:
1. Проанализировать основные научные подходы к личности в зарубежной и отечественной психологии: психодинамическая, аналитическая, гуманистическая, когнитивная, поведенческая, деятельностная, диспозиционная. Работу на практическом занятии можно выстроить в подгруппах: каждая подгруппа представляет научные интересы того или иного подхода к личности, подчеркивая достоинства данного подхода по сравнению с другими. Как представители подхода к личности ответят на вопрос «Почему одни люди оказываются более успешными, чем другие?».
Работу на занятии возможно организовать в виде дискуссии. Примерные вопросы для обсуждения: понятие «личность», структура личности, проблема личностных проявлений, методы исследования личности.
2. Обсудить в подгруппах вопросы: «Почему существуют не одна, а несколько теорий личности?», «Можно назвать исчерпывающую теорию личности?», «Что представляет собой личность, в целом?».
Подойти к выводу, что теории личности – статичны. Динамика и развитие личности представлены в концепциях психического развития.
Литература:
- Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 650с.
- Психология личности: учеб.пособие / Под науч. ред. П.Н. Ермакова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 631с.
- Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2000. – 316с.
Практическое занятие 17 - 18. Концепции психического развития. Периодизации психического развития.
План занятий:
1. Раскрыть понятия «наследственность», «среда» и «активность» с точки зрения детерминации психического развития.
2. Проанализировать основные концептуальные подходы к личности: биологизаторский (Ст. Холл, К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиажее), социологизаторский (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин), биосоциальный (В. Штерн, Э. Эриксон).
3. Обсудить в подгруппах вопрос о том, существуют ли какие-либо психические явления, развитие которых зависело бы от какого-либо одного конкретного фактора развития. Привести пример.
4. Л. С. Выготский о зонах ближайшего и актуального развития. Механизм психического развития личности. Роль взрослого в развитии активности ребенка.
5. Обсуждение понятия «психологический возраст».
Решение в парах следующих заданий.
Человек какого возраста, по Вашему мнению, мог написать эти строки. Ответ обоснуйте.
А) Я – мысли, которые вслух не сказать…
Я – встречи, которым вовек не бывать…
Я – страсти, которые жгут и пытают…
Я – память, которой обиды прощают…
Я – песни, что были тобой недопеты…
Я – письма из прошлого в желтых конвертах…
Я – вечность, а может быть только мгновенья…
Я сею надежды и сею сомненья,
О чем-то тревожусь, о чем-то жалею…
Я все не взрослею, никак не взрослею…
(Елена А.)
Б) Бабу снежную леплю,
Страшную, с метлою:
Нос морковью послужи,
А глаза - углею.
(Света Т.)
В) За этот ад, за этот бред,
Пошли мне сад на старость лет.
На старость лет, на старость бед:
Рабочих - лет, горбатых - лет...
На старость лет собачьих - клад:
Горячих лет – прохладный сад...
Для беглеца мне сад пошли:
Без ни-лица, без ни-души!
Сад: ни шажка!
Сад: ни глазка!
Сад: ни смешка!
Сад: ни свистка!
Без ни-ушка мне сад пошли:
Без ни-душка! Без ни-души!
Скажи: довольно муки - на
Сад - одинокий, как сама.
(Но около и Сам не стань!)
- Сад, одинокий, как ты Сам.
Такой мне сад на старость лет...
- Тот сад? А может быть - тот свет?
На старость лет моих пошли -
На отпущение души.
(Марина Ц.)
6. Раскрытие основных периодизаций (в рамках концепций психического развития).
7. В подгруппах: предлагаются карточки с названием определенного этапа возрастного развития. Нужно охарактеризовать этот этап так, чтобы другая группа поняла, о чем идет речь.
8. Анализ современных подходов к развитию личности в онтогенезе.
Литература:
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 582с.
- Психология личности: учеб.пособие / Под науч. ред. П.Н. Ермакова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 631с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. – 416с.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. – 1996. - №5.
Тема 7. Психические свойства личности.
Практическое занятие 19. Темперамент.
План занятия:
1. История учения о темпераменте.
2. Физиологические основы темперамента. Работы И.П. Павлова.
3. Психологическая характеристика темперамента.
В подгруппе разобрать вариант несовпадения типов темперамента родителей и ребенка в семье. Каким образом это может повлиять на развитие личности ребенка и взаимоотношений в семье?
4. Диагностика темперамента с помощью теста-опросника Г. Айзенка (Приложение 6) и силы нервной системы при помощи темпинг-теста (Приложение 7).
Литература:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 2005. – 336с.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2009. – 582с.
- Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464с.
- Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.
- Психология личности: тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 1982.