Ролевая карточная игра
Методика побуждает задума ться членов семьи над характером распределения ролей в семье и теми специфическими формами внутрисемейного общения, которые в этих ролях отображаются.
Члены семьи (начиная с главы семьи) в полном молчании просматривают карточки с указанием тех или иных внутрисемейных ролей. Глава семьи должен подумать о том, кто выполняет эту роль в семье, и передать карточку ему. Если получивший карточку согласен с тем, что он выполняет эту роль в семье, то он оставляет ее у себя. Если нет, то передает другому. Если получивший карточку считает, что кто-то еще в семье выполняет эту роль, то он должен на листке бумаги записать себе эту роль, а карточку передать ему. Если для какой-либо карточки с ролью в семье не находится исполнителя, то она откладывается в сторону.
У Р. Шермана и Н. Фредмана [1997, с. 109-116] приводится примерный список ролей, среди которых есть роли-обязанности (Организатор домашнего хозяйства, Закупщик продуктов, Мойщик пола и т. д.) и роли-взаимодействия . Последние делятся на позитивные (Говорящий правду, Помогающий, Понимающий, Творческий, Счастливый, Дипломат) и негативные (Обвинитель, Умиротворитель, Компьютер, Одинокий волк, Сбивающий с толку, Жертва, Крикун).
Более сложные алгоритмы работы в этом ключе рекомендуем изучить по книге Р. Шермана и Р. Фредмана. С нашей точки зрения, описанный выше алгоритм служит хорошим стар-
товым началом для рефлексивного анализа членами семьи характера распределения и сущности типичных внутрисемейных ролей.
Экокарта
Данная методика используется для того, чтобы помочь клиенту начать анализировать ресурсы, которые он может найти за пределами своей семьи, для решения внутрисемейных проблем. С помощью графических обозначений, в целом схожих с теми, которые используются при создании генограммы, клиент и психолог отображают на листе бумаги структуру и состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами. Новым здесь является графическое отображение связей каждого члена семьи с институтами за ее пределами (например, работа, школа, друзья, соседи). Эти институты за пределами семьи обозначаются треугольниками, в которых пишется название института. Анализируются характер взаимоотношений в семье и связи всех членов семьи со структурами вне ее с помощью следующих (сначала общих) вопросов:
1. У вас большая семья? (Предполагается обнаружить родственников, проживающих за пределами данной семьи, проанализировать их связь с членами данной семьи. Например, ребенка, который остро конфликтует с матерью в непростой период ее жизни, может взять на время его бабушка (мама бывшего супруга), если между ними есть взаимная симпатия.)
2. Вы работаете? (Предполагается исследовать, что значит работа для данного члена семьи, можно ли с этой стороны ожидать ресурсов для помощи во внутрисемейной ситуации. Например, работа может стать источником сил и радости, когда дома все плохо. Далее такой человек может стать источником положительных эмоций, конструктивных изменений в семье.)
3. Ваши соседи помогают вам?
Постепенно психолог переходит к более конкретным вопросам:
4. Близки ли вы с членами вашей семьи? 204
5. Нравится ли вам ваша работа?
6. Кого вы можете попросить о помощи? ' Л
7. Расскажите о ваших родственниках - где ониживут, чем занимаются.
8. Как часто вы встречаетесь, звоните друг другу, переписываетесь?
9. Активно ли вы участвуете в жизни церковной общины?
10. Контактируете ли вы с администрацией школы, в которой учатся ваши дети?
11. Есть ли у вас семейный врач? i - -
12. Есть ли у вас близкие друзья?
13. Что ждут от вас ваши близкие, друзья, начальство?
По мере обсуждения представленных выше вопросов данные фиксируются в экокарте. Более подробно об этой методике, о графических элементах, из которых она создается можно узнать из пособия Р. ШерманаиН. Фредмана[1997, с. 116-122].
Соломенная башня
Членам семьи предлагают построить соломенную башню, чтобы она была оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной, могла стоять без поддержки и чтобы ее можно было переносить с места на место. Для этого им дают пакет со 100 соломинками и клейкую ленту с ножницами. Членам семьи даются рекомендации первые 5 мин строить башню, не говоря ни слова. На строительство башни отводится 10—15 мин.
После строительства башни начинается обсуждение и анализ поведения разных членов семьи в процессе ее строительства. Предполагается, что оно отражало типичные формы совместного поведения, характерные для данной семьи.
Семейное пространство
Супругам дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план квартиры или дома, где
они жили до женитьбы. Если есть дети, то они при этом смотрят и слушают. Если супруги несколько раз меняли место жительства, то их просят нарисовать план того дома, который наиболее запомнился. В то время как супруги заняты рисованием, психолог побуждает их к рациональному анализу прошлого и настоящего семейного опыта с помощью следующих вопросов и предложений:
1. Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у вас та или иная комната.
2. Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи, звуки, цвета и людей в доме.
3. Была ли в вашем доме комната, специально предназначенная для встреч всех членов семьи?
4. Когда члены вашей семьи, которые не проживают с вами, заходили к вам, в какой комнате происходили встречи?
5. Были ли в доме комнаты, в которые вам было запрещено заходить?
6. Было ли у вас какое-то особенное место в доме?
7. Попытайтесь как можно яснее представить себе, как в вашем родительском доме решались вопросы близости, дистанции и уединенности.
8. Как был расположен ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале; выделялся он чем-нибудь или нет? Если член семьи жил в квартире, то на каком этаже она была расположена, куда выходили окна и т. д.?
9. Вспомните какое-либо типичное событие, происходившее в вашем родительском доме.
10. Вспомните типичные слова, фразы, которые произносились членами вашей семьи.
Можно дать детям инструкцию нарисовать план дома, в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом должны присутствовать в качестве наблюдателей.
Возможен также вариант, когда все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут.
Методика помогает супругам начать анализировать своиожидания относительно правил в нынешней семье, источники этих ожиданий в родительских семьях, а детям лучше понимать своих родителей.
Воспоминания могут анализироваться также на предмет того, насколько они отражают внутрисемейные взаимоотношения.
Собранная информация может использоваться для выявления различных альянсов и разрывов взаимоотношений внутри данной семьи.
Семейная сопрограмма
Методика позволяет отобразить в графической форме и сделать предметом анализа особенности внутрисемейных отношений, основанные на предпочтениях. Она помогает учитывать эти предпочтения при организации внутрисемейного общения.
Членам семьи задают вопросы о том, с какими членами семьи они предпочли бы делать или уже делают какие-то определенные вещи.
Обычно задаются два рода вопросов:
- С каким членом семьи вы привыкли...?
- С каким членом семьи вам бы хотелось...?
Вот некоторые примеры окончания вопросов:
- ходить в кино
- говорить о личном
- ходить в гости
- составлять планы .'•
- заниматься работой по дому
- сердиться ,..„„■
- обниматься
- вести интеллектуальную беседу
- работать вместе
- не иметь ничего общего
- шутить или рассказывать анекдоты
- ругаться
- играть
- обманывать ' "
- не разговаривать ' '
- смотреть телевизор t : Л
- заниматься спортом
- читать стихи
- ходить за покупками
- убежать из дома
- поехать на пляж (за город, в центр города,в горы)'" ., ■ чему-нибудь научиться
- убираться в доме
- чувствовать себя защищенным, когда он рядом
- чувствовать себя хорошо в его присутствии
- чувствовать себя возбужденно в его присутствии ,'.., ■ чувствовать грусть в его присутствии
- чувствовать себя усталым в его присутствии
Ответы на эти вопросы отображаются в виде графической схемы, которая затем анализируется. Информацию о символах, которые используются для построения схемы, рекомендуем найти в руководстве Р. Шермана и Н. Фредмана [1997, с. 133].
Модификацией данной методики является игра «Угадай кто» - «Кто в семье...?» Например: больше всего любит строить планы, больше всех командует, больше всех ворчит, самый одинокий, самый злой, самый умный, самый смешной, самый теплый, больше подходит для откровенных разговоров, самый сильный, самый ловкий, лучший повар, самый щедрый, самый добрый, наиболее склонный к меланхолии, самый умелый, самый большой оптимист/пессимист, самый энергичный.
Для более четкого определения альянсов и отвержений членов семьи просят в ответах на вопросы сделать первый и второй
выборы. Второй выбор при этом может быть обозначен на схеме другим цветом.
Можно выбрать вариант работы, когда в схему включаются возможные ответы членов расширенной семьи.
Считается, что чем более дифференцированной является семья, тем более широк разброс взаимных выборов в ответах на заданные вопросы. Тот, кого я выбираю для того, чтобы сходить за покупками, необязательно, с моей точки зрения, самый инициативный человек или же самый умелый человек в семье.
Методика хорошо подходит для исследования рассогласования внутрисемейных ролей и ролевых ожиданий. Это зачастую является подоплекой потенциального конфликта или неудовлетворенности.
3.4. Коммуникационная модель психологического консультирования семьи: