Структура тренировочного занятия
Подготовка спортсменов организуется прежде всего в форме тренировочных занятий, имеющих определенную структуру и распределенных во времени.
Структура тренировочных занятий базируется на физиологических, психологических и педагогических закономерностях. Продолжительность занятия зависит от этапов подготовки, задач тренировки, возраста спортсменов, их подготовленности (табл. 13).
Таблица 13
Контингент | При одноразовой тренировке в день, мин | При двухразовой тренировке в день, мин |
Группы начальной подготовки ДЮСШ | 90-130 | . |
Учебно-тренировочные группы ДЮСШ | 120-140 | |
Группы спортивного совершенствования ДЮСШ | 120 - 140 | 2 х (90 - 120) |
Квалифицированные спортсмены | 120 - 180 | 2 х(120 - 150) |
В отдельных случаях продолжительность тренировочных занятий у квалифицированных спортсменов достигает 3,5 — 4,5 ч.
Тренировочное занятие состоит из четырех более или менее четко выраженных, взаимосвязанных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть — построение группы, приветствие, объявления, постановка задач.
Подготовительная часть (разминка) решает следующие задачи:
— обеспечивает оптимальную эластичность связок, сухожилий, мышц и подвижности звеньев двигательного аппарата;
— функциональное врабатывание (рабочее возбуждение в нервных центрах, увеличение газообмена и кровообращения) в режим предстоящей двигательной деятельности, достижение оптимума двигательных реакций;
— психическая настройка — обеспечение оптимальной возбудимости, сосредоточенности на главной задаче тренировки.
Средства: упражнения на растяжение (рис. 39), разновидности ходьбы и бега, прыжки, акробатические и имитационные упражнения, рывки и ускорения, упражнения с мячами (передачи, прием мяча, нападающие удары и др.).
Основная часть решает следующие задачи:
— повышение физической подготовленности;
— обучение техническим приемам защиты и нападения и их совершенствование;
— обучение тактическим действием в защите и нападении и их совершенствование;
— интегральная подготовка;
— игровая подготовка.
Средства: основные упражнения (упражнения по технике, тактике игры, игра); вспомогательные упражнения — для развития физических качеств и повышения уровня функциональных возможностей, для овладения основами техники, тактики игры.
Если в одном тренировочном занятии в основной части решаются несколько задач, то рекомендуется соблюдать такую последовательность:
— задачи технической подготовки всегда решаются в начале основной части, т.к. формирование и дифференцировка новых двигательных рефлексов происходят на фоне оптимального возбуждения нервной системы, а не на фоне утомления (на фоне утомления решаются задачи совершенствования техники и тактики игры).
— в первой половине основной части занятия вместе с технической подготовкой следует развивать быстроту и взрывную силу.
— при решении нескольких взаимосвязанных задач рекомендуется такая последовательность: технико-тактическая подготовка, развитие быстроты, ловкости, силы, специальной выносливости.
Заключительная часть решает следующие задачи:
— постепенное снижение нагрузки;
— раскрепощение мышц, снижение сосредоточенности;
— подведение итогов занятия (замечания, выводы, задания).
Средства: легкий бег, ходьба с восстановлением дыхания, упражнения на расслабление (потягивание, размахивание конечностями тела и туловища и др.) комплекс упражнений на растяжение мышц, сухожилий, связок (рис. 39)'.
Выбор адекватных форм организации занятий способствует лучшей реализации тренировочных задач. Для волейбола характерны индивидуальная, групповая, фронтальная формы и круговая тренировка.
Индивидуальная форма тренировки облегчает индивидуальную дозировку нагрузки, обеспечивает коррекцию и контроль со стороны тренера, обеспечивает чувство ответственности.
Такая форма тренировки позволяет исправлять ошибки при выпол-
' Журнал «Тhе Соасh», 4 DесеmЬег, 1996
нении технических приемов, выполнять задания с большей интенсивностью, чем при других формах занятий.
Групповая форма тренировки позволяют заниматься в группе либо во время всего тренировочного занятия, либо в пределах отдельных его частей. Данная форма занятий имеет широкие возможности для коллективных взаимодействий, близких к условиям соревнований. Наиболее часто используется для совершенствования групповых взаимодействий в защите и нападении.
Фронтальная форма тренировки характеризуется одновременным выполнением одних и тех же упражнений всей группой. Тренер получаeт возможность хорошего обзора и одновременного инструктажа всех спортсменов.
основу круговой тренировки составляет серийное повторение упражнений на «станциях» (место с соответствующим оборудованием и инвентарем), подобранных и объединенных в комплекс по тренирующему воздействию, выполняемых в порядке последовательного смены «станций».
Вышеперечисленные формы занятий реализуются в комплексных и тематических тренировках. Комплексные тренировки направлены на решение задач физической, технической и тактической подготовки; тематические — на овладение одной из сторон подготовки или одним из видов упражнений (физическая или техническая подготовка и др.).