Тема. Предупреждение конфликтов в управлении кадрами
Содержание занятия:
1. Трудности профилактики конфликтов и способов их предупреждения.
2. Конфликтогенные причины.
3. Методы поддержания сотрудничества: социально-психологического, организационно-управленческого и морально-этического характера.
4. Типы конфликтных личностей Проблема конфликтных личностей
5. Современный менеджмент о профилактике конфликтов.
6. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора.
Цель занятия:познание теоретических основ предупреждении конфликтов
Практические навыки:приобретение базовых навыков в пердупреждение конфликтов в управлении кадрми
Продолжительность занятия:2 час.
Вопросы для обсуждения
1.Каковы задачи управленческой деятельности и причины ограниченности ее возможностей? С чем связаны Особые трудности управления конфликтами?
2.Перечислите основные тактики регулирования конфликтов. На каких двух противоположных подходах к разрешению конфликтов основываются эти тактики?
3.Каковы особенности тактики ухода от конфликта, ее предпосылки, формы проявления, достоинства и недостатки?
4.Покажите характерные черты силового метода разрешения конфликта, формы его проявления и степень эффективности.
5.В чем причины широкого применения тактик ухода и применения силы, несмотря на их явные слабости?
6.Раскройте особенности регулирования конфликта методом односторонних уступок, покажите достоинства и недостатки этой тактики.
7.Проанализируйте тактику компромисса как классический метод регулирования конфликтов в условиях демократических стран. В чем состоят его основные достоинства и трудности применения?
8.Каковы предпосылки применения метода скрытых действий и его результаты?
9.Раскройте основные преимущества тактик регулирования конфликтных ситуаций на основе принципа «выигрыш — выигрыш». Разъясните характер механизмов его осуществления: составление карты конфликта, организация специфических форм поведения и др.
10. Что такое четырехшаговый метод регулирования конфликта?
Задание 1. Проанализируйте и дайте оценку действиям линейного менеджера по разрешению конфликтов в следующих ситуациях:
Ситуация 1. Сотрудница А высказывает претензии сотруднице Б по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в ей работе. Сотрудница Б принимает критику за унижение ее человеческого достоинства и обращается с жалобой к мастеру.
Варианты разрешения конфликта:
а) Мастер вызвал к себе поочередно каждую из сотрудниц для
беседы. Он предупредил сотрудницу А, что критика в адрес Б недопустима, а сотруднице Б он указал на низкое качество работы и по
требовал изменить свое отношение к должностным обязанностям.
б) Мастер пригласил к себе обеих сотрудниц и после небольшой
беседы о недопустимости конфликтов в коллективе предложил сотруднице А принести свои извинения за некорректную критику вадрес своей коллеги и выразил надежду, что на этом конфликт исчерпан и больше не повторится.
в) Мастер пригласил к себе обеих сотрудниц и, самокритично
оценив свои упущения по контролю за качеством работы, указал сотруднице Б на то, что она плохо выполняет свою работу, сославшись
при этом на конкретные факты. Сотрудницу А он попросил впредь
вести себя более корректно во взаимодействии с коллегами.
г) Мастер сделал все так, как в предыдущем пункте, только беседу с каждой из сотрудниц провел отдельно.
д) Предложите другие варианты разрешения проблемы.
Ситуация 2. Сотрудница А высказывает претензии сотруднице Б по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в ее работе Сотрудница Б принимает претензии за унижение ее человеческого достоинства и обращается с жалобой к мастеру. После принятия неадекватных мер сотрудница А обратилась с жалобой к начальнику цеха.
Варианты разрешения конфликта:
а) Начальник цеха вызвал к себе мастера и сотрудницу А и стал
выяснять суть сложившейся ситуации. Затем, отправив сотрудницу А, он потребовал от мастера работать так, чтобы не было конфликтов
в его подразделении.
б) Начальник цеха вызвал к себе мастера и сотрудницу А и стал
выяснять суть сложившейся ситуации. Затем, отправив сотрудницу А, он уточнил некоторые детали происшедшего у мастера и обратил
его внимание на упущения в работе с персоналом. После чего он потребовал от мастера изменить свое отношение к работе.
в) Начальник цеха изучил и проанализировал сложившуюся ситуацию, используя при этом информацию о сотрудницах, втянутых в
конфликт, полученную из различных источников. Затем он пригласил к себе мастера и попросил объяснить ситуацию. Мастер причину
сложившейся ситуации объяснил сложным характером сотрудницы
А. После этого начальник цеха предложил мастеру разрешить проблему и доложить ему.
г) Начальник цеха изучил и проанализировал сложившуюся ситуацию, используя при этом информацию о сотрудницах, втянутых
в конфликт, полученную из различных источников. Затем он пригласил к себе мастера и попросил объяснить ситуацию. Мастер при
чину сложившейся ситуации объяснил сложным характером сотрудницы А. После этого начальник цеха обратил внимание мастера на
упущения в его работе с персоналом, которые выразились в том, что
он плохо знает индивидуально-психологические особенности своих
сотрудников и самоустранился от обязанностей по осуществлению
контроля за качеством их работы, и потребовал с учетом высказанных замечаний разобраться в сложившейся ситуации, разрешить
конфликт и доложить. При этом он дал некоторые советы по разрешению конфликта.
Д) Предложите другие варианты разрешения проблемы.
Задание 2. Оцените действия линейного руководителя в следующей ситуации: Линейный руководитель в работе с подчиненным сотрудником неоднократно обращал его внимание на грубые нарушения по ведению служебной документации. Сотрудник замечания руководителя принимал, но продолжал нарушать установленные требования. В очередной беседе руководитель предупредил сотрудника, что в случае новых нарушений он доложит вышестоящему руководству служебной запиской о переводе его на работу с меньшим объемом. Вскоре сотрудник снова нарушил установленные правила и линейный руководитель изложил в служебной записке вышестоящему руководителю суть проблемы и предложил перевести сотрудника на работу с меньшим объемом. При этом линейный руководитель сотрудника не поставил в известность.