Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина
Цель тестирования – оценка уровня адаптации безработных инвалидов до и после апробации программы психологического сопровождения адаптации.
Инструментарий исследования:
1.Бланк теста, включающий 165 вопросов, по одному на каждого испытуемого (см. приложение 5).
2. Авторучка или карандаш.
3. Протоколы тестирования (см. приложения 2, 4).
Инструкция для тестируемых: «Ответьте «да» или «нет» на приведенные в вопроснике утверждения».
Обработка и интерпретация данных. Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал (см. приложение 5). Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование. Полученные «сырые баллы» переводят в стены, пользуясь таблицей 1:
Таблица 1
Перевод сырых баллов в стены.
Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом | Стены | |||
ЛАП | НПУ | КС | МН | |
62-> | 46-> | 27-31 | 18-> | |
51-16 | 38-45 | 22-26 | 15-17 | |
40-50 | 30-37 | 17-21 | 12-14 | |
33-39 | 22-29 | 13-16 | 10-11 | |
28-32 | 16-21 | 10-12 | 7-9 | |
22-27 | 13-15 | 7-9 | 5-6 | |
16-21 | 9-12 | 5-6 | 3-4 | |
11-15 | 6-8 | 3-4 | ||
6-10 | 4-5 | 1-2 | ||
1-5 | 0-3 |
Далее интерпретируем результаты по шкале «ЛАП» (подшкала уровня социальной адаптации):
- от 5 до 10 стенов – высокий уровень социальной адаптации,
- 3 – 4 стена – средний уровень социальной адаптации,
- 1 – 2 стена – низкий уровень социальной адаптации [29, с. 549 – 558].
Психологическое сопровождение молодых инвалидов, потерявших работу, в условиях Центра социального обслуживания
Для успешной социально-психологической адаптации молодых безработных инвалидов существует много различных методов. Важнейшими из них Р.М. Сумбатова называет:
- просветительские методы (беседы, лекции и т.п.),
- индивидуальные консультации психолога,
- социально-психологический тренинг [43].
Возможно, в ходе психологического тестирования выяснится, что молодой безработный инвалид нуждается в индивидуальной консультации психолога. В данном случае, если он добровольно согласен на проведение цикла подобных консультаций, психолог-консультант должен учитывать:
- возрастные психологические особенности;
- психологические особенности инвалида;
- профессиональные психологические особенности;
- уровень сформированности профессиональной Я-концепции [25].
В результате просветительской деятельности психолога клиенты должны усвоить, что в процессе социальной адаптации к социокультурной среде следует:
- проявить внимание и доброжелательность к коллегам, терпимость к их особенностям, показать свое искреннее сочувствие;
- быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику;
- дать коллеге полностью выговориться, внимательно выслушать его (хороший эффект дает техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного – тем самым человеку дают понять, что его услышали);
- сократить социальную и физическую дистанцию до оптимального уровня;
- подчеркнуть общность ваших интересов, целей, задач;
- прежде чем отвечать на критику, замечания, упреки, четко уяснить, что конкретно имеется в виду и быть уверенным, что все понято правильно [33].
Важнейшим методом сопровождения процесса социально-психологической адаптации большинство ученых-психологов, в том числе и Н.В. Гришина, называют социально-психологический тренинг. В «Психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении» [31, с. 289].
Однако групповой социально-психологический тренинг, направленный на социально-психологическую адаптацию инвалидов, отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности. В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А.П. Ситников утверждает, что социально-психологические тренинги как «обучающие игры» являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций [38].
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов социально-психологического тренинга. К таким методам относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры. Кроме того, исследователи-теоретики и практики тренингов предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства, включающий техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость к «языку тела» [30].
Перейдем к описанию программы социально-психологического сопровождения молодых инвалидов, потерявших работу.