Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина

Цель тестирования – оценка уровня адаптации безработных инвалидов до и после апробации программы психологического сопровождения адаптации.

Инструментарий исследования:

1.Бланк теста, включающий 165 вопросов, по одному на каждого испытуемого (см. приложение 5).

2. Авторучка или карандаш.

3. Протоколы тестирования (см. приложения 2, 4).

Инструкция для тестируемых: «Ответьте «да» или «нет» на приведенные в вопроснике утверждения».

Обработка и интерпретация данных. Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал (см. приложение 5). Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование. Полученные «сырые баллы» переводят в стены, пользуясь таблицей 1:

Таблица 1

Перевод сырых баллов в стены.

Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом Стены
ЛАП НПУ КС МН  
62-> 46-> 27-31 18->
51-16 38-45 22-26 15-17
40-50 30-37 17-21 12-14
33-39 22-29 13-16 10-11
28-32 16-21 10-12 7-9
22-27 13-15 7-9 5-6
16-21 9-12 5-6 3-4
11-15 6-8 3-4
6-10 4-5 1-2
1-5 0-3

Далее интерпретируем результаты по шкале «ЛАП» (подшкала уровня социальной адаптации):

- от 5 до 10 стенов – высокий уровень социальной адаптации,

- 3 – 4 стена – средний уровень социальной адаптации,

- 1 – 2 стена – низкий уровень социальной адаптации [29, с. 549 – 558].

Психологическое сопровождение молодых инвалидов, потерявших работу, в условиях Центра социального обслуживания

Для успешной социально-психологической адаптации молодых безработных инвалидов существует много различных методов. Важнейшими из них Р.М. Сумбатова называет:

- просветительские методы (беседы, лекции и т.п.),

- индивидуальные консультации психолога,

- социально-психологический тренинг [43].

Возможно, в ходе психологического тестирования выяснится, что молодой безработный инвалид нуждается в индивидуальной консультации психолога. В данном случае, если он добровольно согласен на проведение цикла подобных консультаций, психолог-консультант должен учитывать:

- возрастные психологические особенности;

- психологические особенности инвалида;

- профессиональные психологические особенности;

- уровень сформированности профессиональной Я-концепции [25].

В результате просветительской деятельности психолога клиенты должны усвоить, что в процессе социальной адаптации к социокультурной среде следует:

- проявить внимание и доброжелательность к коллегам, терпимость к их особенностям, показать свое искреннее сочувствие;

- быть сдержанным, контролировать свои движения, речь, мимику;

- дать коллеге полностью выговориться, внимательно выслушать его (хороший эффект дает техника прямого повтора, интерпретации или обобщения услышанного – тем самым человеку дают понять, что его услышали);

- сократить социальную и физическую дистанцию до оптимального уровня;

- подчеркнуть общность ваших интересов, целей, задач;

- прежде чем отвечать на критику, замечания, упреки, четко уяснить, что конкретно имеется в виду и быть уверенным, что все понято правильно [33].

Важнейшим методом сопровождения процесса социально-психологической адаптации большинство ученых-психологов, в том числе и Н.В. Гришина, называют социально-психологический тренинг. В «Психологическом словаре» социально-психологический тренинг определяется как «область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении» [31, с. 289].

Однако групповой социально-психологический тренинг, направленный на социально-психологическую адаптацию инвалидов, отнюдь не ограничивается развитием навыков эффективного общения и повышением коммуникативной компетентности. В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он понимался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического программирования и акмеологии А.П. Ситников утверждает, что социально-психологические тренинги как «обучающие игры» являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций [38].

Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов социально-психологического тренинга. К таким методам относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры. Кроме того, исследователи-теоретики и практики тренингов предлагают добавить к числу базовых методов тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства, включающий техники невербального взаимодействия, которые развивают восприимчивость к «языку тела» [30].

Перейдем к описанию программы социально-психологического сопровождения молодых инвалидов, потерявших работу.

Наши рекомендации