Самые ранние воспоминания моего детства
Упражнение.Выполняется в течение 10-15 минут. Сядьте удобно, прикройте глаза и расслабьте тело. Вы отправляетесь путешествовать в далекое прошлое своего детства. Начните разматывать свою жизнь, как киноленту, - от сегодняшнего дня к вчерашнему...
Предложенные упражнения могут использоваться для углубления самопознания, необходимого для профессионального роста, но также и в качестве приемов развития профессионального самосознания в обучающих пролонгированных программах.год назад... два, три... дальше... дальше... вплоть до самого раннего воспоминания. Позвольте себе увидеть что-то: неясные образы, картины... услышать звуки... голоса... слова... бессвязную речь; почувствовать запахи и прикосновения... соприкосновения... Что вы чувствуете, какие чувства возникают у вас?.. Какие мысли приходят в голову?.. Позвольте себе просто побыть с ними, сколько захочется... Потихоньку начинайте возвращаться в свое настоящее. Медленно открывайте глаза, осмотритесь, отметьте, что вы чувствуете, что ощущаете телесно. Медленно измените позу. Если хотите, запишите в своем личном дневнике все, что вы пережили, ваши чувства и ваши мысли по поводу этого путешествия. Что нового вы пережили, открыли в себе или в других, с какими образами себя и других вы повстречались?
Паттерны отношений
Упражнение.Если согласиться с З.Фрейдом, то все наши отношения несут отпечаток чувств, испытываемых к родным и близким. Вот несколько способов проверить это предположение.
1. Опишите свою главную эмоцию к каждому из родителей; помните, что каждый человек испытывает множество чувств к своим родителям - от нежности до холодности, от жалости до восхищения, а также презрение, злость, обиду, чувство вины и т.д.; не старайтесь обвинять или оправдывать кого-либо, а просто позвольте себе чувствовать, и эти чувства не принесут никому вреда.
2. Составьте список людей, которые вам больше всего нравились в жизни, исключая родителей (отдельно мужчин и женщин).
3. Перечислите, какие качества в них вам нравятся, а какие нет.
4. Подумайте и запишите, есть ли что-то общее у всех женщин, у всех мужчин. Нравятся (не нравятся) ли вам люди определенного типа?
5. Обратитесь к своим родителям. Какие черты в них вам нравятся (не нравятся)? Что нравилось (не нравилось), когда вы были маленьким(ой)?
6. Сопоставьте, сравните список характеристик ваших родителей и значимых для вас людей. Замечаете ли вы, что они очень похожи, или, напротив, прямо противоположны?
Конфликты и защиты
Упражнение 1.Переживание унижения, дурного отношения.
Детям часто приходится испытывать унижение, ведь они всегда ниже, меньше, слабее взрослых. Вспомните три случая вашего унижения: одно - в детстве, второе — в подростковом возрасте, третье - во взрослой жизни, когда вы чувствовали себя оскорбленным, раздавленным, беспомощным... Опишите в деталях инцидент, но особенно ваши чувства в то время... Был ли кто-то рядом с вами, кому вы могли бы поплакаться, пожаловаться на свою боль, кто мог бы защитить вас?.. Что случилось с вашей болью, обидой, возмущением? Возвратившись из «путешествия в детство», просмотрите свои теперешние способы обращения со своими чувствами.
Упражнение 2. Выполняя упражнение, возвратитесь к предыдущему, вспомните, как вы его выполняли - с интересом или безучастно; возможно, вы пропустили его или оно показалось слишком простым, банальным, не стоящим усилий с вашей стороны. Если удалось преодолеть первоначальное сопротивление и вы выполнили предыдущее упражнение, попробуйте заметить пути, по которым вы отклонялись от воспоминаний и тягостных чувств. Какими способами вы избегали психического напряжения? Насколько возникшие чувства устойчивы и постоянно проявляются в подобных ситуациях? Обратите внимание, какую пользу и какой вред они приносили раньше, сейчас? Пытались ли вы изменить их?
Рекомендуемая литература
1. Антология современного психоанализа: В 2 т. - М., 2000. - Т. 1.
2. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. -М., 1996.
3. Гринсон Р. Практика и техника психоанализа. - Новочеркасск, 1994.
4. Кейсмент П. Обучаясь у пациента. - Воронеж, 1995.
5. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. - М., 2000.
6. Лапланш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. - M., 1996.
7. Московский психотерапевтический журнал: Специальный психоаналитический выпуск. - 1996. - № 2.
8. Сандлер Д., ДэрК., ХолдерА. Пациент и психоаналитик. - Воронеж, 1993.
9. ТайсонФ., Тайсои Л. Психоаналитические теории развития. - Екатеринбург, 1998.
10. Томэ Х., КэхелеХ. Современный психоанализ: В 2 т. - М., 1996.
11. Урсано Р., Зонненберг С, Лазар С. Психодинамическая психотерапия. -М, 1992.
12. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993.
13. Фрейд З. Случай фрейлен Элизабет фон Р. // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. - № 1.
14. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М., 1989.
15. Фрейд З. Я и Оно. - Тбилиси, 1991.
16. Человек-Волк и Зигмунд Фрейд. - Киев, 1996.
17. Энциклопедия глубинной психологии: В 2 т. - Т. 1. Зигмунд Фрейд: Жизнь. Работа. Наследие. - М., 1998.
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЙ ВАРИАНТ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ: ТЕОРИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Средства социальных связей и есть основные средства для образования тех сложных психологических связей, которые возникают, когда эти функции становятся индивидуальными функциями... Мы сознаем себя потому что мы сознаем других, и тем самым способом, каким мы сознаем других потому что мы сами в отношении себя являемся тем же самым, чем другие в отношении нас.
Л. С. Выготский
Классический психоанализ первоначально базировался на так называемой Ид-психологии и формировался в соответствии с широко трактуемым постулатом, согласно которому влечения и конфликты, связанные с ними, рассматриваются в качестве главных первичных движущих сил развития личности и психопатологии.
Хотя психология влечений еще остается классической теорией психоанализа, несомненно, Х.Хартманн, А. Крис и Р.Левенштейн (1947), Д. Рапапорт (1958) и, с определенными оговорками, Э.Эриксон с полным правом могут рассматриваться реформаторами ортодоксальной психоаналитической теории как теории «драйвов», чьи идеи в немалой степени способствовали преобразованию современного психоанализа в единую и целостную социально-психологическую теорию становления Я в человеческих отношениях.
Благодаря трудам этих авторов создавались базисные основы психологии самоидентичности (Эго-психологии, а затем и селф-психологии) и теории объектных отношений, вследствие чего объективно готовился переход к принципиально новой теоретической парадигме и концептуальному аппарату, повлекшие за собой частичный пересмотр и переосмысление практических процедур классического психоанализа.
Эго-психология: концепция адаптации к реальности и теория Я.
В то время как Ид-психология полагает, что Эго берет все энергии от Ид, Эго-психология утверждает, что так называемые вторичные Эго-процессы, а именно память, восприятие, моторная координация, будучи также врожденными (Д.Рапапорт, 1958), обладают тем не менее энергией, отличной от энергий Ид. В то время как Ид-психология считает, что Эго выполняет только защитную функцию, стараясь достичь безопасного и удовлетворяющего баланса в конфликтах между инстинктами и нормами общества, Эго-психология полагает, что существуют свободные от конфликта сферы Эго (Х.Хартманн и др., 1947), цель и функции которой принципиально иные - адаптация к реальности и овладение окружением. Более того, утверждается, что стремление Эго к адаптации и овладению социальной реальностью является первичной (врожденной и инстинктивной) мотивацией развития личности, и в этом смысле человеческий младенец уже рождается с аппаратом «преадаптации к среднему ожидаемому окружению».
Таким образом, социокультурные условия развития все более вовлекаются в предмет интереса психоаналитически ориентированных исследователей, правда, пока еще их признание сводится, по сути, к обнаружению их преградной или фасилитирующей роли, но отнюдь не в качестве источника и побудительного фактора, движущей силы развития. Тем не менее «предательский» по отношению к психоаналитической ортодоксии шаг сделан, и, как отмечает Э. Эриксон, биологическая ориентация психоанализа все более превращается в псевдобиологическую, что, на наш взгляд, становится совершенно очевидным фактом, когда в 1950-е гг. под эгидой New Look оформляется «рабочий альянс» социальных психологов, психоаналитиков, когнитивистов и исследователей детского развития.
Конечно, новые ревизионисты психоанализа не идут так далеко, чтобы вовсе отрицать роль конфликтов, связанных со стремлением импульсов из резервуара Ид к немедленной разрядке и удовлетворению, они признают большое влияние последних на развитие, однако отстаивают тезис о том, что стремление Эго приспособиться к внешнему миру и овладеть способами взаимодействия с ним, оказывает такое же, если не большее, влияние. В этой связи подчеркивается, что хотя развитие контроля над влечениями (механизмов психологической защиты) продолжает считаться одной из первоочередных задач Эго (Дж. Левингер, 1976), это не более чем одна из линий развития, одна из задач. Для индивидуального развития не менее важной становится реализация своего Я в эффективных и компетентных отношениях с реальностью, прогнозирование и контроль последней (Р.Уайт, 1959, 1960).
Таким образом, мы имеем возможность заметить, как постепенно, «изнутри» ортодоксального психоанализа, прежде всего благодаря работам Хайнца Хартманна, Дэвида Рапапорта, подготавливается почва для нового направления исследовательской мысли, а именно, приоритет изучения механизмов контроля (против традиционного акцента на механизмах защиты), индивидуального стиля как посредника медиатора, благодаря которому осуществляется тонкая подгонка природных индивидуальных особенностей и различий в познавательной активности ко все более эффективному приспособлению и взаимодействию Я с предметным и социальным окружением. В дальнейшем серия кросскультурных исследований когнитивного стиля, инициированная работами Германа Виткина, изучение возрастных особенностей и его специфики при мозговой патологии, пограничных и психосоматических расстройствах - целое направление, родившееся из частных исследований перцептивной ориентации человека в нестандартных условиях пространственного окружения, -подкрепляло (возможно, даже вопреки исходным посылкам исследователей) идею прижизненного культурно-исторического формирования особых «функциональных органов» Я, ответственных за «нормальные», «мирные» отношения Я с предметной и социальной средой. И вновь здесь мы имеем возможность увидеть, что фокус научных интересов исследователей самой логикой движения научной мысли смещается в сторону «культурно-экологического» изучения генеза, функций и структуры Я в противовес ортодоксально-психоаналитической парадигме человека как «вещи в себе», сугубо организмической и целиком конфликтной природы. Благодаря исследованиям X. Хартманна и Д. Рапапорта, таким образом, расчищается путь для развития междисциплинарных связей психоанализа с психологией развития и обучения, социальной психологией и психологией здоровья, что в немалой степени способствует построению более миролюбивых отношений психоанализа с академической психологией, более открытых границ ради взаимопроникновения идей и взаимообмена научными достижениями.
Из признания жизненной необходимости для индивида приобретения навыков эффективности и компетентности следовало допущение (вначале чисто теоретическое, а затем нашедшее и экспериментальное подтверждение), что развитие идет как по пути совершенствования защитных Эго-процессов, так и процессов иной природы, чем защитные механизмы, источник которых следует искать не в резервуаре влечений Ид, а в десексуализированных ресурсах Эго. Более того, становится ясно, что социальное выживание, потребность в самоэффективности, самоуважении и социальном признании не менее важны для душевного здоровья, чем удачное разрешение Эдипова конфликта. К примеру, эффективность обучения и последующего функционирования зрительно-моторной координации, перцептивных или мыслительных навыков представляют собой жизненные цели, сами по себе мотивирующие индивида к овладению реальностью, относительно независимо от стремления к сексуальному или агрессивному удовлетворению, зато они теснейшим образом связаны с имеющимися в наличии средствами и способами контроля, прогнозирования реальности, ее познания и освоения.
Нам представляется, что значение этой линии реформации психоанализа до сих пор недостаточно отрефлексировано, а между тем она в значительной степени способствовала, с одной стороны, интеграции психоанализа с экспериментальной и академической психологией, что сказалось в преодолении его «местечковой» инкапсуляции в жестких рамках узко клинической психологии, с другой стороны, дальнейшее развитие экологических идей в конце концов привело к оформлению теории объектных отношений, т.е. социально-психологического направления внутри психодинамической парадигмы. Подчеркнем еще раз (более полный анализ представлялся в наших исследованиях неоднократно), что именно в контексте развития идеи Х.Хартманна и Д.Рапапорта о роли когнитивных процессов Эго при взаимодействии со средой, по-видимому, не без влияния гештальтпсихологии К. Левина с его теорией поля, оформляется методология системного и экологического подхода к изучению целостного единства «личность-среда», молярной единицей психологического анализа становится Я-Другой; несколькими годами раньше складываются и экспериментальные модели исследования «когнитивных стилей» (Г. Виткин, Р. Гарднер и др.); реинтерпретируются проективные методы. Особый акцент мы делаем на выяснении того, как благодаря теоретическим и методологическим изысканиям реформаторов-психоаналитиков 1950-1960-х гг. в рамках самого психоанализа завоевывает место совершенно новая для психоанализа проблематика, связанная с изучением развития в полном смысле этого слова, развития, мы могли бы сказать, культурно-исторического, поскольку исследование так называемых вторичных (когнитивных) процессов и личностной структурной организации, телесности да и, собственно, самого бессознательного как такового начинает прочно связываться с принципиально новыми для ортодоксального психоанализа категориями интерна-лизации, межличностной коммуникации и отношения. Корни психопатологии, клинико-психологические закономерности симптомо-°бразования, механизмы излечения и, разумеется, психотерапевтический процесс понимаются все более в тех же терминах. В дальнейшем усложняется трактовка понятия «окружение», влияние которого изучается, с одной стороны, этологически буквально, например, как реальное взаимодействие Я-Другой (мать-дитя или пациент-психотерапевт) в реальном, конкретном пространстве -времени жилой комнаты, госпиталя или кабинета психотерапевта (Д.В. Винникотт). С другой стороны, психоаналитическая герменевтика, семиотика и психолингвистика интенсивно утверждают себя в качестве основных инструментов понимания бессознательного как текста, благодаря чему под категорией «окружение» понимается прежде всего ноосфера, т. е. ментальная, интрапсихическая смысловая репрезентация Я и объекта (X. Кохут, О. Кернберг).
Возвращаясь к истории оформления Эго-психологии, выделим основной ее тезис и пафос, а именно: имея собственные энергии свободные от либидозно-агрессивных инстинктов, Эго и его отношение с окружением признается основной движущей силой в развитии адаптивной и компетентной личности. Неудача в адекватном развитии таких Эго-процессов, как интернализация оценочного отношения, осуждения и моральной оценки, может так же привести в дальнейшем к развитию психопатологии, как и ранние сексуальные или агрессивные фиксации.
Поскольку считается, что Эго обладает собственными энергиями и потенциалом развития, становится ясным, что не только разрешение конфликтов сексуальной или агрессивной природы определяет стадии зрелости. Психосексуальные стадии, постулированные Фрейдом, уже не являются адекватным теоретическим конструктом для объяснения структуры личности и психопатологии. Развитие свободных от конфликта областей Эго в течение первых трех лет жизни человека так же важно, как и защита от неизбежных конфликтов оральных, анальных и фаллических импульсов. Более того, стремление Эго к адаптации, компетенции и овладению продолжится и после первых пяти лет жизни. В результате последующие стадии жизни являются столь же критическими для развития личности и психопатологии. Так, в эпигенетической теории самоидентичности, значение которой для современного психоанализа трудно переоценить, Э.Эриксон (1950, 1968) придает критическое значение оральной стадии в образовании у младенца отношения базового доверия, в то время как латентная стадия, к примеру, рассматривается им как критическая в развитии практических навыков и способностей, создающих основу доверия к себе, исходя из чувства собственной эффективности, умелости, используемыми в сфере социальных отношений и профессиональной активности. 3. Фрейд, со своей стороны, склонен был рассматривать эту стадию скорее как спокойный тайм-аут, во время которого не происходит развития новых личностных черт, между тем как очевидно, что в сфере общения со сверстниками именно неудача в развитии чувства самоэффективности может привести к переживанию собственной неадекватности, стыда и унижения, что, в свою очередь, способно породить симптомы депрессии, тревожности, избегания достижения успеха.
Иначе говоря, психологические проблемы как проявление кризиса самоидентичности (он возникает в течение всей жизни человека, даже если первые три стадии развития пройдены благополучно) неизменно сопутствуют и здоровой личности, свидетельствуя скорее о позитивных процессах роста и развития в противовес стагнации. Безусловно, серьезные конфликты на ранних стадиях могут затруднить гладкое прохождение последующих стадий и, скажем, личность с непреодоленными конфликтами зависимости оральной стадии, к примеру, возможно, будет иметь более серьезные проблемы в развитии самоуважения, чем личность, свободная от таких конфликтов.
Важным дополнением к стратегии психотерапии является то, что Эго-аналитики будут работать с проблемами как поздних, так и ранних стадий развития, избегая, таким образом, редукции исключительно к бессознательным конфликтам фаллической стадии и Эдипова комплекса- Стадия юности особенно богата феноменологией «спутанности», или «диффузии» Эго-идентичности, в противовес диффузии Эго (Э. Эриксон, 1950). В юности необходимо использовать процессы созревания Эго для достижения близости в противовес изоляции. Возраст зрелости использует энергии Эго для создания образа жизни, приносящего чувство творческой продуктивности, с тем чтобы прийти к ценностному ощущению жизни в противовес экзистенциальному вакууму. Задачей пожилого возраста является осмысление всей прожитой жизни, позволяющее достичь интеграции Эго перед лицом смерти и противостоять отчаянию.
В сущности, терапия сфокусирована на «здесь и теперь-реальности», которая переживается клиентом в настоящий момент. Лечение движется в направлении прошлого не далее того, что необходимо для анализа неразрешенных конфликтов детства, оказывающих влияние на адаптацию в настоящее время. Ясно, что по направлению, методическим нюансам и специфике устанавливаемых психотерапевтических отношений содержание Эго-анализа будет отличаться от содержания классического анализа. Процесс Эго-анализа, тем не менее, может очень походить на классический процесс с длительной интенсивной терапией, в центре внимания которой находятся свободные ассоциации, перенесение и интерпретация. Так работают некоторые Эго-аналитики, другие же склонны следовать более гибким правилам психоаналитической психотерапии или создавать ее собственные варианты, как, например, О. Кернберг или X. Кохут.
Варианты теории объектных отношений
Психоанализ является постоянно развивающейся системой. Одним из свидетельств этого может быть внимание современных теоретиков к различным аспектам личностного развития как существенным принципам личностной организации и психопатологии. В то время как З.Фрейд подчеркивал, что конфликты на пути удовлетворения и контроля Ид-процессов есть центральный организующий принцип человеческой жизни, Эго-аналитики видят в Эго центральный организующий принцип; достижение базового доверия, автономия и инициатива определяют жизненный путь. Те, кто разрабатывал теорию объектных отношений: Мелани Кляйн (1946, 1952) Маргарет Малер (1971, 1975), Рональд Ферберн (1952), Отто Керн! берг(1975, 1976),ХайнцКохут(1971, 1977), Джеймс Мастерсон (1976, 1989) - подчеркивают важность взаимоотношений между Я и объек-тами как главного организующего принципа человеческой жизни источника здорового или аномального развития.
Термин «объектные отношения» не однозначен. Считается, что он описывает скорее интрапсихические структуры, чем реальные межличностные отношения. Объектные отношения во многом окрашены аффектами любви-ненависти, фантазийными образами, сопровождавшими ранние межличностные отношения и, в свою очередь, сильно эмоционально влияют на последующие межличностные взаимоотношения и отношения в настоящем. Обобщая ряд определений, которыми оперирует современный психоанализ, мы определяем термин «репрезентация Я»и «объект-репрезентация» как сложный, с достаточной регулярностью воспроизводящийся комплекс или паттерн аффектов, фантазмов, синкретических образов памяти, перцепции, когниций, на разных стадиях онтогенеза различающихся по степени дифференцированности, ясной очерченно-сти и осознанности объективных и субъективных границ, внутренней связности и интегрированности в единое целое.
«Объект» - термин, используемый 3. Фрейдом (1923) для обозначения «других», потому что в Ид-психологии «другие» выступают первично объектами инстинктивного удовлетворения значительно в большей степени, чем аутентичными личностями со своими собственными потребностями и желаниями.
Теоретики объектных отношений по-разному оценивают важность сил Ид во взаимоотношениях родителей и ребенка. Основательница британской ветви теории объектных отношений Мелани Кляйн значительное место уделяет взаимодействию орально-либидных и орально-деструктивных влечений. О. Кернберг (1976) видит объектные отношения частично энергезируемыми базовыми инстинктами, особенно агрессией. М.Малер, Г.Салливан, В.Р.Ферберн (1952) и Х.Кохут (1971) подчеркивают не столько влияние импульсов Ид и характер отношений с родительскими фигурами эдипаль-ного периода, сколько решающую роль значимого Другого и характера эмоциональных отношений, в которые младенец включен от самого рождения; причем определяющими дальнейшее развитие ребенка считаются отношения первого-второго года жизни.
Остановимся подробнее на некоторых основополагающих положениях указанных авторов, осознавая всю схематичность нашего изложения и ограничивая его акцентом преимущественно на аспектах развития, поскольку современные психоаналитические системы в теоретическом отношении, а также в обосновании методической стратегии фактически построены как системы, предоставляющие пациенту с расстройствами личности условия, корригирующие его раннее патологическое развитие.
Модель развития Я и объектных отношений Мелани Кляйн
М. Кляйн, британский психиатр и современница З.Фрейда, развивает идеи ортодоксального психоанализа и в определенном смысле стоит ближе к позиции Фрейда, чем более радикальные реформаторы фрейдизма. Согласно ортодоксальной точке зрения отношения с другими людьми, или объект-отношения, первоначально выступают как отношения с матерью или, точнее, материнской фигурой, т.е. с любым человеком, осуществляющим уход и заботу о младенце, а затем становятся прототипом межличностных отношений как таковых. Материнская фигура при такой трактовке безлична, деиндивидуализирована и функциональна. К тому же в качестве материнской фигуры долгое время остаются, не различаясь, материнская грудь или бутылочка, объединенные функцией напи-тывания, удовлетворения и доверия; все остальное воспринимается как чужое. Примитивные когниции сначала слиты с орально-либидной связью между матерью и младенцем. На втором этапе оральной стадии, когда появляются садистские влечения в форме интенсивного кусания материнской груди, можно говорить о новом типе отношений, включающем элементы амбивалентности к одному и тому же лицу. З.Фрейд связывал возникновение амбивалентности с необходимостью защиты младенца от собственных деструктивных импульсов. М. Кляйн разделяет эту позицию, исходя не только из теории, но и из практики психоаналитической работы с детьми, добавив к чисто разговорному жанру невербальный, избрав основными методами и материалом анализа детские игры с игрушками, рисунки карандашами и красками, рисунки пальцем.
М. Кляйн считает деструктивные импульсы проявлением инстинкта смерти и тревоги преследования, берущих свое начало в травме рождения, боли и дискомфорте от утраты, и этот паттерн неизбежно накладывает отпечаток на первые отношения младенца с миром: «...Работа инстинкта смерти, - пишет она, -дает начало страху уничтожения, и это является первопричиной тревог преследования» [10. -С 60].
Таким образом, по Кляйн, с одной стороны, тревога преследования с самого начала включается в отношения ребенка, причем в той мере, в какой он подвергается лишениям. С другой стороны, между инстинктом жизни и инстинктом смерти, между любовными и агрессивными импульсами возможен относительный баланс, когда лишения усиливают агрессию, дающую начало жадности, в то время как периоды свободы от голода и напряжения являются оптимальным равновесием между ними. Кляйн предполагает далее различную врожденную предрасположенность к агрессии, и у детей с сильным агрессивным компонентом тревога преследования фрустрация и жадность легко пробуждаются, и это усложняет перенесение лишений и преодоление тревожности ребенком. Деструктивные силы, не будучи организованы и подконтрольны, грозят ребенку самоуничтожением, поэтому вынесение вовне, проекция их на внешний мир, на материнскую грудь, помогает ему «выжить», становится, таким образом, эксквизитным способом борьбы за психологическое да и само физическое существование младенца. Одновременно она оказывается средством конструирования ребенком внешнего мира, и этот момент также прибавляет ребенку чувство собственной силы и способности контролировать внешний мир, «держать его в руках». Исход этой борьбы «не на жизнь, а на смерть» определяет ключевая материнская фигура и ее способность, «приняв» агрессию, «переварив» ее, не разрушаясь самой и не отвечая агрессией или отвержением, запустить механизм интроекции, посредством которого интроецируются «хорошие» объекты, создается внутри ребенка противовес, своего рода буфер между спроецированными «плохими» объектами и интроецированными «хорошими».
Подчеркнем принципиальную важность этих положений Кляйн, по сути дела, ставших основой последующего углубленного изучения феноменов проективной и интроективной идентификации в качестве примитивно-архаических механизмов защиты, на интерпсихическом уровне выполняющих задачу организации и контроля отношения значимого Другого посредством своего рода индукции эмоциональной связи (по типу насильственного симбиоза и слияния) и «вручения» себя другому перед лицом собственной беспомощности в организации и контроле всплесков мощных агрессивных и любовных импульсов. Впоследствии эти идеи во многом инициировали изучение «отношения привязанности» (Дж. Боулби, Д.В.Винникотт), не только применялись авторами для понимания структурной организации и генеза пограничной и нарциссической личности (О.Кернберг, Х.Кохут), но также оказали существенное влияние на пересмотр роли контрпереносных чувств в терапии пациентов с серьезными расстройствами личности, способствовали открытию их позитивной функции как эмпатического понимания (X. Кохут) в качестве общей стратегии, направленной на восстановление разрушенных эмоциональных связей, необходимости в терапии стадии «холдинга» (Д. В. Винникотт), одного из универсальных методов «контейниирования» хаотического эмоционального опыта с целью «репарации» и интеграции Я и объекта репрезентаций (В.Бион, Х.Кохут), тонкого и, возможно, наиболее эффективного метода понимания бессознательного довербального травматического опыта через вхождение в эмоциональную коммуникацию с пациентом (П. Кейсмент). Хотя воззрения М. Кляйн неоднократно подвергались критике [ 15. - Т. 2], признавалась, во-первых, интенциональная диадическая природа проективной идентификации, во-вторых, благодаря «реабилитации» контрпереноса продуктивность известной доли эмоциональной вовлеченности аналитика и совместного фантазирования с пациентом в качестве «окна» (Т.Огден) во внутренний мир последнего.
После нашего краткого комментария возвратимся вновь к теории М. Кляйн. Благодаря чисто эндопсихическому ритму чередования агрессии и либидо «плохие частичные объекты» и «хорошие частичные объекты» могут проецироваться вовне или интроецироваться во внутренний мир ребенка изолированно друг от друга, что обусловлено действием еще одного мощного защитного механизма - расщепления. Его функция - «развести по углам» невыносимую для хрупкого мира младенца сложность бытия в его непостижимой амбивалентности. Материнское отношение в виде удовлетворения или фрустрации, в свою очередь, является мощным стимулом для либидозных и деструктивных импульсов, для любви и ненависти. В качестве психического представления, ввиду того что мать хорошо напитывает и удовлетворяет, оказывается любимой, «хорошей»; поскольку же она одновременно выступает и источником фрустраций, она ненавидится и ощущается «плохой». Так возникает двойственное отношение к одному и тому же объекту, которое, как мы уже говорили, вначале подвергается расщеплению; его интеграция становится возможной лишь при переходе младенца в «депрессивную позицию» как следующую стадию развития объектных отношений. Множество факторов, подчеркивает М. Кляйн, обусловливающих младенческие переживания удовлетворения, таких как удовольствие от сосания, телесной близости, голоса, улыбки, становятся атрибутом «хорошей груди». Напротив, любая фрустрация и дискомфорт атрибутируются «плохой груди».
Особо выделим одно чрезвычайно важное для психотерапии положение теории М. Кляйн, которое на первый взгляд кажется спекулятивным. На основании анализа детских игр, рисунков она приходит к выводу, что в детских фантазиях ненавидимая грудь наделяется орально-деструктивными качествами самого младенца, возникающими в состоянии фрустрации и ненависти. В своих фантазиях он кусает и разрывает грудь, уничтожает ее, пожирая, и одновременно ожидает, что грудь будет в свою очередь атаковывать его.
Как мы знаем, таким же образом работает механизм примитивной проекции; совершая что-то дурное (даже мысленно), мы испытываем облегчение, бессознательно полагая, что другие поступили бы в наш адрес точно так же, т.е. «око за око, зуб за зуб». Между тем по мере развертывания уретральных и анально-садистских импульсов ребенок в своих фантазиях начинает атаковать материнскую грудь, извергая на нее ядовитые потоки мочи и взрывы кала, и со страхом ожидает, что грудь ответит ему с той же ядовитой взрывчатостью. Детали таких садистских фантазий определяют со держание его страхов, боязнь внешних и внутренних преследований. В то же время, столь жадно и ненасытно любя материнскую грудь, ребенок со страхом ожидает такой же неистовой, всепожирающей ответной страсти.
Заметим, кстати, что приведенная в данном отрывке попытка реконструкции детского эмоционального опыта теряет свою одиозность, как только мы заключим физиологические описания в кавычки и попробуем воспринимать их метафорически, что не дано младенцу, который иного, кроме физиологического, языка не знает и «говорит» как умеет, т. е. языком телесных отправлений. В этом смысле «прочитывая» и «толкуя» предложенную реконструкцию, мы вполне смогли бы отыскать намеки на сходные переживания у себя самих и вокруг себя, обращая внимание на расхожие обиходные словоупотребления. Разве порой «с пеной у рта» мы не стараемся «втиснуть» в другого нечто, как полагаем, для него полезное, и не мы ли иногда «брызжем слюной», «обливаем грязью» (эвфемизм более сильного выражения), изничтожаем другого «градом обвинений», норовим любить так сильно, что «съесть», «сожрать», «проглотить» его готовы. Этот ряд метафор с легкостью мог бы быть продолжен. Для психотерапевта, на наш взгляд, очень важно позволять своей фантазии пускаться в путешествие, «спускаясь» порой в мир обыденного опыта, вобравшего в себя древние мифологические архетипы бессознательного в виде расхожих выражений, смысл которых легко доступен профанному сознанию и с успехом используется разного рода парапрофессионалами для «ясновидения» (именно!), но, к сожалению, все еще пренебрежительно недооценивается профессиональными психотерапевтами.
Таким образом, по М. Кляйн, базовый интрапсихический конфликт сосредоточен вокруг борьбы оберегающе-любовных и разрушительно-ненавистных влечений, причем бессознательно младенец как бы вручает ответственность и контроль за ними в руки матери. Как мы уже отмечали, здесь обнаруживаются корни и интенциональное предназначение феномена проективной идентификации.
Первые переживания ребенка, связанные с кормлением и присутствием его матери, по утверждению М. Кляйн, инициируют объектное отношение к ней, определяя позицию — единый комплекс ведущих побуждений любви и ненависти, включая внутренние репрезентации объекта.
1. Параноидная или параноидно-шизоидная позиция длится от рождения до 3-4 месяцев (ориентировочно) и определяется травмой рождения, потерей чувства безопасности и встречей с враждебным миром. Преобладают страх преследования и нападения извне; в качестве защиты от невыносимых аффектов запускаются механизмы проекции, иптроекции, расщепления, примитивной проективной идентификации; позже к ним добавляются механизмы идеализации и всемогущества.
Объектные отношения характеризуются частичностью. Имеется в виду, что младенец в качестве матери способен воспринимать пока еще только грудь - кормяще-удовлетворяющую, дающую либо фрустрирующую. Смешивая и путая «свое» и «чужое» (что является следствием слабой дифференциации границ Я и не-Я), младенец в своих фантазиях мучит и терзает материнскую грудь, а его интроекты (ответные ожидания) столь ужасны, что спасает только их расщепление, благодаря которому он может разделить один и тот же объект, одни части которого (хорошие) защитно идеализируются, другие же (плохие) обретают черты могущественного преследователя. Благодаря защитному механизму расщепления эти части существуют во внутреннем мире изолированно, а потому не создают конфликта амбивалентности, вынести который ребенок пока не способен. «Идеальная грудь» возникает, следовательно, в противовес «ужасной» и «преследующей», поскольку только она идеальная, вечно дающая, всегда готовая предоставить всю себя в полное распоряжение для немедленного и вечно длящегося удовлетворения и блаженства - таковы грезы насмерть перепуганного младенца, спасти которого от