Обследование понимания речи
(импрессивная речь)
1. ВЫЯСНЕНИЕ НАЛИЧИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Реакция ребенка на обращенную к нему речь_________________
(если ребенок с сохранным слухом не понимает обращенную к нему речь, не реагирует на свое им - уровень «нулевой»)
2. ВЫЯСНЕНИЕ УРОВНЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
1. Исследование наличия номинативной функции слова Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках; знает ли ребенок части своего тела, части лица, названия пальцев; установить, названия каких действий знакомы ребенку;
а) на картинке одно и то же лицо совершает разные действия
б) понимание действий, выраженных возвратными глаголами (девочка моет куклу - девочка умывается)
в) установить, названия каких признаков предметов знакомы ребенку:
ПО ВЕЛИЧИНЕ: (большой-маленький, толстый-тонкий, широкий-узкий, высокий-низкий и т.д.) ПО ФОРМЕ: ПО ЦВЕТУ:
г) установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению (по картинкам с изображением предметов, о которых пойдет речь)
Из чего ты пьешь?
Что ты надеваешь на ножки?
Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы?
2. Выяснение понимания грамматических форм слова.
а) Различение единственного и множественного числа имен существительных_____
б) Различение единственного и множественного числа пгаголов_
в) Понимание значения уменьшительно-ласкательных суффиксов__
г) Понимание предлогов, выражающих пространственные взаимоотношения двух предметов ______________________
3. Исследование понимания атрибутивных конструкций (типа: дочкина мама - мамина дочка; Девочка в красном платье бежала за мамой. Девочка бежала за мамой в красном платье.)
4. Исследование широты обобщений, скрывающейся за значением слова (подобрать группу предметов, соответствующую значению предъявленного слова)
5. Понимание развернутых грамматических конструкций (Например: Отец и мать ушли в театр. Дома остались бабушка и дети, кто ушел"? кто остался дома! Девочка причесалась после того, как умылась. Что она сделала раньше? и т. д.)
ДЛЯ АНАЛИЗА. УРОВНИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ «Нулевой» - ребенок с сохранным слухом не воспринимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.
«Ситуативный» - понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром. Знает имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений предметов, игрушек, хорошо известных ему в быту.
«Номинативный» - хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает). Совершенно не понимает вопросов косвенных падежей) (чем? кому? с чем? и т.д.) «Расчлененный» - различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова (флексиями, суффиксами, приставками)
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
1. ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ
а) Называние предъявленных предметов (на картинках): части тела человека, части лица, предметы одежды, обуви, мебели, названия животных и т. д.
б) Нахождение названий по описанию. Из чего пьют? Чем режут хлеб? и т. д.
в) Нахождение категориальных названий (общее название для группы предметов, обобщающие слова).
2. ВЫЯВЛЕНИЕ АКТИВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ
а) Названия действий предметов (по картинкам)
б) Согласование глаголов с существительными (в числе, роде)
3. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ обозначающих: величину предметов; форму; цвет; вкус; оценку предметов (чистый-грязный, хороший-плохой и т. д.).Согласование прилагательных с существительными.
4. ВЫЯВЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕЧИ ДРУГИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
(местоимений, наречий, числительных и т.д.) в беседе и по сюжетным картинкам.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ОТРАЖЕННОЙ РЕЧИ
1. Повторение изолированных звуков и слогов (с целью выяснить, насколько четко ребенок различает отдельные звуки и насклько легко он находит для них артикуляцию)
2. Повторение близких фонем (типа: ба-па, да-та)
роба на наличие четкого речевого слуха; трудность выполнения свидетельствует о нарушении фонематического слуха).
3. Исследование способности сохранять серийные ряды звуков. Повторение серии слогов типа: би-ба-бо, бо-ба, бо-ба-би.
4. Выявление способности воспроизводить модели слов с разным количеством слогов с наглядной опорой (трехсложные: лопата, ботинки и т.д., четырехсложные: черепаха, пирамида, надевает и т.д., пятисложные: умывается, одевается и т.д.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
1. Наличие фразовой речи_
2. Объем и типы предложений_____________________________
3. Свободное пользование фразовой речью__________________
4. Составление рассказа по серии картинок_________________
5. Способность к пересказу__
ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯУ ДЕТЕЙ
1. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА
а) (в скобках отмечаются дефекты в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата) Подчеркнуть.
ГУБЫ (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные).
ЗУБЫ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние).
ПРИКУС (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий)
ЧЕЛЮСТИ (верхняя выдвинута вперед-прогнатия, нижняя выдвинута вперед-прогения)
НЕБО (узкое; высокое, так называемое "готическое"; плоское низкое)
ЯЗЫК (массивный, маленький; укороченная уздечка)
б) Подвижность органов артикуляционного аппарата
Выполнение заданий по подражанию(вслед за логопедом) или речевой инструкции:
• облизать губы языком;
• Постараться дотянуться языком до носа;
• Постараться дотянуться языком до подбородка;
• Отведение вытянутого языка направо-влево;
• Пощелкать языком;
• Поцокать;
• Сделать язык широким, распластанным;
• Сделать язык узким;
• Поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его в этом положении;
• Высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот;
• Вытянуть губы вперед трубочкой;
• Растянуть губы в улыбку;
• Делать попеременно эти движения, меняя ритм движений;
• Выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее назад;
• Раскрыть широко рот, а затем оттянуть ее назад.
• Раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти.
(При этом отметить свободу и быстрому движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому)
2. ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
При обследовании звукопроизношения употребляется набор предметных картинок, в названия которых входят проверяемые звуки в начале, в середине, в конце слов)
В случае неправильного произношения звука в слове предлагается произнести то же слово по подражанию, а также слоги прямой и обратный с этим звуком.
Отметить характер неправильного произношения звуков: звук опускается, заменяется другим звуком постоянно или только в некоторых словах; искажается.
3. РЕЧЕВОЙ ДИАГНОЗ. Заключение логопеда.