Паралингвистические особенности общения
· Эмоциональная выразительность речи
· Характеристики «удачного» и «неудачного» голоса
· Признаки недостатков речи
Речью владеют все, но сделать ее выразительной, завораживающей слушателей дано, к сожалению, не каждому. Пытаясь с помощью слов передать информацию другим людям, мы в гораздо большей степени обеспокоены тем, что сказать, нежели тем, какэто сделать, в какую форму облечь свои мысли, чтобы донести до собеседников.А напрасно! Общее впечатление от речи зависит, не в последнюю очередь, от ее паралингвистических особенностей, от умения говорящего грамотно распорядиться характеристиками своего голоса.
Было бы ошибочно предполагать, что красноречие сводится только к богатству лексики и многообразию художественных приемов. Во многих случаях оно объясняется индивидуальностью самой личности. Иногда можно наблюдать, что человек говорит не цветисто, а слушать его можно бесконечно. Его речь отличается благозвучием,т.е. соответствует требованиям приятного для слуха звучания, подбором слов с учетом их звуковой стороны.
Так, Ф.М. Достоевский по строгим меркам не был оратором, часто выступал по написанному тексту. Однако, говорил он так, что после его речи признанные ораторы иногда не решались выступать перед аудиторией.
Почему так бывает? Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ, манера поведения, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Какие-то токи, исходящие от таких личностей в то время, когда они произносят речь, проникают в души людей. Они управляют их эмоциями, возбуждая работу какого-то удивительного механизма человеческого восприятия. В речевом общении максимального успеха добивается тот, кто владеет этим тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств, и умело им пользуется.
Отметим, что всевозможные «риторические уловки»- это тоже не что иное, как эмоциональные возбудители. С их помощью и приводятся в действие наши анализаторы ощущений. Чем они восприимчивее к информации, тем громче в нас «заговаривают» эмоции, образуя различные состояния переживаний. Без них мы буквально глухи к обращенному к нам слову. Однако, чтобы добиться подобного результата, следует принять во внимание многие факторы: психологию людей, их жизненные ситуации, эффект своего имиджа и многое другое.
Именно поэтому так важна в деловом общении и является практически беспроигрышной «энергетика речи»: ее экспрессия и тональная вариативность.
Б. Шоу говорил: можно сказать 50 раз «да» и 500 раз «нет», и все они будут нести разный смысл.
Слушающим импонирует, когда выступающий эмоционально «чеканит» фразы, не скрывая при этом своих убеждений, и всем своим видом подчеркивая уверенность в правоте используемых аргументов. Такое единство манеры поведения и произнесения речи, как правило, оказывает максимальное впечатление на слушателей и располагает их к нему. На этой психологической основе чаще всего и складывается доверие к выступающему.
Паралингвистические особенности речи дают нам возможность делать выводы о личностных особенностях человека, его характере и темпераменте.
Социальная принадлежность человека также сказывается не только на его словарном запасе, но и на его выговоре. Недаром профессор Хиггинс (Б. Шоу «Пигмалион») прикладывал столько усилий, работая над произношением Элизы Дуллитл, чтобы сделать из уличной цветочницы «герцогиню».
«Удачный» голос, как правило, описывают следующими словами: приятный на слух, хорошо модулированный, низкого тембра, доверительный, теплый, мелодичный, уверенный, дружеский, интонационно-окрашенный, естественный, богатый, наполненный, доброжелательный и т.д.
«Неудачный» голос» описывается в иных понятиях: гнусавый, резкий, скрипучий, хриплый, дрожащий, пронзительный (высокого тембра), плаксивый, робкий, слишком громкий, тихий (едва слышный), бесцветный, вычурный, монотонный и т.д.
Анализируя паралингвистические особенности речи, специалисты называют конкретные признаки недостатков речи оратора, на которые ему следует обращать внимание:
· у вас устает горло после десятиминутного разговора;
· вы чувствуете, что теряете контроль над голосом в конце длинного предложения;
· у слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд (возможно, от монотонности вашей речи);
· не только вы сами, но и другие чувствуют вашу боязнь публичных выступлений;
· голос диссонирует с вашей внешностью (например, внешность солидная, а голос звучит слишком молодо);
· слушатели часто просят вас повторить только что сказанные слова;
· вы часто используете слова-паразиты («ну», «вот», «так», «значит», «как бы» и другие);
· у вас заметный акцент или региональные обороты речи;
· в микрофоне отдельные звуки вашей речи звучат глухо, неприятно или искусственно;
· вы имеете привычку тяжело вздыхать, громко «всасывать» воздух, щелкать языком или совершать другие отвлекающие действия во время выступления и т.д.
Таким образом, невербальные особенности речи весьма важны для эффективного и продуктивного общения, но культура речевого общения не сводится только к ним.