Акмеологический подход к периодизации

ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Теоретические принципы периодизации возрастного развития

План

1. Различные авторские периодизации возрастного развития.

2. Сравнительный анализ различных периодизаций возраст­ного развития.

Ключевые слова:фазы жизненного развития человека, мла­денчество, раннее детство, среднее детство, подростковый воз­раст, юность, период акме, ранняя взрослость, поздняя взрос­лость, старость.

— фазы жизненного развития человека — возрастные периоды, выделяемые в разных классификациях, по различным основа­ниям. Наиболее распространенная современная международная классификация выделяет следующие фазы: младенческий возраст, раннее детство, среднее детство, подростковый (юно­шеский) возраст, молодость и ранняя взрослость, зрелый воз­раст, пожилой возраст (лет):

— младенчество — период возрастного развития от рожде­ния до 2-х;

— раннее детство — период возрастного развития— от 2 до 6-ти;

— среднее детство — период возрастного развития от 6 до 12-ти;

— подростковый возраст — период возрастного развития от 12 до 15;

— юность — период возрастного развития от 15 до 19;

— период "акме " — период наиболее полного развития, "расцве­та " веек сил человека. Достаточно определенно и унифицированно возрастные границы могут быть указаны только для "расцве­та" индивидных характеристик. Период «акме» для человека как субъекта деятельности и личности является значительно менее унифицированным, его границы — более индивидуальны.

— ранняя взрослость — период возрастного развития от 20 до 40.

— средняя взрослость — период возрастного развития от 40 до 60.

— поздняя взрослость и старость — период возрастного разви­тия от 60 лет и далее.

В настоящее время, к сожалению, не существует единой об­щепринятой классификации возрастных периодов развития че­ловека. Хотя в различное время предпринимались многочис­ленные попытки создания возрастной периодизации, результа­том этой работы явилось создание не единой классификации, а появление множества различных классификаций. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.

В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются во­семь фаз жизненного развития человека. Первая — младенчест­во, охватывает период до 2-х лет. Вторая фаза — предшкольный возраст, от 2-х до 5 лет. Третья — детство, 5—12 лет; четвертая — юность, 12—17 лет; пятая — ранняя взрослость, 17—25 лет; шес­тая - зрелость, 25—50 лет; седьмая - поздняя зрелость, 50—75 лет; восьмая - старость, от 75 лет и далее.

По мнению Б.Г.Ананьева, недостатком этой классифика­ции является то, что здесь не выдерживается единый принцип Дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в ос­тальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периоди­зации характерно вовсе не только для классификации Дж. Биррена, но является в целом достаточно распространен­ным явлением (например, D.Bromley, 1966; А.Люблинская, 1959 и др.). Проведя многоаспектный анализ различных под­ходов к возрастной периодизации, Д.И.Фельдштейн, так же как и Б.Г.Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации — по возрасту (младенче­ство, детство и т. д.) и по роду деятельности (дошкольный, школьный и т. д.).

В классификации Д.Бромлей (D.Bromley,1966) выделяются пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл, в свою очередь, подразделяется на несколько стадий. Цикл "детство" охватыва­ет три стадии: младенчество (от рождения до 18 месяцев), дош­кольное детство (от 18 месяцев до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11—13 лет). Цикл "юность" подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), позд­няя юность (от 15 лет до 21 года). Цикл "взрослость" состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет). В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл "старость" начина­ется от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу, включает в себя период старческих болезней и умирания.

В классификации Э.Эриксона выделяются следующие возра­стные этапы, стадии психосоциального развития: от рождения до 1 года (младенчество или орально-сенсорная стадия), от 1 года до 3 лет (раннее детство или мышечно-анальная стадия), от 3 до 6 лет (возраст игры или локомоторно-генитальная ста­дия), от 6 до 12 лет (школьный возраст или латентная стадия), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).

В одной из распространенных современных международных классификаций (В.Квинн, 2000) выделяются следующие возра­стные этапы: младенческий возраст — от рождения до 3 лет, раннее детство — от 3 до 6 лет, детство — от 6 до 12 лет, подрост­ковый (юношеский) возраст — от 12 до 18 лет, молодость — от 18 до 40 лет, зрелый возраст — от 40 до 65 лет, пожилой возраст — от 65 лет.

В современном фундаментальном издании по психологии развития Грейс Крайг (G.Craig, 1996, 2000) приводится хотя и близкая к вышеуказанной периодизация, но не совпадающая с нею полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 2 лет, раннее детство — от 2 до 6 лет, среднее детство — от 6 до 12 лет, подро­стковый и юношеский возраст — от 12 до 19 лет, ранняя взрос­лость — от 20 до 40 лет, средняя взрослость — от 40 до 60 лет, поздняя взрослость — от 60 лет и далее.

Итак, имея ввиду, что нам, в конце концов, все-таки надо бу­дет придерживаться какой-то определенной периодизации, проведем краткий сравнительно-сопоставительный анализ. Какой же возраст скрывается за всеми этими словами — мла­денчество, детство, подросток и т. д.? Насколько близки или да­леки друг от друга различные классификации?

Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (В.С.Му­хина, 1998; E.Erikson, 1963); до 18 месяцев (D.Bromley, 1966); до 2 лет (К.Крайг, 2000); до 3 лет (В.Квинн, 2000).

Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (В.С.Мухина, 1998; E.Erikson, 1963); от 18 месяцев до 5 лет (D.Bromley, 1966); от 3 до 6 лет (В.Квинн, 2000); от 2 до 6 лет (Г.Крайг, 2000).

Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (В.Квинн, 2000; Г.Крайг, 2000).

Подростковый и юношеский возраст в современной между­народной традиции рассматривается в единстве, и часто этот этап обозначается одним термином — подростковый возраст (P.Rice, 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии Данного возраста — ранний подростковый (до 14 лет) и стар­ший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечест­венной традиции выделению подросткового и юношеского возраста.

Итак, подростковый и юношеский возраст рассматривают­ся в границах: от 11 до 19 лет, с выделением раннего и старше­го подросткового возраста (Ф.Райс, 2000); от 10 до 17 лет, с вы­делением подросткового возраста и первого периода юности1 (1 Второй период юности определяется в границах от 17 до 21 года.) (Д.И.Фельдштейн,1999); от 12 до 18 лет (В.Квинн, 2000); от 12 до 19 лет (E.Erikson, 1963; Г.Крайг, 2000).

Ранняя взрослость рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет (D.Bromley, 1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (E.Erikson, 1963); от 20 до 40 лет (Г.Крайг, 2000).

Средняя взрослость рассматривается как возраст: от 25 до 50 лет (Birren, 1964); от 25 до 60 лет (E.Erikson E., 1963); от 35 до 60 лет (Д.Ф.Фельдштейн, 1999); от 40 до 60 лет (Г.Крайг, 2000); от 40 до 65 лет (В.Квинн, 2000).

Поздняя взрослость (пожилой возраст) рассматривается как возраст: от 50 до 75 лет (Birren, 1964); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии- до 65 лет (D.Bromley, 1966); от 65 лет (E.Erikson, 1963); от 60 лет (Г.Крайг, 2000); от 60 до 75 лет (Д.И.Фельдштейн, 1999); от 65 лет (В.Квинн, 2000).

Как видим, существует заметное расхождение во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное само­ощущение и объективные показатели акме, расцвета сил чело­века или старости, увядания определяются не только хроноло­гическим возрастом. Существенное значение в действитель­ности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика про­фессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверж­дается мнение (Г.Крайг, 2000), что точно указать границы ста­дий развития взрослых людей довольно трудно, если это вооб­ще возможно.

Резюме

Для понимания жизненного цикла человека и основных фаз, которые его образуют, необходимы определение последова­тельности смены состояний развития, однонаправленность и необратимость времени жизни, т. е. топологическая характерис­тика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длитель­ность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов вида "человек" - метри­ческую характеристику жизненного цикла и его отдельных мо­ментов. Эти моменты преобразований — генетические перехо­ды от одной ступени возрастного развития к другой — должны оцениваться как дискретные величины, имеющие то или иное значение для всего жизненного цикла человека (критические точки развития). Определение продолжительности каждого из этих явлений развития (фаз и дискретных моментов) предпола­гает обязательный учет: а) гетерохронности функциональных и личностных изменений; б) возрастную и индивидуальную из­менчивость в контексте конкретных исторических условий жизни людей. Оно также требует установления верхних и ниж­них границ каждой из фаз, выявления наибольшей концентра­ции специфических особенностей того или иного возраста, что одновременно означает фиксирование качественной специфи­ки оптимумов каждой из фаз и прослеживание признаков, ко­торые характеризуют переход от одной фазы возрастного разви­тия к другой.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие вы знаете авторские периодизации возрастного раз­вития человека?

2. В чем сходятся и расходятся различные классификации в определении границ возрастных периодов?

3. Почему трудно указать точные границы различных возра­стных периодов взрослости?

4. На основе литературных данных, а также своего личного опыта приведите примеры того, что период "акме" человека как личности и субъекта деятельности может не совпадать с аналогичным периодом в индивидном плане.

5. Проанализируйте приведенные вами примеры и обоснуй­те причины такого расхождения.

Список литературы

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1998.

Психология человека от рождения до смерти / Под ред. ААРеана. СПб., 2001.

ФельдштейнД.И. Психология взросления. М., 1999.

Наши рекомендации