Конструктивности – неконструктивности

Вид влияния Характеристика конструктивности – неконструктивности Конструктивные виды контр-влияния Неконструктив-ные виды контрвлияния
1. Убеждение Конструктивный вид влияния, при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия Контраргумента-ция Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение
2. Самопродви-жение Конструктивный вид влияния при условии, что мы не используем обманных «трюков» и раскрываем свои истинные цели и запросы Конструктивная критика, отказ Игнорирование, деструктивная критика
3. Внушение Спорный вид конструктивного внушения – это всегда проникновение через «черный ход» Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение
4. Заражение Спорный вид влияния; никто не может определить, насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состо-янием и именно сейчас Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Игнорирование, деструктивная критика, манипуляция, принуждение
5. Пробуждение импульса к подражанию Спорный вид вли-яния; считается прием-лемым в воспитании детей и при передаче мастерства от профес-сионала высокого класса молодому специалисту Конструктивная критика, творчество, уклонение Игнорирование, деструктивная критика
6. Формирование благосклонности Спорный вид вли-яния; лесть, подра-жание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипу-ляцией Конструктивная критика, энергетическая мобилизация, уклонение Игнорирование, деструктивная критика
7. Просьба Спорный вид влияния; в российской культуре считается разруши-тельным для того, кто просит; в американ-ской культуре счи-тается оправданной Отказ, уклонение Игнорирование, деструктивная критика
8. Принуждение Спорный вид внушения; считается конст-руктивным в неко-торых педагогических, политических сис-темах и в аварийных ситуациях Конфронтация, психологическая самооборона Ответное принуждение, манипуляция, игнорирование, деструктивная критика
9. Деструктивная критика Неконструктивный вид влияния Психологическая самооборона, уклонение Ответная дест-руктивная кри-тика, манипу-ляция, принуж-дение, игнориро-вание
10. Манипуляция Неконструктивный вид влияния Конструктивная критика, конфронтация, психологическая самооборона Встречная манипуляция, деструктивная критика


Каналы восприятия и передачи информации.

Влияние пространства и временина уровень и глубину общения

Субъективные каналы восприятия и передачи информации. Люди воспринимают и отражают окружающий мир посредством своих органов чувств. Проблема уровней передачи информации в процессе межличностного общения рассматривается в теории НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Авторы этой теории Дж. Гриндер и Р. Бэндлер считают, поскольку язык каждого человека отражает его субъективный мир, то и влиять на этот мир можно, влияя на язык как знаковую систему.

Существует несколько типов модальностей или репрезентативных систем, связанных с тем или иным каналом восприятия. Обычно одна из систем является основной, т. е. лучше развита. Ведущая модальность проявляется в речи, в соответствующих словах, а также в характерных жестах и движении глаз. Выделяют:

v аудиальную репрезентативную систему – доминирует слух. В речи часто встречаются такие слова и фразы: «послушай», «звучит, как музыка», «пропускать мимо ушей», «скажите мне» и т. п.;

v визуальную репрезентативную систему – преобладает зрение. Характерные слова и фразы: «вижу, что вы имеете в виду», «это выглядит», «при ближайшем рассмотрении», «туманное представление» и т. п.;

v кинестетическую систему – преобладают двигательные и тактильные ощущения. Характерные слова и фразы: «погодите секунду», «холодный человек», «уловил идею», «ловко сделано». «это меня задевает» и т. п.;

v обонятельную и вкусовую системы. Характерные слова и фразы: «горькая пилюля», «это дурно пахнет», «дело вкуса», «о вкусах не спорят», «свежий, как роза» и т. п.

Предполагается, что у субъектов с разными доминирующими модальностями часто возникает непонимание, поскольку их восприятие и понимание одних и тех же явлений могут быть совершенно различными. Для улучшения взаимопонимания и выработки общего смысла передаваемой информации между субъектами, обладающими различными модальностями, используют следующие приемы: присоединение (подстройка), закрепление, ведение.

Присоединение осуществляется через имитацию, отождествление своего поведения с поведением партнёра – так называемое зеркальное поведение. Взаимная подстройка собеседников включает в себя соответствие скорости, громкости и тона речи. В процессе общения можно сознательно и активно повторять телодвижения и позы вашего собеседника с целью улучшения контакта. В НЛП этот прием называется «калибровкой» контакта.

При закреплении субъект подражает мимике, жестам, голосу партнёра, использует характерные для него ключевые слова и фразы. Если коммуникатор начинает употреблять слова, связанные с ведущей модальностью партнёра, он входит в контекст его восприятия и понимания, что, безусловно, способствует выработке общего смысла при взаимодействии.

Ведение представляет собой постепенное переключение партнера с его собственной программы на предлагаемую. Данная техника использует тенденцию непроизвольно подражать всем изменениям позы и общего состояния собеседника, присущую многим людям.

Присоединение, закрепление и ведение могут рассматриваться не только как приемы, обеспечивающие передачу и понимание информации, но также и как последовательные этапы установления контакта.

Феномен влияния пространства и времени на уровень и глубину коммуникативного процесса определяется в психологии как хронотип. Хронотипы возникают обычно в ситуациях, характеризующихся специфическим сочетанием пространственно-временных координат. Например, когда незнакомые прежде люди по каким-либо причинам вынуждены быть вместе в течение длительного промежутка времени на небольшой территории. В таких условиях человек может проявить себя в общении совсем иначе, не так, как обычно. Он как бы выходит из-под социального контроля и может сыграть новую социальную роль. Известны хронотипы «вагонного попутчика», «больничной палаты» и т. п.

Вопросы для проверки:

1. Какие функции вербальной коммуникации вы знаете?

2. Перечислите нормы речевого общения.

3. Назовите средства невербальной коммуникации.

4. Какие виды коммуникативных барьеров вы можете назвать?

5. Перечислите критерии конструктивного психологического влияния.

6. Назовите виды психологического влияния.

7. Назовите виды противостояния психологическому влиянию.

8. Какие виды репрезентативных систем вы знаете?

9. Назовите основные этапы установления контакта с позиций НЛП.

10. Назовите условия успешной коммуникации.

Список рекомендуемой литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000.

2. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. – СПб., 2001.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. – М., 1996.

4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – СПб., 2003.

5. Искусство разговаривать и получать информацию: хрестоматия / сост. Б.Н. Лозовский. – М., 1993.

6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1989.

7. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1990.

8. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. – Дубка, 1998.

9. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. – Минск, 1988.

10. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1986.

11. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Ростов-на-Дону, 1991.

12. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

13. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб., 2001.

14. Межличностное общение / сост. и общ. ред. Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб., 2001.

15. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000.

16. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – М., 1995.

17. Психология влияния / сост. А.В. Морозов: хрестоматия. – СПб., 2000.

18. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2002.

19. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб., 2004.

20. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб., 2003.

21. Филатова О.Г. Социальная психология. – СПб., 2000.

22. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

23. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.

24. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / пер. с англ. – Мн., 1992.

Глава 4. Интерактивный аспект общения

Типы ситуаций интеракции людей.

Психологические эффекты взаимодействия людей

Общение – это не только обмен информацией, знаками и восприятие другого человека, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей.

Сущность интеракции заключается в том, что в процессе совместной деятельности возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями (5). Понятие интеракции дало название целому направлению в психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия.

Основные типы социальных ситуаций:

Ø официальные социальные события;

Ø личностное взаимодействие;

Ø случайные, эпизодические встречи со знакомыми;

Ø формальные контакты (например, на работе);

Ø ассиметричные взаимодействия, выстроенные по принципу субординации;

Ø конфликты и переговоры;

Ø групповая дискуссия.

Типы ситуаций интеракции людей:

· человек находится наедине с собой и то, что он делает, никому не будет известно;

· находясь в одиночестве, человек знает, что результаты его деятельности будут известны другим людям;

· человек находится в окружении пассивно присутствующих людей, никак на него не реагирующих;

· человек работает в присутствии других людей, активно реагирующих на него;

· человек активно взаимодействует с другими, хотя результат его действий от других не зависит;

· человек активно взаимодействует с другими людьми, и результат его деятельности зависит от этого сотрудничества.

Наши рекомендации