Педагогические возможности разрешения конфликтов
Тренер и конфликт. Рассмотрение конфликтов, причин их возникновения и развития, необходимо прежде всего для определения мер по их предотвращению.
Предупреждение конфликтов предполагает снятие источников, причин и условий их возникновения с помощью мер воспитательного характера. Пересечение же - достигается применением каких-либо организационных мер, конкретных педагогических санкций. Под разрешением конфликта понимается нормализация взаимоотношений между спортсменами на основе сближения их мотивационных устремлений.
Среди тренерского состава встречается разное отношение к конфликтам. В частности, есть две крайние позиции. Первая - ее сторонники недооценивают возможности отрицательных последствий острых конфликтных ситуаций, их влияния на взаимоотношения, общую атмосферу в команде. Приверженцы другой позиции проявляют излишнюю боязнь конфликтов, стремятся любой ценой смягчить противоречия, удовлетворить любое требование во избежание обострения противоречий.
Обе эти крайние позиции дают не лучший результат. Наиболее целесообразная стратегия по отношению к конфликтам заключается не в стремлении избежать их любой ценой, а в умении обратить их по возможности на пользу группы, тем более, что разногласия бывают часто и весьма конструктивными.
Многие конфликты, (например, конфликт между нарушителем спортивного режима и остальными членами команды), успешно выполняют воспитательные функции. А.С. Макаренко в своей педагогической деятельности широко использовал прием обострения конфликта. Он указывал, что при возникновении противоречия между требованиями общества и требованиями личности возникает опасность углубления этого противоречия. Единственным методом, считал он, является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не позволять ему расти, а уничтожить его, взорвать, довести конфликт до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для эмоции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлен вопрос - или быть членом общества или уйти из него. Наиболее позитивные возможности конфликта могут быть, видимо, использованы именно для осуществления коллективом своих воспитательных функций. «Полезность» конфликта также связана с его сигнальной функцией: чем больше объективных оснований имеется в возникновении конфликта, тем непосредственнее он указывает на то или иное неблагополучие.
Иное дело, разумеется, конфликты с отрицательной направленностью. Кроме ухудшений в отношениях людей и испорченного настроения они ничего не приносят. Эти конфликты необходимо своевременно предупреждать, обнажать, пресекать. Для того, чтобы избежать подобных обострений, разногласий, тренеру следует быть тактичным, внимательным относиться к людям, их запросам, доверять спортсменам и уважать их, Только при этих условиях поддерживается тот здоровый морально-психологический климат, который сам по себе становится надежной защитой от влияния неблагоприятных факторов, являющихся зачастую источником отрицательных конфликтов.
Как показывает реальный практический опыт, спортивный педагог оказывается вовлеченным почти в каждый значительный конфликт в классе или команде, либо в качестве одной из противостоящих сторон, либо арбитра, задачей которого является регулирование возникшей сложной ситуации. Совершенно очевидно, что стратегия и тактика его поведения в такой ситуации, поиск и выбор оптимального решения, играют весьма существенную роль как в общем совершенствовании психологической атмосферы и регулировании отношений конкретных людей, так и в укреплении своего авторитета.
Но важно, чтобы спортивный педагог не только сам не был источником конфликта с отрицательной направленностью, но и прежде всего умел правильно их преодолеть, если они возникнут в команде.
В целях разрешения и преодоления конфликтов необходимо:
· к разрешению конфликтов привлекать наиболее авторитетных членов команды, не зависящих от конфликтующих сторон ни материально, ни морально;
· исключать предвзятость в изучении конфликтов, стремление оправдать одного из конфликтующих, признавая правильность его поведения;
· изучать историю и предысторию взаимоотношений и поведения лиц, попавших людей в конфликтную ситуацию;
· нацеливать конфликтующих на конструктивный подход к поиску выхода из ситуации;
· учитывать личностные особенности конфликтующих, в первую очередь те, которые могут усугублять трения;
· при изучении существа межличностных противоречий, проявлять гибкость и учитывать психологическое состояние людей;
· тщательно сопоставлять информацию о конфликтующих сторонах и сверять ее с внешними факторами;
· не оглашать и не делать выводов в ходе разбирательства;
· не сообщать конфликтующим ту или иную информацию, которая может способствовать укреплению ошибочной позиции;
· правильно использовать общественное мнение по существу конфликта;
· контролировать поведение лиц, выведенных из конфликта, корректировать их поступки, побуждая к проявлению порядочности и объективности;
· тщательно готовиться к выступлению по факту конфликта или беседам с конфликтующими.
Конечно, педагогические рекомендации не являются исчерпывающими. Успешность разрешения конфликтов зависит от психологической проницательности, находчивости тренера, опоры на актив команды и наиболее авторитетных спортсменов.
Предотвращение возможных конфликтных явлений происходит более эффективно, если оно строится в зависимости от этапов их возникновения и протекания.
1. Известны предпосылки к конфликтной ситуации в команде:
· выяснить обстоятельства и существо возникновения разногласий, их причину, источники и т. п.;
· опросить лиц, имеющих информацию о зарождающемся межличностном противоречии;
· провести беседу со спортсменами, между которыми возникали трения;
· проанализировать реальные отношения между ними, определить возможные последствия;
· принять активное участие в преодолении разногласий между участниками конфликтной ситуации, используя прежде всего средства педагогического воздействия.
2. Взаимоотношения в команде неблагополучны. Нетактичное обращение тренера со спортсменами;
· принять меры, исключающие нанесение физических оскорблений;
· провести разбирательство по существу межличностного конфликта;
· добиться фактического устранения возникших острых разногласий.
Ликвидация почвы и предпосылок возникновения конфликтов обеспечивает создание позитивных взаимоотношений спортивного педагога со своими учениками. А если всё таки конфликт возник? Конфликт потому и конфликт, что «обвиняемая» сторона не согласна с выводами оппонента. У каждой стороны свое представление о предмете конфликта, своя позиция о степени виновности и возможном исходе конфликта. Конфликт потому и есть «столкновение», что соучастник не намерен так легко и быстро «сдавать свои позиции», он и ситуацию видит совсем иначе, чем партнер.
Возможны несколько типичных исходов конфликтных ситуаций.
Уход от конфликта, разрешения противоречия со ссылкой на несвоевременность спорта, недостаток времени. Такой исход ни что иное как его откладывание. Эта тактика дает возможность оппоненту подумать, взвесить все за и против, «остыть» от возникшего, может быть, спонтанного недовольства. Она предоставляет возможность оценить сложившееся положение вещей, найти оптимальный вариант выхода из конфликта.
Но в большинстве случаев «уход» лишь переносит конфликт, т.к. предмет недовольства не устранен. Постоянное откладывание разрешения конфликта создает эффект «снежного кома», который растет, накапливая обиды, неясность в отношениях.
Сглаживание конфликта.Оправдывает себя, когда одна из сторон соглашается с претензией. Однако такой исход полностью конфликта не решает и даже может его усугубить, так как внутреннее, мысленное противоречие утверждается в своем статусе. Принятие противоречивого мнения предполагает частичное или внешнее согласие, что зависит от сложности и глубины возникшего конфликта. Этот исход выражается в том, что один из оппонентов в данный момент старается снять эмоциональное возбуждение другого, демонстрирует покорность, согласие и лояльность.
Тактика сглаживания может подрывать доверие партнера, т.д. «маневры» вскоре обнаружиться и любые заверения будут приниматься с опасением и недоверием. Для сглаживания свойственно коммуникативное поведение. Убедительность партнера позволяет принять позицию оппонента, оправдав этот случай как частный. Конечно, сглаживание не может бесконечно спасать положение, но позволяет снять напряженность в отношениях.
Компромисс. Под этим исходом понимается открытое обсуждение мнений и позиций, направленных на поиск решения, наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон. В этом случае оппоненты выставляют аргументы в свою и чужую пользу, не используют откладывание решений на другой срок и не принуждают в одностороннем порядке к одному единственно возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимной равности прав, обязанностей и легализации претензий. Компромисс, при соблюдении правил поведения в конфликте, снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение. При компромиссном варианте стороны вырабатывают наиболее приемлемое для обеих сторон решение.
Конфронтация.Неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто другой из участников не принимает во внимание позицию, мнение другого. Противопоставление позиций рано или поздно в силу своей неразрешимости, накапливает негативный потенциал отношений. Опасность конфронтации - в возможности перейти на личные оскорбления, что обычно происходит, когда все разумные доводы использованы. Исход конфронтации обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, «собралась с силами» и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона.
Положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам по команде увидеть сильные и, главное, слабые стороны друг друга, понять запросы и интересы сторон.
Конфронтация зачастую возникает при переоценке себя и недооценке оппонента. С этим связано такое качество личности как эгоцентризм. Когда собственное «Я» возводится на недосягаемый пьедестал, а мнение других не принимается во внимание или не понимаются. Понимание - непонимание тесно связано с мотивом признать для себя новую позицию, мысль. Когда мы обнаруживаем согласие, то это мало удивляет и настораживает. Несогласие вызывает неприязнь и непонимание того, что может быть совсем другая точка зрения. Кроме того, эмоциональная включенность в спор и конфликт, неумение все обратить в шутку и в игру - могут привести к застреванию на обсуждаемом вопросе.
Конфронтация становится приемлемой, когда отстаиваются принципиальные вопросы. Если конфронтация вскроет многообразие точек зрения, значит, и в твоей позиции не все однозначно. Это заставляет думать, сомневаться, искать новые пути решения, казалось бы, неразрешимых вопросов.
Принуждение - самый неблагоприятный исход конфликта. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает инициатора конфликта. Как правило, к принуждению прибегает оппонент, уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над другим. Такой вариант исхода конфликта, в некотором смысле, действительно быстро и решительно устраивает причины недовольства инициатора конфликта, но он самый неблагоприятный для сохранения отношений. Дело в том, что партнер, которому навязано какое-то поведение, может чувствовать себя глубоко ущемленным, оскорбленным и униженным. За внешней покорностью скрывается обида и желание «отплатить» за свое унижение. Поэтому принуждение как исход конфликта порождает цель взаимных «мщений» и «сведения счетов».
Рассмотренные многообразные исходы конфликтов: уход, сглаживание, компромисс, конфронтация, принуждение по разному влияют на устойчивость спортивно-педагогического взаимодействия. В этом смысле более благоприятны исходы сглаживания и компромисса. «Сглаживание» снимает отрицательные переживания одного или обоих участников, а «компромисс» стимулирует равноправное сотрудничество и, следовательно, укрепляет межличностные отношения. «Уход» как пассивный исход конфликта может демонстрировать равнодушие одного из партнеров. А если уход используется обоими партнерами, то можно говорить о взаимной индифферентности отношений. Такой вариант обеспечивает самостоятельность и она оправдана при приятельских отношениях. Другое дело, когда члены команды связаны совместной спортивной деятельностью. Особенно пагубно «уход» действует на устойчивость отношений в спортивных парах (фигурное катание, акробатика, синхронное плавание и т.п.).
«Конфронтация» и «принуждение» одинаково плохо влияет на эмоциональное состояние и на устойчивость отношений. Конфронтацию можно рассматривать как частный или возможный случай только тогда, когда проблема «быть или не быть» достигла своего крайнего значения. Оппоненты должны быть готовы к полной трансформации.