Раскройте сущность понятия «обучение». Охарактеризуйте основные функции процесса обучения (1. обучающая, 2. воспитательная, 3. развивающая)
Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательный деятельности учащихся по овладению ЗУН, развитию творческих и нравственных этических взглядов.
Функции процесса обучения достаточно разнообразны, но все же среди них можно выделить три самых главных, а именно: образовательную функцию, воспитательную и развивающуюся. Современная дидактика (наука об учении) обращает внимание на то, что все задачи и функции процесса обучения нельзя сводить только к формированию навыков, умений и знаний. Учебный процесс должен оказывать комплексное влияние на личность, даже несмотря на то, что образовательная функция является несколько специфичной для этого процесса. Следует обратить внимание на то, что эти три функции процесса обучения не имеют между собой строгих границ. Так, например, под образованием можно подразумевать не только усвоение теоретических и фактических знаний, но и формирование общеучебных навыков и умений. В то же время эти общеучебные навыки и умения очень часто относят к развитию личности…
Образовательная функция – это формирование специальных умений и знаний, освоение научных знаний. Научные знания – это факты, законы, теории, понятия, закономерности, обобщенная картина мира. Под специальными умениями и навыками подразумевается практические умения и навыки, характерные только для отрасли науки и учебного процесса. Например, в физике это будет решения задач, проведение исследовательских и лабораторных работ. Помимо всего описанного выше, во время процесса обучения учащиеся овладевают общенаучными навыками и умениями, имеющими отношения ко всем предметам, например, это могут быть навыки работы с книгой или навыки письма и чтения. Воспитательная функция – формирование у учащихся мировоззрения, убеждения, нравственных, эстетических, трудовых и этических представлений и взглядов, способов поведения и деятельности в обществе, отношения к личности и т.д. Развивающая функция – здесь имеются ввиду специальные меры, которые будут способствовать не только формирования специальных умений и знаний, но и общему развитию учащихся. Следует обратить внимание на то, что обучении само по себе является развивающим, правда, круг развиваемых качеств и методов обучения несколько снижен, ввиду недостаточной ориентированности на подобное содержание.
Охарактеризуйте структуру процесса обучения (1. содержательно-процессуальный компонент, 2. гносеологический, 3. психологический, 4. кибернетический, 5. социологический, 6. организационный).
Процесс обучения — система последовательных учебных действии преподавателя для достижения познавательного результата и соответствующая последовательная смена в умственном развитии учащегося. Обучение — явление социально-педагогическое. Оно выполняет функцию образовательную, воспитательную и функцию развития личности. Поскольку процесс — это движение, продвижение, то возникает вопрос о его движущих силах. Главной движущей силой процесса обучения являются противоречия. Противоречия бывают внешние и внутренние. Первые это те, которые возникают вне личности, хотя касаются ее развития: между потребностями общества по подготовке молодого поколения к жизни и наличным уровнем этой подготовки. Внутренние противоречия характеризуют уровень подготовленности самого школьника к выполнению обязательных учебных заданий. Получается своеобразная формула: надо <-> могу / не могу <-> хочу / не хочу. Кроме противоречия, к числу движущих сил процесса обучения следует отнести чувства и эмоции. Безусловно положительно воздействуют на отношение школьника к учению переживание успеха, уверенности в своих силах, радости собственного открытия “нового”. Могут быть и честолюбивые чувства. К числу движущих сил процесса обучения отнесем также и волю, например настойчивость, сосредоточенность, самообладание, а также нравственно-волевые черты долга, обязанности, ответственности перед другими или принуждение — всевозможные устрашения, наказание нерадивого ученика, лишение его удовольствий, свободы и, наоборот, поощрение за прилежание, усердие, хорошие результаты учения. Принуждение как способ воздействия на ученика в настоящее время почти не используется, хотя внешнее стимулирование к учению — устное поощрение, призы, грамоты, дипломы, медали и т.п. — практикуется достаточно широко и успешно. Структура процесса обучения. Еще один структурный элемент процесса обучения — его содержание. Содержание в процессе обучения имеет несколько функций. Во-первых, это предмет учебной деятельности. Во-вторых, для преподавателя и для учащихся — это объект учебной деятельности. Преподаватель его “обрабатывает” и транслирует (передает) учащимся так, чтобы они его усвоили. Для учащегося — это тоже объект, который необходимо переработать, усвоить и присвоить как элемент социальной культуры. В-третьих, для преподавателя содержание представляет и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Через содержание обучения он воздействует на умы, чувства, нравственную и иную культуру. Такова структура учебного процесса. Их взаимодействие и составляет процесс. Этапы (звенья) учебного процесса 1. Первичная диагностика и актуализация прежних знаний учащихся. 2. Постановка преподавателем цели и осознание учащимися познавательных задач: объявление темы, постановка вопросов, выполнение разных активизирующих заданий, задач проблемного и творческого характера. Так учащиеся входят в атмосферу напряженной познавательной работы. 3. Восприятие и изучение учащимися нового материала. На этом этапе используются разные методы и приемы изложения. 4. Осмысление нового материала. 5. Закрепление и совершенствование первично воспринятой информации учащимися, формирование новых умений и навыков. 6. Применение. 7. Контроль качества усвоенных знаний, умений — важное звено учебного процесса 8. Коррекция как звено учебного процесса необходима тогда, когда по результатам диагностики обнаружились отклонения от намечавшегося результата познавательной деятельности. 9. Обобщение.
48)Назовите и охарактеризуйте документы содержания образования (1. Учебный план;2. учебная программа; 3. Учебник).
Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, оследовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4—6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и абораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.). Учебный план, таким образом, упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий. Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Учебная программа, таким образом, выполняет ряд основных функций. Первая может быть названа описательной, поскольку программа является средством описания содержания образования на уровне учебного предмета. Вторая — это идейно-мировоззренческая функция.. Третья функция учебной программы — регулирующая, или организационно-методическая. Она организует деятельность учителя до подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, методов и форм обучения. Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания