Сущность языка и функции речи. Строение слова. Методы изучения слова

Речь – форма человеческой активности. Психология изучает ее механизмы и т.д. Существуют и другие науки, которые изучают устройство речи: лексикология (слово), синтаксикология; современная структурная лингвистика (устройство предложения). Речь изучается как процесс обмена информацией, изучаются формы обозначения речи, речь изучается с т.з. прикладных ее форм применения (пед. дисциплина, науки о нарушении речи, нейрофизиология, патопсихология и т.д.). Психологию интересует особый аспект – психическая регуляция речи как человеческой активности.

В работах Ломова все формы человеческой активности дел-ся на 2 формы: общение и деятельность. Любая форма психической активности имеет следующие компоненты, которые взаимосвязаны: исполнительный, познавательный, коммуникативный.

Накопление нашего опыта ведется в форме общения. В современной психологии используются понятия: презентация – процесс с помощью которого мы воспринимаем структуры, которые соответствуют образу, с которыми мы взаимодействуем; репрезентация – как этот образ существует у человека.

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенной значение и смысл.

Различия между языком человека и животных.

Под языком чела мы подразумеваем сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут ф-цию кодирования, передачи инф-ции и введение ее в различные системы. Все эти признаки характерны только для языка чела. Язык животных, не имеющий эти признаки – квазиязык.

Язык животных не обозначает постоянной вещи, признака, свойства, а лишь отражает состояние или переживание животного.

Функции речи.

Наиболее известны функции и структуры речи, разработанные Бюлером. Он выделял следующие функции: экспрессивная (выразительная), импрессивная (воздейственная), познавательная (изобразительная).

Жинкин.

1. Функция общения (коммуникативная)

а) подфункция сообщения

- предикативная

- наименотивная

б) побуждение к действию

2. Мыслеоформительная функция

а) обозначение (сигнификация)

б) отвлечение и обобщение

У Рубинштейна – главная функция – коммуникативная. Речь является средством общения с другими людьми и с самим собой.

Язык – достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.

Рассмотрим свойства языка:

- членораздельность. Мы можем по-разному делить язык

а) морфема (фонема (уст.)/графема (письм.)

б) слово – единица речи, обладающая лингвистической и синтаксической цельнооформленностью.

Слово – семантическое содержание – что оно включает, внешняя форма слова.

Внутренняя форма слова – как создавалось слово

В семантическом значении слова:

- предметная отнесенность

- значение

Слово является основным элементом языка. Слово обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения. Слово кодирует наш опыт. Основной функцией слова явл-ся его обозначающая роль, которую некоторые авторы наз-т «референтной» ф-цией слова. В психологии эту ф-цию принято обозначать как предметная отнесенность слова, как ф-цию представления, замещения предмета. Слово, как элемент языка человека всегда обращено вовне, к определенному предмету и обозначает или предмет или действие, или качество, свойство объектов, или отношение объектов. Это выражается в том, что слово, имеющее предметную отнесенность, может принимать форму или существительного, или глагола, или прилагательного, или предлога, или союз.

Любой психологический метод включает звено поиска значений, семантически связанных с исследуемым и фиксирует эти связи в форме матриц, семантических расстояний, семантических полей, семантических пространств и т.п. Психолингвистические методы, в отличие от лингвистических позволяют исследовать значения непосредственно в речемыслительном действии конкретного субъекта.

Методы исследования значения.

1. Метод ассоциативного эксперимента – испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется дать первые пришедшие на ум ассоциации. 2 вида ассоциаций – парадигматический (слова-реакции того же семантического ряда) и синтагматический (грамматический ряд отличается от граммат. класса слов-стимулов).

а) метод парных ассоциаций

б) метод цепных ассоциаций

2. Метод семантического радикала или метод объективной характеристики семантических полей Лурии – Виноградовой – предъявление понятий узкого семантического класса сопровождается подкреплением – ударом электрошока Дальнейшее предъявление семантически связанных понятий вызывали оборонительную реакцию, а понятия более косвенно связанные с подкреплением, вызывали ориентировочную реакцию. Т.о. строилось семантическое поле объектов. С помощью эт. метода возможно исследовать динамику семантических систем на наосознанном уровне

3. Другие методики, которые основаны на принципе шкалирования. Очень много работал Осгуд.

- метод семантического дифференциала Осгуда – комбинация процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Измеряемые объекты оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов.

- метод репертуарных решеток Келли

Наши рекомендации