Сущность языка и функции речи. Строение слова. Методы изучения слова
Речь – форма человеческой активности. Психология изучает ее механизмы и т.д. Существуют и другие науки, которые изучают устройство речи: лексикология (слово), синтаксикология; современная структурная лингвистика (устройство предложения). Речь изучается как процесс обмена информацией, изучаются формы обозначения речи, речь изучается с т.з. прикладных ее форм применения (пед. дисциплина, науки о нарушении речи, нейрофизиология, патопсихология и т.д.). Психологию интересует особый аспект – психическая регуляция речи как человеческой активности.
В работах Ломова все формы человеческой активности дел-ся на 2 формы: общение и деятельность. Любая форма психической активности имеет следующие компоненты, которые взаимосвязаны: исполнительный, познавательный, коммуникативный.
Накопление нашего опыта ведется в форме общения. В современной психологии используются понятия: презентация – процесс с помощью которого мы воспринимаем структуры, которые соответствуют образу, с которыми мы взаимодействуем; репрезентация – как этот образ существует у человека.
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенной значение и смысл.
Различия между языком человека и животных.
Под языком чела мы подразумеваем сложную систему кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут ф-цию кодирования, передачи инф-ции и введение ее в различные системы. Все эти признаки характерны только для языка чела. Язык животных, не имеющий эти признаки – квазиязык.
Язык животных не обозначает постоянной вещи, признака, свойства, а лишь отражает состояние или переживание животного.
Функции речи.
Наиболее известны функции и структуры речи, разработанные Бюлером. Он выделял следующие функции: экспрессивная (выразительная), импрессивная (воздейственная), познавательная (изобразительная).
Жинкин.
1. Функция общения (коммуникативная)
а) подфункция сообщения
- предикативная
- наименотивная
б) побуждение к действию
2. Мыслеоформительная функция
а) обозначение (сигнификация)
б) отвлечение и обобщение
У Рубинштейна – главная функция – коммуникативная. Речь является средством общения с другими людьми и с самим собой.
Язык – достаточно сложное образование. Всякий язык имеет прежде всего определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Язык имеет определенную систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, а также имеет определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.
Рассмотрим свойства языка:
- членораздельность. Мы можем по-разному делить язык
а) морфема (фонема (уст.)/графема (письм.)
б) слово – единица речи, обладающая лингвистической и синтаксической цельнооформленностью.
Слово – семантическое содержание – что оно включает, внешняя форма слова.
Внутренняя форма слова – как создавалось слово
В семантическом значении слова:
- предметная отнесенность
- значение
Слово является основным элементом языка. Слово обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения. Слово кодирует наш опыт. Основной функцией слова явл-ся его обозначающая роль, которую некоторые авторы наз-т «референтной» ф-цией слова. В психологии эту ф-цию принято обозначать как предметная отнесенность слова, как ф-цию представления, замещения предмета. Слово, как элемент языка человека всегда обращено вовне, к определенному предмету и обозначает или предмет или действие, или качество, свойство объектов, или отношение объектов. Это выражается в том, что слово, имеющее предметную отнесенность, может принимать форму или существительного, или глагола, или прилагательного, или предлога, или союз.
Любой психологический метод включает звено поиска значений, семантически связанных с исследуемым и фиксирует эти связи в форме матриц, семантических расстояний, семантических полей, семантических пространств и т.п. Психолингвистические методы, в отличие от лингвистических позволяют исследовать значения непосредственно в речемыслительном действии конкретного субъекта.
Методы исследования значения.
1. Метод ассоциативного эксперимента – испытуемому предъявляется слово-стимул и требуется дать первые пришедшие на ум ассоциации. 2 вида ассоциаций – парадигматический (слова-реакции того же семантического ряда) и синтагматический (грамматический ряд отличается от граммат. класса слов-стимулов).
а) метод парных ассоциаций
б) метод цепных ассоциаций
2. Метод семантического радикала или метод объективной характеристики семантических полей Лурии – Виноградовой – предъявление понятий узкого семантического класса сопровождается подкреплением – ударом электрошока Дальнейшее предъявление семантически связанных понятий вызывали оборонительную реакцию, а понятия более косвенно связанные с подкреплением, вызывали ориентировочную реакцию. Т.о. строилось семантическое поле объектов. С помощью эт. метода возможно исследовать динамику семантических систем на наосознанном уровне
3. Другие методики, которые основаны на принципе шкалирования. Очень много работал Осгуд.
- метод семантического дифференциала Осгуда – комбинация процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Измеряемые объекты оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов.
- метод репертуарных решеток Келли