Психологическая характеристика типов темперамента
Для сангвиникахарактерна малая чувствительность, повышенная реактивность, большая импульсивность, энергичность, быстрота ума, быстрый темп речи и движений, высокая работоспособность. Чувства легко возникают и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. Сангвиник легко приспосабливается к новым условиям, быстро входит в контакт с людьми, общителен. Он жизнерадостен, охотно берется за живое дело, развивает кипучую деятельность, но может остыть, если это дело кропотливое, требующее терпения.
Положительные стороны: хорошо контактирует с людьми, деятелен, из него можно воспитать хорошего организатора, податлив к воспитанию, но в присутствии товарищей. Отрицательные стороны: неустойчивое настроение, опрометчивость решений, с трудом воспитываются волевые качества. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатывается легкомысленное отношение и непостоянство.
Сангвиник-ученик на уроке излишне подвижен, легко отвлекается, словоохотлив, типична поспешность в выполнении заданий, мимика и речь выразительны. По отношению к нему надо чаще проявлять строгость, над ним должен быть установлен систематический контроль.
Ухолерикамного общего с сангвиником. У него малая чувствительность, высокая реактивность, но он менее пластичен, более ригиден, медленнее перестраивается в новой деятельности, обстановке, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Это взрывная натура, отличающаяся повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, раздражительностью. Для него характерна цикличность в активности, в смене настроения. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно: в раздражительности, в аффективности.
Положительными чертами его является прямолинейность, в критические минуты - решительный напор, трудоспособность. Отрицательные черты: обижается по пустякам, возможны нервные срывы.
Педагогу следует учитывать, что для холерика нужны самовоспитание и воспитание наедине. Требуется вырабатывать тормозные механизмы, переключение внимания; опасно захваливать, так как он сам склонен переоценивать себя. Учитывая силу его нервной системы, педагог может резко воздействовать на него.
Флегматикотличается малой чувствительностью, малой реактивностью и импульсивностью, медленным протеканием психических процессов, бедной мимикой и пантомимикой. Новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, терпелив и выдержан, не склонен к аффектам. По выражению И.П. Павлова, «это труженик жизни». Остается спокойным в трудном жизненном положении. При наличии сильного торможения ему нетрудно придерживаться режима; солиден, не тратит напрасно сил. Рассчитав свои силы, доводит дело до конца, может выполнять дело, требующее длительного напряжения, проявляя усидчивость, устойчивое внимание и терпение. Флегматик в меру общителен, ему свойственно постоянство в отношениях, но характер недостаточно гибок. Положительные или отрицательные черты у него зависят от условий: в одних возникают положительные черты – выдержка, глубина мыслей и т.д., в других – вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.
В педагогической практике необходимо учитывать инертность и малоподвижность флегматика. Он быстро теряется при ответах (поэтому не следует на него давить), не успевает за всеми, отстает в работе (давать больше времени на работу и ответ), долго вживается в коллектив.
Умеланхоликасамая высокая чувствительность, впечатлительность, малая реактивность и импульсивность, реакции часто не соответствуют силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение, может затормаживаться по механизму запредельного торможения. Ему трудно на чем-то сосредоточиться. Обидчив, но внутренне и внешне это мало проявляется. Мимика и пантомимика не выразительны. Меланхолик не энергичен, ригиден, очень интровертирован, быстро устает. По выражению И.П. Павлова, «явно тормозной тип». Каждое явление жизни становится для него тормозящим; ни на что хорошее он не надеется, ожидает лишь плохое и опасное, испытывает страх перед новой обстановкой, смущается при контактах с новыми людьми, отношения в коллективе налаживаются с трудом. Слабость процессов возбуждения и торможения приводит к тому, что он деятелен. В нормальных условиях жизни меланхолик – человек глубокий, содержательный, отличается большой тактичностью, может прекрасно справляться с жизненными проблемами. При неблагоприятных условиях он может превратиться в замкнутого, необщительного, боязливого, тревожного человека.
В педагогической практике у таких детей необходимо формировать уверенность в своих силах путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечанием «хорошо», «молодец» и т.п.), не спрашивать новый, только что усвоенный материал, осторожно оценивать их неудачи (они очень болезненно относятся к ним), стараться не отвлекать внимания, создавать спокойную обстановку и пр.
Тип высшей нервной деятельности как физиологическая основа темперамента человека относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания. Темперамент в значительной степени зависит от условий жизни, у него большая вариативность, чем у ВНД, он не жестко предопределен одним типом ВНД. Тип ВНД может давать разные свойства темперамента. Свойства темперамента, как и другие психические свойства, представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или нет в зависимости от ряда условий. Это ведет к тому, что люди совершенно различного темперамента могут в разных условиях проявлять очень сходные и даже тождественные психические особенности: например, сдержанность, но у одних она является проявлением слабости возбуждения (нечего сдерживать), а у других – проявлением силы торможения. И, наоборот, в одинаковых условиях люди различного темперамента могут проявлять прямо противоположные особенности.
Возможна маскировка темперамента, когда темперамент проявляется неадекватно самому себе. Он может маскироваться:
- возрастными особенностями, которые перекрывают индивидуальные качества;
- мотивами и мотивацией;
- условиями жизни и воспитанием;
- ситуацией (болезнь, конфликты, существенные события жизни).
Темперамент не характеризует содержательную сторону личности (направленность мотивационной сферы, ценностные ориентации, мировоззрение) и не определяет непосредственно содержательные черты личности. Однако его свойства могут как благоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных черт личности.
Особенности свойств нервной системы, типа ВНД и темперамента человека выступают не в эффективности, а в своеобразии способов деятельности. Имеется много исследований, показывающих разный стиль деятельности, проявляющийся в учебной, профессионально-трудовой деятельности, а также в поведении при напряженных и стрессовых ситуациях [4; 15 и др.].
Под индивидуальным стилем понимается система операций деятельности, значимо связанная с определенными нейро- и психодинамическими свойствам и наиболее эффективная для достижения объективно ценного результата.
С одной стороны, он основывается на максимальном использовании человеком положительных сторон свойств нервной системы, а также задатков и способностей, а с другой, на выработке и применении специальных приемов, компенсирующих недостатки индивидуальных свойств нервной системы человека.
Рис. 5. Два основных измерения личности (по Айзенку)
Рис.6. Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу
Изучение темперамента в современной отечественной психологии проводится В.М. Русаловым на основе новой концепции свойств нервной системы, которая позволяет дать новую трактовку свойств темперамента*. Она заключается в следующем [12, с. 335-336]. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза), программирования (принятия решений, исполнения и обратной связи), В.М. Русалов выделил четыре связанных с ними свойства темперамента, отвечающих за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия, с его акцептором. В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности - включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению ученого, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.
* См.: Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т.Ю. №1.
По мнению В.М. Русалова, темперамент - это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств» [см. там же, с. 12].
Литература
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. С, 234-256.
2.Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993. С. 62-102.
3.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
4.Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. М., 1964. С. 3-33, 156-223, 254-276.
5.Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966.
6.Немов Р.С. Психология: В 2 т. М., 1994. T.I. С. 332-341.
7.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 401-418.
8.Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.И. Романова. МГУ, 1982. С. 148-171.
9.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. II. С. 211-235.
10.Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. С. 19-141, 162-227.
11.Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1977. С. 320-338.
12.Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986. С. 55-69.
План-задание для самостоятельной работы
1.Проведите самозачет, определив следующие понятия: активность, динамичность, интроверт, концентрированность, лабильность, меланхолик, пластичность, подвижность, реактивность, ригидность, сангвиник, сензитивность, сила нервной системы, темперамент, тип высшей нервной деятельности, уравновешенность, флегматик, холерик, экстраверт.
2. Изобразите схематично три отечественные научные школы, изучавшие физиологические основы темперамента, и опишите их особенности.
3. Поведите экспериментальное обследование трех учеников вашего класса: подвижного, медлительного и уравновешенного. Установите и опишите: как быстро они включаются в занятия после перерыва, каков темп их речи, быстрота возникновения эмоциональной реакции и ее внешнее проявление; в каком темпе они работают, доводят ли начатое до конца. Сделайте выводы о преобладании у испытуемых черт того или иного темперамента и сформулируйте рекомендации по особенностям работы учителя с холериками-сангвиниками, флегматиками, меланхоликами?
4. Для выявления силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов проведите следующий эксперимент. Группе учащихся предложите прочитать небольшой текст, записать его по памяти, подчеркнуть подлежащее одной чертой, сказуемое – двумя, определение – волнистой линией, дополнение – пунктиром, обстоятельство – точками.
В процессе выполнения задания обратите внимание на двигательную активность учащихся – присуща им подвижность или медлительность? Наличие торопливости. Кроме того, используйте методику наблюдения за поведенческими реакциями В.Л. Марищук и др.
МЕТОДИКА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РЕАКЦИЯМИ*
* См. В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. С. 52;53.
При изучении типологических особенностей можно делать заключение о силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов на основании поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе профессиональной деятельности и в быту. Оценка производится по 9-балльной шкале.
¿ О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы (у «сильных» -- соответствие закону силы: сильнее стимул – сильнее ответ; у «слабых» при повышении некоторой средней величины стимула наблюдается снижение силы ответа).
В большинстве случаев для относительно слабого типа нервной системы характерны также более низкие пороги чувствительности, длительные переживания при небольших психотравмирующих воздействиях.
Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели: 1) способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности у лиц со слабой нервной системой); 2) умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость, упорство в достижении цели; 3) повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности; 4) стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых ситуациях; 5) способность быстро оправиться и мобилизовать себя в случае неудачи и т.п.
Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.
¿ О силе тормозного процесса можно судить по способности к волевой задержке, по быстроте формирования тонких дифференцировок, поведенческим реакциям, характеризуемым преобладаниям тормозного компонента.
Основанием для отнесения к преимущественно «сильному» типу нервной системы со стороны торможения являются следующие показатели: 1) высокая работоспособность, особенно в неинтересном деле; 2) сдержанность в поступках, разговоре (даже несмотря на психотравмирующую ситуацию); 3) сдержанность в общении, умение хранить интересные новости; 4) неторопливость в принятии решений; 5) быстрое и прочное формирование различных навыков, связанных с тонкими дифференцировками и волевой задержкой; 6) неторопливость в движениях, речи, скупая пантомимика; медленное и тщательное пережевывание пищи во время еды, хороший сон, обеспечивающий наиболее полный отдых и пр.
Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.
¿ О подвижности нервных процессов (имея в виду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям. 1) преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы (или вида спорта); 2) быстрое освоение нового материала (а иногда и скорое его забывание при отсутствии соответствующих повторений); 3) легкость или активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям; 5) моментальное засыпание и пробуждение; 6) живая речь, мимика, общая подвижность.
Основанием для вовлечения в группы относительно инертных являются противоположные признаки.
5. Для определения различных свойств нервной системы учащихся используйте шкалу оценок Я. Стреляу.
ШКАЛА ОЦЕНОК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ СИЛЫ И ДРУГИХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ*
* См. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М, 1982.
Инструкция:Определите по пятибалльной шкале интенсивности каждый из названных свойств поведения ученика. При оценке следует исходить из конкретных наблюдаемых форм и способов поведения.
Цифра 1 – наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие).
Цифра 5– самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание этим свойством, напр., движения ученика очень энергичны).
Цифра 3 – средняя оценка, обозначает умеренную интенсивность данного свойства.
1 2 3 4 5 | |||
1 Способен ли заниматься умственной деятельностью длительное время без перерывов (напр., в течение нескольких часов)? | Поминутно прерывает работу, а если не может этого сделать, работает неудачно и совершает ошибки. | Несмотря на продолжительную работу, не испытывает никакого утомления | |
2. Способен ли к устойчивой концентрации внимания? | Не может сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от совершаемых действий. | Целиком поглощен выполнением действия. Ничего не замечает, кроме своего занятия. | |
3. Обладает ли стойкостью перед неудачами? | При неудачах перестает заниматься какой-либо деятельностью, плачет, травмируется,порицание демобилизует. | При неудачах еще больше мобилизуется, не разочаровывается, не проявляет нервозности. | |
4. Охотно ли выполняет ответственную работу? | Избегает ситуаций, в которых надо брать инициативу на себя, охотнее подчиняется. | Любит верховодить, берет на себя ответственность за выполняемые действия. | |
5. Способен ли работать в неблагоприятных условиях? | Шум, разговоры и пр. мешают работе, лучше учится в полной изоляции от окружения. | Шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях работает успешно. | |
6. Отказывается ли от действий при обнаружении препятствий? | Даже небольшое препятствие вызывает отказ от дальнейшей работы. Не верит в собственные силы. | Встречающиеся препятствия не отбивают охоты к дальнейшей работе. Не теряет веры в успех. | |
7. Ведет ли себя так же, как обычно, в присутствии посторонних? | В присутствии посторонних смущается, избегает встреч с начальством, не любит посещений класса посторонними людьми. | Присутствие посетителей (директора) на уроке не смущает. воспринимается как естественное событие. | |
8. Проявляет ли нервозность перед важным заданием? | Даже будучи хорошо подготовленным, с неохотой пишет контрольные работы. Больше думает о возможной неудаче, чем о решении задачи. | Контрольные работы или экзамены не воспринимает как исключительные события. Выполняя их, ведет себя как обычно, не нервничает. | |
9. Охотно ли выполняет действия, требующие больших усилий? | Избегает продолжительных, утомительных действий, гораздо больше любит выполнять легкие, не слишком захватывающие задания. | Любит полностью поглощающие его действия, требующие значительной выносливости и усилий. | |
10. Легко ли преодолевает временные колебания настроения и депрессию? | Легко травмируется под влиянием сильных и конфликтных ситуаций. С трудом восстанавливает душевное равновесие. | Тяжелые жизненные ситуации (болезни, семейные конфликты, смерть близких людей) не выводят из равновесия. Быстро приходит в себя. | |
Процедура
С левой стороны листа бумаги в клеточку пишется список учащихся класса. С правой стороны отчерчивается десять колонок с номером от 1 до 10 и одиннадцатая колонка – для общей суммы баллов.
Каждый ученик оценивается педагогом сначала по первому свойству, затем - по второму и т.д. до десятого свойства. После оценки всех десяти категорий поведения полученные результаты суммируются. Затем школьники ранжируются по набранной сумме баллов – от большей к меньшей и делятся пополам. В первой половине списка будут располагаться учащиеся с более высокими свойствами, во второй – с более низкими свойствами.
Сумма баллов | Психофизиологические особенности |
Лица с сильной нервной системой и другими высокими показателями | |
Лица со слабой нервной системой и другими низкими показателями | |
Лица со средней нервной системой и другими средними показателями | |
Промежуточные между средними и низкими показателями | |
Промежуточные между средними и высокими показателями |
Полученная на основе предложенной шкалы оценка школьников по выраженности силы нервной системы не имеет абсолютного значения и может быть относительно верной только в пределах данной группы детей.
6. Определите, являетесь ли вы экстравертом или итровертом, а также вашу эмоциональную устойчивость или неустойчивость по тесту-опроснику Г. Айзенка. Выявите преобладающий тип вашего темперамента, применяя методику А. Белова (1971 г.).