Психика: общая характеристика, развитие, структура
1. Развитие психики в филогенезе. Психика и деятельность.
2. Сознание как высший уровень развития психики.
3. Сознательный и бессознательный уровни в психике человека.
1. Общая характеристика психики. Психика и деятельности человека
1. Психика как свойство высокоразвитых организмов сформировалась в процессе эволюции с тем, чтобы стать основой их саморегуляции и активности во взаимоотношениях с окружающей средой. Основные принципы формирования и функционирования психики человека, а следовательно и ее изучения - единство психики и деятельности, ее индивидуальный, личностный характер, и ее целостность. В каждом психическом акте присутствует сознательный и бессознательный уровни. В каждом психическом акте сочетаются познавательный, эмоциональный и побудительный аспекты.
Психика формируется в процессе реальной жизнедеятельности. И вместе с этим формируется определенная специфически человеческая форма пребывания человека в окружающем его мире. Человеческая деятельность предполагает активное отношение к миру. Содержанием деятельности является целесообразное преобразование мира. Этим деятельность отличается от жизнедеятельности.
Признаки деятельности:
1) сознательность;
2) социальность;
3) предметность;
4) целенаправленность.
Деятельность - единство внешнего и внутреннего, сознания и поведения. Деятельность и психика - не два отдельных аспекта человеческой жизни - они образуют органичное целое. Деятельность - исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика - ее производная и одновременно ее неотъемлемая сторона.
2. Сознание - высший уровень организации психики человека как социального существа. Признаки сознательного существа: выделение себя из окружающей действительности, отражение действительности в форме психических образов, регуляция целенаправленной деятельности, предвосхищение деятельности (мысленное представление и предвидение итогов), контроль и управление. Признак и условие возможности сознаваемости чувственных образов - возможность их расщепления. ( А.Н. Леонтьев)
Каждый человек обладает сознанием - способностью осознанно воспринимать окружающий мир и собственные переживания. К сфере проявления сознания относятся способность человека к абстрактно-логическому мышлению, осмысление прошлого опыта и размышления о будущем, постановка целей деятельности и их реализация, оценка событий, человеческих поступков и отношений.
Сознание представляет собой системное образование, совокупность мыслительных, чувственных, мнемических, эмоциональных, волевых психических процессов, свойств и состояний человека, включая самосознание как высшую инстанцию в регуляции человеческого поведения.
Существуют различные теоретические программы изучения сознания взападной и отечественной психологии, а также в различных школах: когнитивной, гештальтпсихологии, психоанализе и других. Несмотря на многообразие подходов, к основным характеристикам сознания все исследователи относят рефлексивность, экстравертированность (направленность сознаниявовне), самоуправление и самокотроль в деятельности сознания, неразрывную связь сознания с языком и речью, способность к коммуникации, т. е. кпередаче информации от одного субъекта к другому.
Как это ни парадоксально, сознание, являясь самым очевидным фактом личного опыта каждого отдельного человека, остается во многом загадочным явлением для современной психологии. Непроясненным остается вопрос о природе сознания.
Многие мыслители древности и некоторые современные исследователи пытаются вывести индивидуальное сознание из иноприродного источника - божественного, космического и т. п. В таком случае без ответа остается вопрос о происхождении внеличного сознания. В частности, представители трансперсональной психологии придерживаются квантово-полевой модели сознания, проявляющегося в психической структуре человека. Один из родоначальников этого направления С. Гроф считает, что при определенных условиях возможна идентификация любой личности с различными частями универсума, включая космос в целом. Этот феномен Гроф объясняет погружением индивидуального сознания (с использованием соответствующих методик) в глубины коллективного сознания, а также его способностью транслировать себя в глобальном измерении. Из-за невозможности экспериментальной проверки подобных гипотез наука отвергает их.
Психофизиологический подход к исследованию природы сознания отражает попытку ряда ученых объяснить психические явления физиологическими закономерностями. И. П. Павлов и И. И. Сеченов внесли большой вклад в изучение условно-рефлекторной природы психической деятельности. Павлову принадлежит открытие теории условно-рефлекторного научения. Н. А. Берштейн, К. Халл, П. К. Анохин предложили модели регуляции поведения с учетом взаимосвязи психических и физиологических явлений. Проблему локализации психических функций исследовал А. Р. Лурия. Он предложил выделить три относительно самостоятельных блока головного мозга, отвечающих за нормальное функционирование соответствующих групп психических явлений. Однако установление корреляции между психическими и физиологическими процессами не выражает связи с содержанием сознания, не вытекающей из физиологических наблюдений.
Наиболее влиятельным и признанным в отечественной психологии является деятельностный подход к рассмотрению вопроса о сущности и происхождении сознания. Основатели и разработчики деятельностного подхода Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев утверждают, что главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей. Особенностями человеческой деятельности являются ее орудийный характер, опосредованность речью, осознание продукта совместной деятельности как цели. Именно через практически необходимое взаимодействие с другими людьми человек смог увидеть мир глазами другого человека, а благодаря этому - сформировать субъект-объектное отношение с миром, что и является сутью сознания. Сторонником деятельностного подхода к анализу психики является автор учебника «Психология» в трех книгах Р.С. Немов, который рекомендуется студентам как базовый.
Аналогичен возникновению коллективного сознания процесс формирования и развития индивидуального сознания ребенка в онтогенезе. Для его становления необходима совместная деятельность и активное общение со взрослым человеком. Осознание цели совместной деятельности ребенком происходит через становление речи и словесного обозначения цели взаимодействия взрослым.
Основные психические способности человека как существа, наделенного сознанием (характеристики сознания) – это способность к рефлексии, мысленное представление и воображение действительности (вне зависимости от непосредственной предъявленности этой действительности), ее осмысление и способность к знаковой коммуникации. Рефлексия означает направленность сознания на самое себя, способность человека отдавать себе отчет в протекании его внутренней, психической жизни, способность фиксировать и анализировать свои собственные психические процессы и состояния, управлять ими. При утрате («отключении») сознания (во сне, в состоянии гипноза и т.п.) такая способность теряется.
Результатом деятельности предметного сознания является знание человека о мире, результатом деятельности самосознания - его знания о самом себе и своих возможностях. Самосознание является высшей формой сознания человека как члена общества, оно формируется в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. Дальнейшее развитие человеческого сознания связано с расширением познания в различных видах познавательной деятельности. Этому процессу присущи: ускорение как результат высоких темпов научно-технического прогресса и специфические особенности культурных традиций.
Таким образом, сознание включает как отражение природы и общества субъектом сознания, так и отражение им самого себя, т.е. самосознание (рефлексию). Самосознание предполагает: осмысление субъектом форм и предпосылок своего мышления в процессе отражения одним человеком внутреннего мира другого человека.
3. Человек может осознавать, что он воспринимает, вспоминает, мыслит, испытывает эмоции; человек может осознавать, что именно он воспринимает, вспоминает и т.д. В то же время осознаваемость не означает, что он всегда осознает содержание своего психического акта, ни то, что он всегда осознает себя в этом процессе.
Бессознательное - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Бессознательное - форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности не расчленены, представлены как одно целое, реальность сливается с переживанием субъекта.
Признаки бессознательного отражения:
1.Невычлененность образа.
2.Нечувствительность к противоречиям.
3.Вневременный характер.
4.Отсутствие произвольного контроля действий субъекта и рефлексивной оценки их результата.
Проявления бессознательного:
1. Досознательная психическая активность ребенка и первобытного человека.
2. Неосознаваемые побуждения и установки.
3. Автоматические формы поведения.
4. Надсознательные явления - интуиция, озарение, догадка.
5. Субсенсорное восприятие.
6. Непроизвольные состояния и формы деятельности: аффекты, паника, непроизвольное запоминание.
7. Надындивидуальные архетипы, стереотипы коллективного сознания - индивидуально не осознаются, критически не оцениваются и не контролируются.
Современная психология признает: бессознательное влечение становится осознанным, когда осознан объект влечения; неосознанность обусловлена наличием противоположных (исключающих) тенденций психической жизни, связанных со значительными переживаниями и ценностями. Следовательно, процесс осознания – это процесс контролируемый и избирательный. Бессознательное проявляется в деятельности в формах, которые допускаются сознанием. И через анализ действия человек может осознать неосознаваемые до этого побуждения, предпочтения и т.д. Таким образом, сознание включается и выключается в зависимости от отношения между задачами и способами их осуществления, которые складываются в самом процессе деятельности. Значение внутренней цензуры заключается в сохранении целостности внутреннего мира личности.
Бодрствующее состояние сознания характеризуется осмысленной деятельностью. Состояния бодрствования могут быть представлены в виде шкалы, нижнему уровню которой соответствует состояние пробуждения, а верхнему - эмоциональный экстаз. Наиболее продуктивная деятельность соответствует определенному диапазону на шкале. Нервное возбуждение, превышающее его, снижает адаптационные возможности организма. Интенсивность бодрствования отражается на процессах обучения и на продуктивности деятельности.
Американский физиолог Г. Фримен разработал теорию саморегуляции для обеспечения оптимальной деятельности человека. Избыток нервной энергии, вызванный чрезмерной психической активностью, можно снизить через речевые, двигательные и физиологические реакции организма. И напротив, недостаток психической активности можно компенсировать напряжением скелетных мышц, дополнительной физической нагрузкой, интеллектуальной деятельностью.
Отечественный психолог А. И. Ройтбок выявил значение режима дыхания в системе психорегуляции. Дыхание, состоящее из замедленного вдоха и энергичного выдоха, тонизирует нервную систему, повышает уровень бодрствования. Напротив, дыхание, состоящее из короткого вдоха и небольшой задержки дыхания, снижает тонус центральной нервной системы. Положительно влияют на регуляцию уровня бодрствования прослушивание стимулирующей музыки, глубокий сон.
Способность человека мобилизовать свои внутренние ресурсы для решения возникших проблем свидетельствует о высоком уровне саморегуляции. Напротив, неэффективность психической адаптации говорит о низком уровне саморегуляции психики.
Сон рассматривается в психологии как одно из измененных состояний сознания. Большинство людей проводят во сне треть своей жизни. Между тем, природа сна недостаточно изучена. Физиологические механизмы сна представляют собой торможение коры больших полушарий мозга, возникающее по мере расходования нервными клетками своего биоэнергетического потенциала в период бодрствования и снижения их возбудимости. Углубление сна сопровождается распространением торможения на более глубокие отделы мозга - средний мозг, подкорковые отделы.
По своим физиологическим характеристикам сон неоднороден и состоит из чередующихся периодов быстрого и медленного сна. Медленный сон (без сновидений) характеризуется уменьшением частоты дыхания и ритма сердца, общей релаксацией мышц и замедлением движения глаз.
При быстром сне активизируются физиологические функции, повышается двигательная активность спящего, глазные яблоки быстро двигаются, что свидетельствует о том, что спящий видит сновидение. Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятельности организма. Он способствует восстановлению сил, энергии, во сне перерабатывается информация, полученная организмом в предшествующий сну период бодрствования, происходит целенаправленная подготовка физиологических систем к последующему периоду деятельности. Названные факторы свидетельствуют о том, что сон - это специфическое состояние активности мозга. Необходимой составляющей сна являются сновидения. Анализ содержания сновидений и их роли привлекает многих исследователей со времени появления работ З. Фрейда до сегодняшнего дня. Современная психология утверждает, что сновидения можно программировать, существуют методики программирования сновидений в целях психорегуляции.
Потребность в продолжительности сна определяется индивидуальными особенностями людей, но есть и общие закономерности: "интеллектуалы" нуждаются в большей продолжительности сна, чем "художники"; в увеличении продолжительности сна нуждаются пожилые люди, так как с возрастом обменные процессы в организме протекают медленнее. Воздействия, полученные в некоторых фазах естественного сна, отличаются большим влиянием на последующие состояния бодрствования.
Гипноз, как и сон, представляет собой одно из измененных состояний сознания. Явления гипнотического воздействия известны с древнейших времен, когда их объясняли чудом или мистическими причинами. В состоянии гипноза люди, как правило, нечувствительны к боли, могут выдерживать большие физические и психологические нагрузки, демонстрируют проявление необычных способностей.
Научно-экспериментальное изучение гипноза в России связано с именами В. М. Бехтерева и И. П. Павлова. Работа Павлова установила сходство физиологических механизмов сна и гипноза: в состоянии сна торможением охвачены большие участки коры мозга, при гипнозе - лишь отдельные участки коры больших полушарий. Свой вклад в изучение гипнологии внесли: А. А. Токарский, К. И. Платонов, В. Я. Мясищев, М. П. Кутанин, М. С. Лебединский и др.
В психофизиологических механизмах гипноза выделяются два момента: 1) механизм развития гипнотического торможения; 2) механизм реализации словесных внушений. Предварительным условием погружения человека в гипнотическое состояние является воздействие монотонных раздражителей (фиксация взгляда, монотонная речь, тепловые воздействия), приводящих к развитию разлитого торможения. Следующим этапом является релаксация, подготовка нервной системы к переходному состоянию от бодрствования ко сну.
Возможность управления состоянием человека во время гипноза основана на использовании так называемых сторожевых пунктов (бодрствующих участков коры головного мозга, реагирующих лишь на определенный вид информации). В незнакомой обстановке поведение человека становится подражательным. В результате внушаемые рекомендации воспринимаются гипнотизируемым человеком без критической оценки, что повышает степень внушаемости.
Гипноз применяется для мобилизации внутренних резервов психики человека в психотерапевтических целях, при подготовке человека к выполнению деятельности, связанной с физическими и психическими нагрузками, а также в целях психорегуляции (наряду с аутогенной тренировкой).
Таким образом, как следует из изложенного материала, сознание и бессознательное в структуре психики взаимодействуют на различных уровнях, обеспечивая функционирование психики как целого. Каждому уровню психических явлений в структуре психики присущи определенные функции в управлении психической деятельностью. Роль высшей инстанции в структуре психики выполняет самосознание. И сознание, и самосознание направлены на совершенствование созидательной деятельности. Но при этом сознание, обогащая опыт человека, делает более эффективной и целесообразной человеческую деятельность; самосознание повышает эффективность и надежность человека как самопрограммирующейся системы; автоматические действия и бессознательная регуляция обеспечивают выполнение генетических программ организма (функционирование системы кровообращения, дыхания и т. п.) и других сложных видов деятельности. Измененные состояния сознания (сон, гипноз, медитация) представляют собой процессы психорегуляции, оптимизирующие деятельность человека.