Курс занятий с детьми 5—10 лет
В этой программе представлены варианты коррекционных циклов для детей разных возрастов и разнообразный репертуар психолого-педагогического сопровождения психического развития детей.
Программа состоит из двух основных частей и осуществляется двумя группами специалистов. Первая часть преимущественно ориентирована на коррекцию и абилитацию 1-го функционального блока мозга и соответственно инициацию базовых составляющих подкорко-во-корковой и межполушарной организации процессов развития. Эта часть программы представлена в 1—9 разделах. Вторая часть направлена на коррекцию когнитивных процессов и произвольной саморегуляции, актуализируемых благодаря активизации 2-го и 3-го ФБМ (10—17 разделы).
Возможно как параллельное, так и последовательное (два цикла длительностью 2,5—3 месяца каждый) проведение данной программы в течение учебного года.
Внутри тематических разделов упражнения структурированы по возрастам детей (от 5 до 10 лет) и распределены по занятиям. Таким образом, из приведенных ниже упражнений можно составить программу в зависимости от конкретных целей работы и специфики проблем детей, с которыми проводятся занятия.
Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе.
Раздел 1. ВНИМАНИЕ
________________________________ 5—6 лет
Занятия 1-2*
«Остановись». Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекращается, они застывают на месте (не шевелятся).
* Как правило, упражнения отрабатываются в течение нескольких занятий в неизменном либо модифицированном виде.
320 Часть III. Дидактические материалы
Занятия 3—4
«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. По команде взрослого (например, один хлопок) они начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.
Занятия 5—6
«Стоп-игра-2». Вторая команда взрослого отличается от первой (например, первая — один хлопок, а вторая — два хлопка).
Занятие 7—8
«Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
Занятия 9—10
«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.
Занятие 11
«Запутанные руки-1». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передается мячик из руки в руку. Задача — как можно быстрее передавать мяч. Количество мячей может постепенно увеличиваться (2, 3 и т.д.).
Занятие 12
«Запутанные руки-2». Вместо передачи мяча дети хлопают руками по коленкам сидящих рядом. Первая рука стучит один раз, вторая — два раза, следующая за ней — снова один раз и т.д.
Занятия 13, 14, 15
«Летели две птички*. Психолог поет песенку: «Летели две птички, птички невелички, пролетали мимо, почесали спины. Летели, летели, на (головку) сели». Птички садятся на разные части тела. При этом психолог называет части тела правильно и одновременно показывает их неправильно, например, говорит: «На головку сели», а показывает плечо. Дети должны выполнить задание правильно (так, как говорит психолог).
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 321
Занятие 16
«Найди и обведи фигуру*. Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача как можно быстрее найти среди них все треугольники и обвести их в круг.
Занятие 17
«Найди и зачеркни фигуру». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача найти все круги и зачеркнуть их как можно быстрее.
Занятие 18
«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.
Занятие 19
«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.
Занятие 20
«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.
_______________________________ 7—8 лет
Занятие 1
«Остановись». Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся).
«Фокус». По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5—30 секунд психолог подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха» и т.д. Задача ребенка — сосредоточиться на этой части тела, почувствовать ее.
Занятие 2
«Фокус» (см. занятие 1).
«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают
322 Часть III. Дидактические материалы
свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.
Занятие 3
«Фокус»(см. занятие 1).
«Стоп-игра-2». Вторая команда отличается от первой (например, первая — один хлопок, а вторая — два хлопка).
Занятие 4
«Фокус» (см. занятие 1).
«Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
Занятие 5
«Фокус» (см. занятие 1).
«Запретное движение» (см. занятие 4).
Занятия 6—7
«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.
Занятие 8
«Запутанные руки-1». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передается мячик из руки в руку. Задача — как можно быстрей передавать мяч. Количество мячей можно постепенно увеличивать.
Занятия 9—10
«Запутанные руки-2». Вместо передачи мяча дети по очереди хлопают руками по коленкам сидящих рядом. Первая рука стучит один раз, вторая — два раза, следующая за ней — снова один раз и т.д.
Занятие 11
«Летели две птички». Психолог поет песенку: «Летели две птички, птички невелички, пролетали мимо, почесали спины. Летели, летели, на (головку) сели». Птички садятся на разные части тела. При этом психолог называет части тела правильно и одновременно пока-
Программа 2 Курс занятий с детьми 5—10 лет 323
зывает их неправильно, например, говорит: «На головку сели», а показывает плечо. Дети должны выполнить задание правильно (так, как говорит психолог).
Занятие 12
«Повтори за мной». Ребенок задает ритм или любую пантомимическую модель (позу, движения). Задача остальных — повторить. Тот, кто сможет повторить первым, становится ведущим и т.д. Если никто не может повторить модель, задающего просят самого повторить. Если у него не получается, он выбывает из игры.
Занятие 13
«Найди и обведи фигуру». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача — найти среди них все треугольники и обвести их в круг как можно быстрее.
Занятие 14
«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.
Занятие 15
«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «А» в бланке и обвести их как можно быстрее.
Занятие 16
«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их как можно быстрее.
Занятие 17
«Охота на буквы-1». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести в бланке все буквы «П», зачеркнуть все буквы «Д», подчеркнуть все буквы «О».
Занятие 18
«Охота на буквы-2». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести в бланке все буквы «Б», зачеркнуть все буквы «Т», подчеркнуть все буквы «И».
и*
324 Часть III. Дидактические материалы
Занятия 19—20 «Таблицы Шульте»
_______________________________ 9—10 лет
Занятие 1
«Остановись». Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекращается, дети застывают на месте (не шевелятся).
«Фокус». По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5—30 секунд психолог подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха» и т.д. Задача ребенка — сосредоточиться на этой части тела, почувствовать ее.
Занятие 2
«Фокус» (см. занятие 1). f
«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале.
Занятие 3
«Фокус» (см. занятие 1).
«Стоп-игра-2». Вторая команда отличается от первой (например, первая — один хлопок, а вторая — два хлопка).
Занятие 4
«Фокус» (см. занятие 1).
«Запретное движение». Психолог показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.
Занятие 5
«Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет___ 325
Занятия 6—7
«Птица, рыба, зверь...». Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т.д. Сделавший ошибку выбывает из игры.
Занятие 8
«Запутанные руки-1». Дети сидят в кругу, руки перекрещены с руками рядом сидящих. По кругу передается мячик из руки в руку. Задача — как можно быстрее передавать мяч. Количество мячей может увеличиваться (2,3 и т.д.). По хлопку направление меняется.
Занятие 9
«Запутанные руки-2». Вместо передачи мяча дети по очереди хлопают руками по коленкам сидящих рядом. Первая рука стучит один раз, вторая — два раза, следующая за ней — снова один раз и т.д.
Занятие 10
«Правильно—неправильно-!». Психолог говорит: «Сейчас я буду называть части тела правильно, а показывать неправильно, вы должны делать правильно, то есть так, как я говорю». Затем психолог, например, кладет руки на плечи, а говорит — «колени». Дети должны положить руки на колени.
Занятие 11
«Правильно—неправильно-2». Упражнение проводится так же, как предыдущее, однако теперь дети должны делать так, как психолог показывает, а не говорит (психолог делает правильно, а говорит неправильно).
Занятие 12
«Повтори за мной». Ребенок задает ритм или пантомимическую модель (позу, движения). Задача остальных повторить — кто сможет повторить первым, становится ведущим и т.д. Если никто не может повторить модель, просят повторить задающего. Если у него не получается, он выбывает из игры.
326 Часть III. Дидактические материалы
Занятие 13
«Найди и обведи фигуру». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача — найти среди них все треугольники и обвести их в круг как можно быстрее.
«Условный сигнал». Психолог договаривается с детьми, что по одному хлопку они будут прислушиваться к себе, по двум хлопкам — бегать по залу, на три хлопка — слушать звуки за окном, а на четыре хлопка — называть четыре глагола.
Занятие 14
«Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.
«Условный сигнал» (см. занятие 13).
Занятие 15
«Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «А» в бланке и обвести их как можно быстрее.
«Условный сигнал» (см. занятие 13).
Занятие 16
«Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их как можно быстрее.
«Условный сигнал» (см. занятие 13).
Занятие 17
«Охота на буквы-1». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести все буквы «П», зачеркнуть все буквы «Д», подчеркнуть все буквы «О» в бланке.
Занятие 18
«Охота на буквы-2». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее обвести в бланке все буквы «Б», зачеркнуть все буквы «Т», подчеркнуть все буквы «И».
Занятия 19—20 «Таблицы Шульте»
Программа 2. Курс занятий с детьми 5—10 лет 327