Тренировка губных мышц

98.И.п. — зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимают форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует).

99.На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; «три» — снова вперед; «четыре» — «пята­чок» двигается влево. Круговые движения «пятачком» вправо и влево.

100.И.п. — зубы сомкнуты. На счет «один» нижняя губа опускает­ ся и обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; «два» — губа возвра­щается в И.п. На счет «три» верхняя губа поднимается так, что обна­жаются зубы; на «четыре» — губа опускается.

101.Губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широ­ко раскрывается.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из глав­ных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В их образовании большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, его передняя часть, спинка, корень.

102.И.п. — рот открыт, язык лежит плоско, его кончик — у ниж­них передних резцов. На счет «один» кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на «два» — язык опускается (кончик языка у нижних резцов). На счет «три» кончик языка поднимается к аль­веолам, «четыре» в И.п.; «пять» — кончик языка за альвеолами; «шесть» — в И.п.

103.На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутрен­ней стороны левой щеки; на «два» — внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются 3—4 раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

104.И.п. — рот открыт. Положить язык плоско, чтобы была видна задняя стенка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Уп­ражнение тренирует и небную занавеску, которая поднимается квер­ху при глубоком вдохе через рот. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его в И.п.

105.Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется вперед толчком от корня.

106.Рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне зу­бов (!). При толчке от корня язык своей передней частью должен сом­кнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок.

107.Кончик языка плотно прижат к нижним передним зубам, между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстоя­ние (несколько миллиметров). Одновременно с выдохом через рот язык прогибается в передней части, приближаясь к верхним резцам, но не прикасается к ним, оставляя небольшую щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя проходит по ложбинке в щель.

108.Кончик языка высовывается наружу и двигается между губа­ми сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувству­ется напряжение в уздечке языка. При включении голоса получается звук, подобный детскому «поддразниванию».

109.Тренировка небной занавески и корня языка. Губы сомкну­ты, язык лежит плоско, кончик — у нижних передних зубов. Не раз­жимая губ и вдыхая через нос, как можно ниже опускать нижнюю челюсть при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. Некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение. Чтобы зрительно фиксиро­вать результат работы мышц, раскройте губы и посмотрите в зеркаль­
це: маленький язычок и небная занавеска поднялись вверх (как бы сократились), корень языка опущен и хорошо видна задняя стенка глотки.

Проделайте упражнение, стараясь увеличивать время, при кото­ром небная занавеска находится в поднятом состоянии, мысленно считая до четырех, пяти, шести, десяти — сколько сможете. Следует тренировать небную занавеску и корень языка как при сомкнутых, так и при открытых губах.

Шея, плечи

ПО. «Упрямая шея». Скрестить пальцы на затылке (локти в сторо­ны), поднять голову, смотреть вверх. Руками стараться наклонить го­лову вперед, шея сопротивляется. Выполнить 3—5 раз. Аналогично — ладони на лоб.

111. «Разминаем плечи». Ноги на ширине плеч, руки расслаблены. Все внимание — на мышцах плечевого пояса, на плечевых суставах, на ощущении их растягивания и расслабления: 1) выполнить контра­стное напряжение и расслабление плеч; 2) плечи поднять и опустить, отвести назад, затем вперед — одновременно и попеременно; 3) вращать плечами вперед и назад (одновременно и попеременно), не про­гибая и прогибая спину назад и вперед.

112.«Наклоны головы». Сесть или встать прямо. В медленном темпе достать подбородком до груди, затылком до спины, положить ухо на правое плечо, затем — на левое (при этом важно, чтобы плечи и по­звоночник оставались прямыми). Медленно поворачивать голову на­право, налево.

113.«Перекаты головы». И.п. то же, что и в упражнении 111, ноги на ширине плеч, руки и плечи расслаблены. Все внимание сосредото­чено на абсолютно расслабленных мышцах шеи. Наклоните голову вперед и медленно перекатывайте ее от одного плеча к другому. Затем
наклоните голову назад и снова делайте перекаты из стороны в сто­рону. То же — по кругу в одну и другую сторону.

114. «Черепаха». Ребенок имитирует медленные движения го­ловы черепахи, которая то выглядывает из панциря (плечи опуска­ются, подбородок тянется вперед и вверх), то прячется в него (плечи поднимаются, подбородок — к груди), то крутит головой по сто­ронам. Более сложный вариант движения выполняется с неподвиж­ными расслабленными плечами — голова как бы «вкручивается» в плечи.

Эти упражнения, помимо снятия напряжения с плеч и шеи, спо­собствуют улучшению кровообращения головы, движению спинно­мозговой жидкости.

Руки

115. «Разминка и расслабление рук». Встряхнуть руки, как будто вы пытаетесь стряхнуть с них воду. Растереть руки от плеча к кисти и обратно, как будто вы замерзли; последовательно размять плечи, предплечья и кисти рук. Выполнить контрастное напряжение и рас­слабление рук.

116.«Замок». Сложить руки в «замок» и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спи­ной в замке, тянуть руки вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же с правой рукой; 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.

117.«Краб». Покажите ребенку, как передвигается краб (лягуш­ка, гусеница, змея и т.д.). Предложите ему имитировать их движения своими руками (прямыми или согнутыми в локтях); затем руками совершать рывки в стороны, вверх — вниз (бросать руки в разных на­правлениях).

118. «Клешня краба». Средний палец накладывается и зажимает указательный, безымянный кладется на средний, а мизинец на безы­мянный. Поза удерживается 10—20 сек. После выполнения правой ру­кой то же — левой, а затем — двумя руками одновременно.

Следующие упражнения выполняются сначала отдельно каждой рукой, затем двумя руками одновременно. При двуручном выполнении обе руки сначала двигаются в одну сторону (направо, налево, вперед, назад), а затем — в противоположные.

119. «Волшебная мельница». Ребенок представляет, что его руки —это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны. Все внимание — на ощу­щениях в разминаемых суставах:

а) вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе впе­ред, назад, направо, налево; обе руки в одном направлении, затем в противоположных (правая — вперед, левая — назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;

б) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и сво­бодно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогич­но предыдущему — вращение рук в локтевых суставах (при этом пле­чи и кисти неподвижны);

в) вращать руки в лучезапястных суставах (руки вытянуты впе­ред, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).

120. «Змейки». Предложите ребенку представить, что его пальцы —маленькие змейки. Они могут двигаться и извиваться, вращаясь на­право, налево, снизу вверх и сверху вниз. Последовательно каждый палец изображает «змейку» (если не получается нужное движение,
помочь другой рукой).

Ладони при этом сначала повернуты к ребенку, потом — от него, при двуручном упражнении — друг к другу. В последнем случае снача­ла прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем — разноимен­ные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

121. «Море». Ребенок вместе с психологом рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На море пле­щутся волны маленькие и большие (сначала одной рукой, а затемдругой рукой в воздухе рисуются маленькие волны; руки сцепить в
замок и рисовать в воздухе большую волну). По волнам плывут дель­фины (совершаются синхронные волнообразные движения всей ру­кой вперед). Они вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой нырнул (совершаются поочередные волнообразные движения рук). За ними плывут их дельфинята (руки согнуты в лок­тях, прижаты к груди, кисти рук выполняют синхронные волнооб­разные движения вперед). Ныряют вместе и по очереди (одновремен­ные и поочередные волнообразные движения кистями рук). Вот так двигаются их хвостики (каждый палец поочередно совершает волно­образные движения). Вместе с дельфинами плавают медузы (руки, сжатые в кулаки, резко сжимаются и разжимаются). Все они танцуют и смеются (вращение рук в лучезапястных суставах)».

Ноги

122.Ребенок ложится на спину, руки в стороны. Одна нога сгиба­ется в колене, поднимается и отводится наружу (или в обратную сто­рону), кладется на пол. Возвращается в И.п. То же — с другой ногой. Затем аналогично работают обе ноги одновременно.

123.Имитация шага: одна нога согнута в колене и упирается в пол пяткой, а другая — вытягивается мысочком вперед.

124.«Велосипед». Лежа или сидя имитировать езду на велосипеде (свободно, с усилием, с сопротивлением).

125.Сесть на пол, ноги согнуть. Поднять правую ногу и вращать в коленном (затем голеностопном) суставе направо, налево. Опустить на пол. Аналогично — левой ногой; двумя ногами.

126.«Две гусенички». Сидя или лежа на спине с согнутыми в ко­ленях ногами, ребенок представляет, что его стопы — гусенички, которые ползут по земле. Сначала они ползут от него, затем — к нему.
После этого одна ползет от ребенка, а другая — к нему, и наоборот. Не отрывать стопы от пола, стремясь сначала максимально выпря­мить ноги, а затем — максимально согнуть в коленях.

127.«Лягушка». Сесть на корточки, опираясь на пальцы ног и рук (между коленей) — как лягушка. Подпрыгнуть высоко вверх и опус­титься снова на корточки. Другой вариант прыжков — вперед.

Работая над упражнениями для ног, необходимо помнить, что тем самым мы способствуем повышению устойчивости ребенка. Она связана с развитием равновесия, «чувства опоры» или «заземления». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии.

Для того чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчи­вость, ребенку предлагается встать в свободной позе, перенести вес тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения. Припод­нять немного одну ногу, не теряя равновесия, покачать ею в разных направлениях, вернуться к свободной позе. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле. Расте­реть и размять последовательно бедра, икры, щиколотки и ступни ног. Выполнить контрастное напряжение и расслабление ног.

128. «Развитие устойчивости и раскрепощение суставов». Внима­ние направлено на ощущения в разминаемом суставе:

И.п. — встать на одну ногу. Вращать другой ногой от бедра снача­ла по часовой стрелке, потом против. Сменить ногу;

И.п. — то же. Бедро другой ноги поднято параллельно полу, коле­но согнуто. Жестко фиксируя это положение, описывать голенью (за­тем только стопой) горизонтальные круги, сначала по часовой стрел­ке, потом против. Голень (стопа) при этом полностью расслаблена. Сменить ногу;

И.п. — то же; согнуть другую ногу в колене, руки за спиной, пра­вой ладонью обхватить левое запястье. Описывать стопой вертикаль­ный круг, как бы вращая педаль велосипеда. Описав 3—5 кругов, по­менять направление на противоположное. Сменить ногу;

И.п. — то же; другая нога слегка приподнята над полом; вращать стопу в голеностопном суставе, описывая мыском ноги круги и вол­ны в горизонтальной (вертикальной) плоскости. После 3—5 раз поме­нять направление на противоположное. Затем сменить ногу.

129.«Перекаты». Ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, спина прямая. Выполняются перекаты с мысков на пятки, затем — с наружных на внутренние поверхности стоп и обратно. После этого ребенок переходит к следующим движениям: левая нога начинает пе­рекаты с пятки, а правая — с мыска.

130.«Приседания». Сесть на корточки, подошвы ног полностью стоят на полу, руки свободно лежат на коленях. Более легкий вариантупражнения — приседать до тех пор, пока пятки не начнут отрывать­ся от пола.

131.И.п. — ноги шире плеч, руки расслаблены. Развернуть правую ногу на 90° вправо, левая — в И.п. На выдохе согнуть правое колено до напряжения в левом бедре. На вдохе выпрямить колено. Повторить 3 раза, вернуться в И.п., поменять ноги.

132.Ноги вместе; широкий шаг вперед правой ногой, сгибая ее в колене, левая нога прямая (пятка немного приподнята), стопы па­раллельны друг другу. Весь вес тела — на правую ногу. На выдохе при­седаем на правой ноге и одновременно опускаем пятку левой ноги на пол, чувствуя напряжение в икре и ахилловом сухожилии. На вдохе поднимаемся на правой ноге и одновременно отрываем левую пятку от пола. Повторить 3 раза. Поменять ноги.

133. «Канатоходец». Ребенок — канатоходец — имитирует проход по канату (он идет по прямой воображаемой линии по полу): сколь­зит и балансирует, ищет равновесие. Партнер дует на него со сторо­ны, как бы пытаясь «сдуть» канатоходца с каната. Дует он с расстоя­ния вытянутой руки, но не в лицо, а примерно в грудь (справа, сле­ва). Цель канатоходца — удержаться, несмотря на препятствие.

В целом весь приведенный выше комплекс, как и развитие мел­кой моторики любого вида, является мощным тонизирующим фак­тором. Он неизбежно должен активно применяться в психологичес­кой, дефектологической и логопедической практике: массаж и само­массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика («пальчики здороваются», «человечек», выполнение различных фигурок из паль­цев и т.д.), лепка, нанизывание бус, застегивание пуговиц, завязы­вание и развязывание узлов, перебор круп и т.п. I Однако в настоящее время, как правило, популярны лишь неко­торые из этих упражнений. Между тем именно их последовательное и Иерархизированное включение в коррекционный процесс приводит к устойчивым результатам. Ведь каждое из них направлено на опреде­ленную коррекционную (абилитационную) мишень. И лишь в единой системе они выполняют комплексную функцию в развитии ребенка, he только достигая своей собственной цели, но повышая и стабили­зируя общий энергетический потенциал ребенка. Обогащают и совер­шенствуют его двигательный и сенсорный репертуар, представление о собственном теле и владение им; развивают внимание, произволь­ность, успокаивают и уравновешивают эмоционально.

)3. Преодоление патологических ригидных телесных установок и синкинезий

Особое внимание следует уделить работе с теми патологически­ми ригидными телесными установками (в статике и динамике), ко-эрые ограничивают и обедняют движения ребенка. Например, при "Шсьме у него двигается язык и/или ноги, поднимаются и напряга-гся плечи; при чтении он принимает неестественную, вычурную юзу; при слежении глазами задерживает дыхание с последующей •остановкой взора; одновременно с движением руки наблюдаются (обильные мимические и оральные комплексы оживления.

Коррекция здесь, может быть, наиболее трудоемка и сложна как для ребенка, так и для психолога, поскольку основной мише­нью является перестройка непродуктивных стереотипов и неэф­фективных формул движения. Однако достижение этой цели дает поразительный эффект в различных сферах психической жизни ребенка.

Синкинезии — это непроизвольное оживление двигательной ак­тивности, неадекватное выполняемому действию, сопутствующее и мешающее ему. К приведенным выше примерам каждый специалист может добавить множество своих.

Принципиально существует два основных пути устранения синки-незий. Первый из них связан с тем, что синкинезии переводятся из непроизвольного движения в произвольное, то есть становятся воле­вым актом, иногда доведенным до абсурда, но контролируемым ре­бенком сознательно. Например, ребенку, у которого процесс письма сопровождается непроизвольными движениями ног, говорят: «...Нет уж, ты, пожалуйста, вместе с ногами!»

Второй связан с блокировкой синкинезии, при которой ребен­ку придается такое положение тела, когда их появление сведено к минимуму, вплоть до абсолютной невозможности. Основной методи­ческий прием при этом заключается в фиксации одного из патоло­гически «связанных» уровней с параллельной нагрузкой на другой. Затем фиксируется второй уровень, а первый нагружается опреде­ленными движениями, пока автономность движений по уровням не автоматизируется. Степень фиксации варьируется от максимально внешней до произвольно контролируемой самим ребенком

Например, имеют место обильные синкинезии (ноги, язык, ми­мика и т.п.), возникающие одновременно с движением руки. В этом случае может рекомендоваться:

—используя утяжелитель, дать нагрузку на ту руку, действие ко­торой вызывает наиболее яркие синкинезии с другими частя­ми тела;

—перенести произвольное внимание ребенка, например, на ноги: в этом случае ему предлагается, проговаривая какие-ни­будь слова или скороговорки, отстукивать ритм ногой;

—удерживать в руке длительное статическое напряжение (напри­мер, вытянутые руки с сильно сжатыми кулаками); ребенок при этом может петь песни, проговаривать скороговорки, вра­щать ногами «педали», проделывать дыхательные или глазо­двигательные упражнения.

Иногда вам придется в буквальном смысле «зацементировать» ребенка: вы крепко обхватываете его руками или он делает это сам. Или он стоит на коленях перед столиком, подпирая голову руками; ноги в утяжелителях, челюсти сильно сжаты (в зубах — «баранка» или палочка). И только когда ребенок находится в таком положении, можно приступать к выполнению глазодвигательных, графических и других упражнений. Не исключено, что и тут вы вынуждены будете фиксировать его голову или плечи.

Формирование автономии по уровням логично начинать с уст­ранения синкинезии «глаза — язык», так как, во-первых, патологи­ческая связь этих уровней довольно часто встречается у большинства детей, во-вторых, она является очень энергоемкой для организма в целом, в-третьих, оптимальное взаимодействие именно этих уров­ней необходимо для развития восприятия, речи, письма и т.д.

134.Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по четырем основным, четырем диагональным направ­лениям, от себя и к себе), описанные выше, в сочетании с фиксаци­ей мышц языка и челюсти:

а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить ребенка зажать зубами карандаш и т.п.;

б) максимально открыть рот, язык спрятать;

в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык.

135.Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и язы­ком (однонаправленные и разнонаправленные).

136.Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разно­направленных движений глаз и языка. Иными словами, движения языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону.

137.Отработка однонаправленных и разнонаправленных движе­ний головы и глаз.

138.Отработка однонаправленных и разнонаправленных движе­ний языка (глаз) с руками и ногами.

Очевидно, что все перечисленные упражнения постепенно, по мере усвоения, должны внедряться в описанные выше циклы и вы­полняться в положении лежа, сидя, стоя. По мере автономизации и автоматизации взаимодействия рук и ног они также включаются в эти блоки упражнений.

Наши рекомендации