Конец — речи венец, или особенности финальной части выступления
Пафос и накал заключительной части речи может быть на порядок выше остальных. Но чтобы его достичь, нужно знать, какие средства уместно использовать в качестве усилителя речевого эффекта. Именно слова, звучащие в заключительной части — это то, с чем слушатель уйдет из аудитории. Если неудачное вступление можно скорректировать удачной основной частью, то «запоротое» заключение уже ничто не спасет.
Грамотно выстроенное заключение обеспечивает:
• постепенный и мягкий выход оратора из контакта с аудиторией;
• логическое и эмоциональное завершение всего сказанного;
• естественное восприятие аудиторией явного или скрытого призыва проголосовать за партию.
Вот примеры удачных вариантов финала речи, которые может выбрать оратор:
· подвести итог, суммируя и обобщая мысли, высказанные в основной части;
· кратко повторить основные тезисы речи;
· еще раз подчеркнуть жизненную важность для слушателей того решения, которое они примут;
· «заглянуть в будущее», чтобы показать, как могут развиваться идеи, высказанные оратором, если итоги выборов позволят их воплотить в жизнь;
· основываясь на высказанных суждениях, призвать слушателей поддержать партию на выборах;
· закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи, с помощью слогана, оптимистического прогноза, высказанной уверенности.
Неудачный финал речи — это провал всего выступления, поэтому следует запомнить, как нельзя заканчивать речь: | Нельзя закончить речь и тут же вернуться к недосказанному: «Ах да, я еще хотел сказать, что...»; Ни в коем случае не рекомендуется извиняться: «Простите, я, наверное, утомил вас слишком долгими разговорами...»; Нежелательно заканчивать выступление шуткой, особенно если обсуждались важные проблемы — в этом случае у аудитории останется ощущение легковесности и несерьезности происходящего; Нельзя оставлять у слушателей ощущение безысходности. Обязательно покажите, где выход из создавшегося положения и обозначьте перспективу; Невозможно оставить речь без заключения вообще. |
Контакт с аудиторией во время речи
Вы сумели привлечь внимание слушателей удачным вхождением в речь с помощью риторических домашних заготовок? Отлично! Теперь главное — это внимание удержать и не выпасть из общего энергетического поля до конца выступления, что требует максимальной психологической собранности оратора и его умения мгновенно и адекватно реагировать на изменения в коммуникативной ситуации.
С помощью чего устанавливается первоначальный контакт со слушателями? Здесь оратор прибегает к актерским техникам, которые полностью совпадают с риторическими.
• Дождавшись тишины, держит паузу. Затем, в течение нескольких секунд, доброжелательно оглядывает слушателей. И только потом начинает говорить.
• Дает возможность аудитории сосредоточиться, рассмотреть себя, составить о себе первое впечатление. Здесь «играют» невербальные средства: облик, поза, выражение лица, уверенные неторопливые движения, открытый заинтересованный взгляд.
Теперь, когда контакт установлен, важно его не потерять. Для этого есть несколько вербальных и невербальных приемов, поддерживающих внимание аудитории на всем протяжении речи. Вот некоторые из них:
· Оратор излагает материал логически и стройно, заставляя слушателей прослеживать ход высказываний.
· Он использует разнообразные средства наглядности — яркие примеры, запоминающиеся метафоры и сравнения.
· Он поддерживает динамику и артистизм речи с помощью: интонаций, пауз, изменений громкости голоса и темпа речи, логических акцентов и ударений; невербальных средств — взгляда, мимики, жестов, движений тела, перемещений.
· Он использует речевые средства поддержания внимания: обращение к аудитории, повторы, риторические вопросы.
· Он четко акцентирует переход от одной структурной части к другой.
· Его выступление построено в форме вопросов и ответов самому себе, при этом слушатели вовлечены в мысленный диалог с говорящим.
· Он использует краткие и быстрые отвлечения и шутки.
· Он лаконичен, но не в ущерб содержанию речи.
Как формируется образ, или способы самоподачи политика
Образ политика представляет собой определенный набор внешних «сигналов», которые он посылает окружающим всем своим обликом, каждым своим движением, жестом и словом.
Они толкуются людьми совершенно определенно и являются мощнейшим инструментом влияния. Важно не то, какой ты, а каков твой образ. Политический образ формируется за счет словесной и несловесной составляющих речи.
Несловесные средствасоздают облик политика в целом, обозначают его статус и поэтому являются определяющими для имиджа. Пословица «по одежке встречают, по уму провожают» имеет социологическое подтверждение: более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека. Следовательно, если мужчина, претендующий на место в парламенте, придет к избирателями не в темном костюме с классическим галстуком, а в чем-то более «свободном», он выпадет из образа. Большинство воспримет это либо как неуважение, либо как легкомыслие. Но, в любом случае, это негативно спроецируется и на личностные качества кандидата, и в итоге — на партию, которую он представляет.
Словесные средства, которые выбирает оратор, должны соответствовать способу его «самоподачи» и демонстрировать наиболее выигрышные качества его личности. Здесь главную роль играют тактики:
· отождествления с кем-либо или чем-либо;
· солидаризации с адресатом;
· создания «своего круга»;
· дистанцирования.
Быть «своим парнем» — в этом суть тактики отождествления (1). Человек ненавязчиво демонстрирует вам, что принадлежит к определенной социальной группе или политгруппировке, которой близки ваши проблемы. Ведь обычно мы выбираем не лучших, а себе подобных. Поэтому, если лидер для избирателя «свой», он может рассчитывать на определенную поддержку.
В каких случаях избиратель считает кандидата « своим»? | Ø Если готов голосовать за него как за личность; |
Ø Если чувствует, что ему близка его политическая позиция; | |
Ø Если верит в эффективность его действий; | |
Ø Если не принимает его конкурентов, выбирая «меньшее из зол». |
Отождествлять себя в глазах избирателей можно с партией, государством либо определенной социальной группой. Например, образ Владимира Путина отождествлен с государством и с такими его атрибутами, как порядок, стабильность, законность, справедливость, устойчивость.
В речи тактика отождествления воплощается в употреблении местоимения «мы» в значении «партия», «правительство», «государство». Например: «Затем мы перейдем к планомерному выводу военных подразделений с территории Чечни». «Это началось не по нашей вине — ведь не мы проявили эту инициативу».
Тактика солидаризации с адресатом (2) близка тактике отождествления и выражается в формуле «я с вами, я понимаю и разделяю вашу проблему». Временами эти тактики трудно разграничить, поскольку обе они создают впечатление общности взглядов, интересов, устремлений и «психологического созвучия» говорящего и аудитории. С этой целью политики используют сближающие языковые приемы:
· обозначают близость через личное обращение к человеку по имени либо имени-отчеству;
· соглашаются с оценками избирателя: «Я абсолютно с вами согласен», «Действительно, вы правы»;
· соглашаются с той оценкой, которую предположительно разделяет избиратель: «Мы с вами совпадаем».
Применяя речевую тактику создания «своего круга» (3), политик причисляет себя и избирателей к общей социальной группе, которой по силе сообща изменить ситуацию к лучшему: «Мы с вами прекрасно это понимаем, потому что хотим одного и того же».
Весьма эффективными оказываются тактики оппозиционирования (4),противопоставляющие политика какой-либо другой позиции или ценностям другого социального слоя. Здесь работает формула «свои — чужие». Эти тактики отражают степень отдаленности от тех или иных политических сил и платформ и в зависимости от этого делятся на тактику агрессивного противостояния и неагрессивную тактику дистанцирования.Смысл дистанцирования состоит в отдалении от оппонента, адресата и даже от объекта высказывания. Это можно обозначить паролем «я не рядом, я не такой». Подобную тактику избрал Сергей Миронов в одном из своих выступлений: «Почему у нас такое название — «Партия жизни»?.. Все партии, которые существуют и в России, и... за рубежом — это партии XIX-XX века. Они основаны на каких—то классовых принципах... Это все идеологемы ушедшие... Сейчас возникают так называемые партии новой волны во всем мире. Так вот «Партия жизни» — это партия новой волны... Мы должны уйти от этих классовых оценок, мы даже показываем, что все эти партии лежат на плоскости, а «Партия жизни» — вертикально вверх! Как цветок из-под асфальта».
В выступлениях публичных политиков одна и та же тактика может иметь разное речевое воплощение. Это зависит от ситуации общения, особенностей адресата, а также от психологических характеристик и культурного уровня самого политика.
Суть выступлений кандидата перед избирателями - взаимное признание общности целей, намерений и ценностей. Именно эта общность позволяет политику сказать всей своей речью: я и наша партия знаем ваши проблемы и знаем, что нужно сделать, чтобы их решить. |
Как отвечать на вопросы аудитории
После выступления перед избирателями оратор ни в коем случае не должен «отпускать» аудиторию. Если речь была выстроена грамотно и держала людей в напряженном интересе, у слушателей неизбежно должны возникнуть вопросы. Отсутствие вопросов, как правило, означает, что оратор не справился со своей задачей. И в таком случае уместно подстраховаться и стимулировать диалог с помощью сидящих в зале людей из команды, у которых заготовлено несколько «острых» вопросов к автору речи. Собственно, у автора имеются на них яркие, эффектные ответы. Но чаще всего, если люди добровольно пришли на встречу, и аудитория подобрана без помощи административного ресурса, вопросы возникнут сами собой. Как на них правильно отвечать? Прежде всего:
· вежливо и доброжелательно, всячески демонстрируя уважение и желание как можно точнее понять суть вопроса;
· быть конкретным;
· быть лаконичным;
· переформулировать вопрос, если он задан некорректно или неточно;
· проследить в ответе выгодную тенденцию в случае, если вопрос задан «мелко»;
· быть сдержанным, если вопрос касается конкурентов. Дать понять, что вы говорите не все, что знаете.