Глава 2. Исследование потенциала личности у безработных
Базы и методы исследования
Анкета о потенциальных возможностях
Применение : При ответе на эту часть анкеты Вы должны спросить себя: «Какие ценности важны для меня как основные принципы в моей жизни, а какие ценности менее важны для меня?». В скобках после каждой ценности есть слова, которые могут помочь Вам лучше понять ее значение. Ваша задача – указать, в какой степени каждая ценность является для вас ведущим принципом в Вашей жизни. Используйте цифровую шкалу, приведенную ниже. Чем больше цифра, тем более важна для Вас эта ценность, как ведущий принцип в ВАШЕЙ жизни. Также могут использоваться цифры: -1 – для обозначения ценности, противоположной ведущим принципам Вашей жизни, 7 – для обозначения ценности, важнейшей для Вас и являющейся руководящим принципом в Вашей жизни; обычно таких ценностей не более двух.
Методика «Личностная готовность к переменам» (PCRS)
Инструкция. Выделите цветом число (напротив каждого из утверждений), которое более всего соответствует описанию Вашей позиции.
Диагностика личностной креативности (Е. Е. Туник) Инструкция. Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определённо подходят вам лучше, чем другие.
Бланк специализированного СД для оценки профессионала
Инструкция. Мы предлагаем Вам охарактеризовать понятие «профессионал» с помощью приведенных ниже полярных качеств. Для этого внимательно прочтите первую пару качеств и решите, какое из них лучше характеризует человека - профессионала. В том случае, если это качество в максимальной степени характеризует его, выделите цветом ближнюю к нему цифру «3», в средней – цифру «2», в меньшей – цифру «1». Если по Вашему мнению, эта пара качеств вообще не характеризует профессионала, выделите цифру «0». Аналогично работу проведите по каждой из последующих пар. В каждой паре качеств должна быть выделена только одна цифра.
Методика шкальной оценки организации
(частный семантический дифференциал)
Инструкция. Мы предлагаем Вам охарактеризовать понятие «наша организация» с помощью приведенных ниже полярных качеств. Для этого внимательно прочтите первую пару качеств и решите, какое из них лучше характеризует организацию, где вы сейчас работаете или успешно работали раньше.
Выборка. Исследование проводилось на 30испытуемых(безработных).
Анализ полученных результатов исследования.
Заключение.
Результаты экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы: что инновационный потенциал личности зависит от профессионального самоопределения. По факторному анализу на общей выборке были выявлены самые значимые факторы для мужчин и женщин. Такие как, гносеологический аспект инновационного потенциала личности, то есть возможность обнаружения нового информационного пространства и ориентации в нем, осмысленно-интенсивный тип реализации инновационной возможности обнаружения новой информации. А так же социальный уровень взаимодействия человека с миром и организация собственной жизни. Тип профессии, по мнению респондентов это человек – человек. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - человек» являются люди, группы, коллективы. К данному типу относятся профессии сферы обслуживания, медицины, педагогики, психологии, юриспруденции и др. Но все же между мужчинами и женщинами есть значимые различия. У мужчин и женщин разные представления о типах профессии человек техника и человек – художественный образ. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - техника» служат технические системы, машины, аппараты, установки, материалы и энергия. К данному типу относятся профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер и др. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - художественный образ» служат художественные образы, их роли, особенности и элементы. К данному типу профессий относятся: ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, поэт, артист и др. Поэтому и значимые различия, так как мужчины, считают, что тип профессии человек – техника, больше подходит для мужчин, в отличие от типа профессии человек – художественный образ. А женщины предпочитают тип профессии человек – художественный образ, типу профессии человек – техника. А так же значимые различия о праксеологический аспект инновационного потенциала личности, что означает возможность эффективно действовать в новой ситуации. Мужчины легче действовать себя в новых ситуациях в отличие от женщин. По t – критерию Стьюдента значимых различий в выборках мужчин и женщин нет по восприятию инновационного потенциала личности.
Список литературы.
1. Власенко Ю. А. Психологический анализ инновационного потенциала личности. Симферополь, 2003
2. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 424 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
4. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебн. Пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. 124с.
5. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. №5. С. 158-164.
6. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.
7. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии 1975. №5.
8. Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Психологический журнал, 1998. № 6. Т.19. С. 91-103.
9. Муздыбаев К. Психология ответственности. Ленинград: Наука, 1983. 153с.
10. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. №1. С.64.
11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
12. Ростовский В.П. Социально-экономический анализ безработицы // Экономика и управление, 1996. №3.С. 64-68.
13. Ростовский В.П. Социально-психологический анализ безработицы // Экономика и управление, 1996. № 5. С. 54-63.
14. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.
15. Шляхтин Г.С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы,1991. С. 13-16.
16. Чигринова М.В. Инновационный потенциал руководителя: Автореф. Канд. Дисс. – З., 1989.
17. Яковенко В.Б. Введение в инновационные технологии. – К., 1999.
18.
Приложение.
Список условных сокращений.
Ч – П – человек – природа.
Ч – Ч – человек – человек.
Ч – Т – человек – техника.
Ч – ЗС – человек – знаковая система.
Ч – ХО – человек – художественный образ.
ИПЛ – инновационный потенциал личности.
ИПЛ (Г) – гносеологический аспект инновационного потенциала личности.
ИПЛ (А) – аксиологический аспект инновационного потенциала личности.
ИПЛ (П) – праксеологический аспект инновационного потенциала личности.
ОИ – осмысленно-интенсивный тип реализации разных инновационных возможностей.
ФН – формально-накопительский тип реализации разных инновационных возможностей.
ПД – позитивно-дифференцированный тип реализации разных инновационных возможностей.
НГ – негативно-генерализованный тип реализации разных инновационных возможностей.
ИП – инициативно-преобразовательный тип реализации разных инновационных возможностей.
ВП – вынужденно-приспособительский тип реализации разных инновационных возможностей.
П – природный уровень взаимодействие человека с миром.
С – социальный уровень взаимодействие человека с миром.
К – культурный уровень взаимодействие человека с миром.
ОСЖ – уровень организации собственной жизни взаимодействие человека с миром.