Условия формирования умений
Важный элемент умений– распознавание типа задачи, обнаружение в ней тех свойств и отношений, которые существенны для ее решения. Психологи обнаружили ряд факторов, способствующих или мешающих формированию умений. Было установлено, что одним из таких факторов является отчетливое выделение или, наоборот, замаскированность в исходных данных существенного для задачи отношения. Например, дается задача: «Из пункта А и из пункта Б, отделенных расстоянием 200 км, одновременно выходят навстречу друг другу два поезда. Первый идет со скоростью 70 км/ч, второй – 85 км/ч. Между ними со скоростью 80 км/ч летает ласточка. Она вылетает из пункта А при отправлении поезда и летит к поезду, вышедшему из пункта Б. Долетев до второго поезда, она летит обратно к первому поезду и т. д. Какой путь она проделает за 1 час?» В большинстве случаев ученик начинает вычислять, сколько пройдет первый поезд, пока ласточка долетит до поезда, вышедшего из пункта В. Затем – сколько километров останется между поездами и т. д. Между тем задача решается без каких-либо вычислений. Скорость ласточки – 80 км/ч. Значит, за час она пролетит 80 км. Здесь решение затрудняется тем, что единственное существенное отношение замаскировано множеством данных, не имеющих для решения значения (скорость поездов и т. д.).
Важный фактор усмотрения существенных для задачи отношений – это схватывание ситуации в целом, а не отдельных ее элементов. Значительное влияние оказывает также предшествующий опыт. Если в нем оказались существенными те отношения предметов, которые не важны для данной задачи, то этот опыт препятствует решению. Опыт, где уже использовались необходимые для задачи отношения и операции, облегчает ее решение, дает положительный перенос. Обнаружение нужных отношений облегчается знанием общих принципов.
Психологи разработали ряд приемов, облегчающих усмотрение нужных отношений задачи.
1. Разъяснение принципов решения. Примером могут служить типовые схемы решения различных классов математических и физических задач, грамматического анализа.
2. Отчетливое выделение или подчеркивание существенных для задачи данных и отношений. Это может быть достигнуто соответствующей формулировкой задачи, специальными указаниями учителя, на что следует обратить внимание, и так называемыми подсказками. Под ними понимают вспомогательные средства, которые позволяют ученику воспринимать искомые отношения в более чистом виде.
3. Анализ задачи с точки зрения того, что именно требуется установить. Такой анализ часто позволяет выделить существенные для решения отношения и данные.
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ
Мыслительная деятельность при решении задачи заключается в преобразованиях объекта, в выделении все новых его сторон и свойств, закрепленных в понятии. Этот процесс идет с помощью операций анализа – синтеза, абстрагирования – обобщения до тех пор, пока не выделена та сторона объекта, которая существенна для решения данной задачи. При этом каждый шаг, открывая новые стороны объекта, движет мышление вперед, определяет его следующий шаг. Поскольку новые стороны объекта отражены в новых понятиях, мышление протекает как многократные переформулировки задачи.
Каждая новая переформулировка – результат анализа и синтеза данных предыдущего этапа и выражается в понятиях, в которых отражены существенные свойства объекта. Поэтому из новой формулировки вытекают новые сведения об объекте, которые движут мышление вперед. Так, благодаря анализу и синтезу объект в процессе мышления включается во все новые связи и благодаря этому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях. Из объекта, таким образом, как бы «вычерпывается» новое содержание, он как бы «поворачивается» каждый раз другой стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Формирование уменийвыступает с этой точки зрения прежде всего как продукт все углубляющихся знаний. Умения формируются на основе освоения понятий о различных сторонах и свойствах изучаемых объектов.
Главный путьформирования умений – это приучение учащихся видеть различные стороны в объекте, применять к нему разнообразные понятия, формулировать в понятиях многообразные отношения этого объекта. Учащихся надо научить преобразовывать объект с помощью синтеза через анализ. Применяемые преобразования зависят от того, какие отношения и зависимости требуется установить. Схема таких преобразований и есть план решения задачи.
Научение умениям может осуществляться разными путями. Один из них заключается в том, что учащемуся сообщают необходимые знания, затем перед ним ставят задачи на их применение. И учащийся сам ищет решение, обнаруживая путем проб и ошибок соответствующие ориентиры и приемы деятельности. Этот путь называют иногда проблемным обучением. Другой путь заключается в том, что учащихся обучают признакам, по которым можно однозначно распознать тип задачи и требуемые для ее решения операции. Третий путь – учащегося обучают самой умственной деятельности, необходимой для применения знаний. В этом случае педагог не только знакомит учащегося с ориентирами отбора признаков и операций, но и организует деятельность учащегося по использованию полученных сведений для решения задач.