Накопление жизненного опыта проявления качества
Это самый сложный и длительный этап алгоритма. Наверное, многие их читателей в своей жизни не раз принимали решения измениться. Например, с понедельника начать каждый день делать зарядку или с Нового Года начать правильно питаться. Мы понимаем, что выполнить эти решения нелегко и, чаще всего, они так и остаются благими пожеланиями. Ребёнку начать жить по-новому ещё сложнее, чем нам взрослым. Как помочь ему изменить своё поведение? Для этого можно использовать следующие правила.
Правило 1 – изменение традиционных условий. Если мы пытаемся преодолеть какую-либо привычку, то легче всего начать борьбу с ней в изменённых новых условиях. Привычка – это - автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью (напр., делать зарядку по утрам, быстро ходить и т. д.). С формированием привычки связано смещение мотива действия. Если вначале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением привычки мотивом становится само действие, возникает потребность в его выполнении. (Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000). Реализация привычки является обычно непроизвольной и в значительной мере бессознательной формой поведения. Привычка бессознательна, а мы при помощи сознания пытаемся её преодолеть. Чтобы привычка не включалась, нам надо убрать те условия, которые её включают. А значит, нам надо изменить условия, оказаться в таких условиях, в которых привычка не будет включаться. Вот почему, легче начать делать зарядку, находясь в поездке, в отпуске и пр.
Правило 2 - постепенность. Ребёнок не может начать полновесно правильно вести себя уже завтра, поэтому важно представить себе его продвижение к поставленной цели как последовательность некоторых шагов. Например, если ребёнок не умеет общаться с девочками, то мы сначала поставим перед ним задачу - научиться общаться с одной из девочек, Машей, самой спокойной и доброжелательной из всех девочек, и делать это вместе с педагогом в игровой деятельности. Затем –играть с ней же уже без участия педагога. Затем поставим задачу общаться с Машей и её подругой, причём не только в игре. Далее поставим задачу – научиться общаться с другой девочкой и т.д.
Если ребёнок боится темноты, то мы вначале поставим перед ним задачу не бояться находиться в светлой комнате с завязанными глазами, затем – не бояться полумрака, затем – не бояться находиться в темноте вместе со взрослым, затем – не бояться заходить в комнату и включать там свет, далее – не бояться находиться в темноте с фонариком. Достижение каждой поставленной задачи будет успехом, которому надо радоваться! Радоваться – и идти дальше.
Правило 3 - фиксация промежуточных успехов и проблем. Проблема волевого развития – одна из самых сложных проблем воспитания. Каждому из нас может не хватить силы воли для того, чтобы двигаться вперёд в саморазвитии. Относиться к задаче серьёзно и стараться каждый день нам может помочь письменное фиксирование всех наших движений. Можно сделать таблицу, в которой каждый день отмечать, удалось ли работать над поставленной задачей. Можно нарисовать маршрут на местности и отмечать в условных единицах пройденное расстояние на пути движения к цели. Можно создать образ восхождения к вершине, изобразив гору, подъём на которую символически представляет собой достижение поставленной цели. На пути вверх можно отметить террасы промежуточных высот. Если ребёнок находится в подростковом или в юношеском возрасте, то способом фиксации достижений может стать дневник, в котором ведутся записи о том, получилось или нет проявить себя в нужном качестве, что именно помогло, что помешало и пр.
Правило 4 – не спешить. Ничего не делается быстро, тем более небыстро формируются новые привычки. Проявление нового качества может долгое время быть неустойчивым. Чем сложнее задача, тем больше препятствий может возникнуть. Новые действия человека должны хорошо вписываться в его образ жизни и поддерживаться окружением. Важно, чтобы появились видимые положительные результаты от усвоенной модели поведения.
Вполне возможно возникновение каких-либо срывов из-за внешних обстоятельств, из-за деструктивного влияния сверстников и пр. Возможно, придётся вернуться на несколько шагов алгоритма назад, и искать новые аргументы, чтобы ребёнок захотел работать над собой, или формировать новые умения, которых пока не хватает для того, чтобы устойчиво проявлять формируемое качество в жизни.
Правило 5 - стимулирование. Чтобы помочь ребёнку заинтересованно работать над собой, мы можем создать дополнительные стимулы. Ими может быть что-то желанное для ребёнка: путешествие, технический прибор, одежда и пр. То, о чём ребёнок мечтает, станет для него наградой за труд преодоления себя и поможет ему прикладывать больше усилий.
Стимул может быть не только материальным. Например, Януш Корчак в качестве способа стимулирования заключал с ребятами пари. В Доме Сирот Януша Корчака одним из важных атрибутов была книга Пари. Для ребят было делом чести заключить и выиграть пари. А Корчак часто предлагал заключить пари о том, что для ребёнка было сделать пока трудно, но можно, например, что Марыся обзовётся на этой неделе не больше 4 раз, что Януш на этой неделе подерётся не больше двух раз. В конце недели, когда все воспитанники выстраивались на линейке, зачитывались пари, определялся победитель и выигравший получал конфетку. Таким образом, стимул может отмечать не только конечный итог работы над собой, но и промежуточные успехи.
Новая привычка - результат повторения и обычно формируется на 21 день (при ежедневном повторении).