Способы табличного и графического представления результатов эксперимента
Результаты психолого-педагогического эксперимента, или психологического тестирования, кроме их текстового описания, можно представить в виде таблиц, схем, графиков, рисунков и т.п. Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и по вертикали наборы количественных и качественных данных, заключенных в рамки или без них. Таблицы могут иметь и не иметь названия, подзаголовки, указывающие на то, какие данные в них содержатся.
Таблицы строятся и оформляются не произвольно, а в соответствии с определенными правилами. Рассмотрим эти правила.
Таблицы, если их более двух-трех в тексте, нумеруются. Слово «таблица» обычно пишется справа или в середине вверху над таблицей. Непосредственно под ним располагается, если оно есть, название таблицы. Иногда для этого делаются примечания, касающиеся некоторых особенностей материала, содержащегося в таблице. Такие примечания помещаются, как правило, непосредственно под таблицей. Таблица имеет заголовки, которые указывают на то, что представлено в отдельных столбцах, а также рубрикацию по строкам, где обозначены особенности представляемого материала.
Рассмотрим в качестве примеров формы и способы построения типичных таблиц:
- не имеющей названия, без общего заголовка и примечаний (табл. 36);
- разграфленной, с названием и заголовком (табл. 37);
- разграфленной, с названием, заголовками и примечанием (табл. 38).
В таблице, построенной по образцу табл. 36, нет общего заголовка, который объединил бы названия всех столбцов, а есть только названия частных подзаголовков, относящиеся к отдельным столбцам. Нет также общего названия таблицы, так как содержание представленных в ней данных ясно само по себе. Имеются названия отдельных строк таблицы — без них было бы непонятно, что характеризуют собой цифры, имеющиеся в строках
Глава 3. Статистический анализ экспериментальныхданных
Таблица 36
Начальные классы, I-V | Средние классы, VI—VIII | Старшие классы, IX-XI | |
Количество учащихся | |||
Средний возраст (в годах) | 10,5 | 12,5 | |
Успеваемость (средняя оценка) | 3,8 | 3,5 | 4,0 |
Уровень интеллектуального развития (IQ) | 102% | 104% | 105% |
таблицы. Подобного рода таблицы рекомендуется строить тогда, когда общее количество данных, представляемых в столбцах и строках таблицы, относительно невелико (не более четырех различных видов данных по столбцам и строкам, т.е. не более четырех столбцов и четырех строк). Во всех других случаях рекомендуется строить разграфленные таблицы с названиями, общими и частными подзаголовками (табл. 37).
Таблица 37 Результаты обследования шестилетних и семилетних детей с точки зрения их психологической готовности к обучению в школе (данные представлены в десятибалльной шкале оценок)
Возраст детей. Место их обучения и воспитания до поступления вшколу | Основные показатели психологической готовности детей к обучению в школе | |||||||||
интеллектуальные | личностные | межличностные | ||||||||
внимание | воображение | память | мышление | речь | мотивы учения | характер | спо- соб- нос- ти | об-щи-тель-ность | контактность | |
Шестилетние дети, посещавшие детский сад | 7,2 | 7,6 | 7,9 | 8,0 | 7,1 | 6,2 | 7,2 | 8,0 | 8,4 | 8,4 |
Шестилетние дети, воспитанные дома | 7,6 | 7,4 | 7,9 | 8,3 | 7,4 | 7,4 | 6,9 | 8,3 | 7,7 | 7,6 |
Семилетние дети, посещавшие детский сад | 7,9 | 8,0 | 8,1 | 8,4 | 8,3 | 8,2 | 7,3 | 8,6 | 8,9 | 9,0 |
Семилетние дети, воспитанные дома | 7,8 | 7,9 | 8,0 | 8,6 | 8,5 | 8,7 | 7,0 | 8,8 | 8,1 | 8,3 |
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
В тех случаях, когда в таблице необходимо представить очень большое количество данных, которые невозможно полностью описать в подзаголовках столбцов или строк из-за громоздкости самих названий, обращаются к таблицам третьего типа (табл. 38), где соответствующие названия закодированы, а их расшифровка дается в примечании к таблице.
Таблица 38 Данные комплексного обследования детей из X классов средней школы
Условные обозначения детей | Показатели обследования | |||||||||||
I | II | III | ||||||||||
А | ||||||||||||
Б | ||||||||||||
В | ||||||||||||
Примечание.А — Иванов, Б — Петров, В — Сидоров,...; I — социально-демографические данные о детях; II — успеваемость по отдельным предметам. III— данные о психологическом развитии; 1 — возраст, 2 — пол, 3 — социальное происхождение, 4 — место жительства, 5 — математика, 6 — физика, 7 — история, 8 — география, 9 — внимание, 10 — память, 11 — мышление, 12 — речь.
Другой способ представления экспериментальных данных — графический. График на плоскости представляет собой некоторую линию, которая изображает зависимость между двумя переменными, а график в пространстве — плоскость, представляющую зависимость между тремя переменными. При использовании двумерного графика по горизонтальной линии на плоскости обычно размещают независимую переменную — ту, которая изменяется по намерению экспериментатора и рассматривается в качестве возможной искомой причины. По вертикали располагают зависимую переменную — ту, которая является или рассматривается в качестве предполагаемой причины.
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных
Рис. 76. График зависимости между способностями и успеваемостью учащихся1.
Рис. 77. Трехмерное распределение экспериментальных данных. По оси X —
уровень эмоционального возбуждения, по оси У— уровень тревожности,
по оси Z — продуктивность деятельности.
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
Если речь идет о трехмерном, пространственном графике, то по линиям X и Yb его горизонтальной плоскости чаще всего размещают независимые, а по линии Z в вертикальной плоскости — зависимую переменную. Однако могут быть отступления от этого правила. Они имеют место, например, тогда, когда в эксперименте изучаются одна независимая и две зависимые переменные. В этом случае данные, касающиеся независимых переменных, размещаются вдоль вертикальной оси X, а данные, относящиеся к зависимым переменным, — вдоль осей Y и Z.
Рис. 79. Пример объёмной, или трёхмерной, гистограммы. |
Рис. 78. Виды гистограмм «а плоскости. А — гистограмма распределения оценок в классе. Б — гистограмма распределения показателей готовности детей разного возраста к обучению в школе.
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных
Рассмотрим два примера. На рис. 76 представлен плоскостной, а на рис. 77 — пространственный графики.
Графики могут строиться по отдельным точкам (рис. 76) или представлять собой непрерывные линии (плоскости, рис. 77).
Особую разновидность графических изображений экспериментальных результатов представляют собой гистограммы. Это столбчатые диаграммы (рис. 78), состоящие из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой. Их высота отражает степень или уровень развитости того или иного качества у испытуемого. Цифры, указывающие на частоту встречаемости качества в выборке испытуемых, размещаются или внутри столбцов гистограммы, или над ними, или по вертикальной оси графика. Иногда для наглядности, особенно в том случае, если гистограмма соответствует трехмерному пространству, ее изображают как объемную (рис. 79).
Контрольные вопросы
1.Для чего необходима математико-статистическая обработка экспериментальных данных?
2. Классификация методов математической статистики и их назначение.
3. Как вычисляются среднее значение и дисперсия?
4. Каким образом определяются мода и медиана, какой цели они служат?
5. Для чего необходимо знать эмпирическое распределение экспериментальных данных?
6. Что такое интервал и с какой целью совокупность выборочных данных разделяют на интервалы?
7. Методы вторичной статистической обработки экспериментальных данных.
8. Что такое критерий Стъюдента и в каких случаях он применяется?
9. Что такое критерий Фишера?
10. Что такое критерий х2?
11. Понятие о корреляции.
12. Коэффициент линейной корреляции.
13. Коэффициент ранговой корреляции.
14. Понятие о факторном анализе и его назначение.
Часть II. Введение в научное психологическое исследование
15. Общее представление о регрессионном исчислении.
16. Способы графического представления экспериментальных данных.
17. Способы табличного представления экспериментальных данных.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.:
МГУ, 1982. - 464 с.
(Корреляционные исследования: 378-424.)
2. ЗаксЛ. Статистическое оценивание. М., 1976.
(Что такое статистика: 37-39. Нормальная кривая и нормальное распределение: 63-71. Арифметическое среднее и стандартное отклонение: 72-79. Медиана и мода: 91-94. Распределение Стъюдента: 129-136. Хи-квадрат распределение: 136-150. Распределение Фишера: 150-153. Сравнение двух выборочных дисперсий из нормальных совокупностей: 241-245. Сравнение двух выборочных средних из нормальных совокупностей: 245-270. Проверка распределений по хи-квадрат критерию согласия: 295-296. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена: 368-372. Оценивание прямой регрессии: 371-381. Проверка равенства нескольких дисперсий: 448-453).
3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.,
1984.-216 с.
(Измерение в психодиагностике: 13-20. Корреляция и факторный анализ: 20-33.)
4. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I и П.
М., 1966.
(Измерение в психологии: 197-229. Проблема надежности измерения: 229-231).
5. Практикум по общей психологии / Под ред. А.И. Щербакова.
М., 1990.-287 с.
[Методы психологии (с элементами математической статистики): 20-39].
6. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном
исследовании студентов) / Под ред. А.А. Бодалева, М.Д. Дворя-
шиной, И.М. Палея. Л., 1976. - 248 с.
(Основные математические процедуры психодиагностического исследования: 35-51.)
________ Глава 4. Проведение экспериментального исследования_____
Глава 4.
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Краткое содержание