Раздел I. Этика и мораль: общие представления

ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Москва. ФОРУМ - ИНФРА-М. 2004

Рецензенты: директор Центра социальных и психологических исследований Высшей школы Международного бизнеса АНХ при правительстве РФ, доктор психологических наук П. Н. Шихирев; зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин Московского гос. педагогического университета, кандидат юридических наук Е. Н. Рахманова.

Елена Александровна КРАСНИКОВА - кандидат философских наук, главный эксперт Национального фонда Российская деловая культура, преподаватель Высшей школы бизнеса МГУ, автор Примерной программы учебной дисциплины «Этика и психология профессиональной деятельности» для учреждений среднего профессионального образования.

Настоящий учебник предназначен для студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях по специальности «Правоведение» Он полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта специальности и Примерной программы по данной дисциплине. Учебник содержит информацию, вопросы и учебные задания, необходимые для изучения будущими юристами основ деловой культуры и профессиональной этики.

УДК 17(075.32) ББК 87.7я 723

ISBN 5-8199-0067-7 (ФОРУМ)

© Е А Красникова, 2003

ISBN 5-16-001258-3 (ИНФРА-М)

© ИД «ФОРУМ», 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие. 2

Раздел I. Этика и мораль: общие представления. 2

Глава 1. Понятия «этика» и «мораль» и их соотношение. 2

§ 1. Виды этического знания. 2

§ 2. Основные направления этических исследований. 6

Приложение 1. 8

Глава 2. Мораль и право. 9

§ 1. «Что законно, то морально» – аргументы «за» и «против». 9

§ 2. Различия между моралью и правом. 12

Глава 3. Прикладная этика и ее подходы к анализу моральных проблем и принятию решений. 15

§ 1. Подход с точки зрения долга (деонтологический) 15

§ 2. Подход с точки зрения пользы (утилитаристский). 19

Приложение 2. 22

Раздел II. Этические принципы и правила в деятельности представителей юридических профессий. 22

Глава 4. Профессиональная этика адвоката. 23

§ 1. Регламентация этических отношений, принципов и правил деятельности адвокатов в законодательстве РФ.. 23

§ 2. Моральные проблемы в деятельности адвоката и требования профессиональной этики. 26

Приложение 3. 28

Глава 5. Этические принципы в деятельности сотрудников милиции и их роль. 29

§ 1. Моральные проблемы в деятельности сотрудников милиции. 29

§ 2. Характер и основное содержание требований профессиональной этики сотрудников милиции. 30

Приложение 4. 35

Приложение 5. 36

Приложение 6. 37

Глава 6. Этические аспекты деятельности по юридическому сопровождению фирмы.. 37

§ 1. Основные направления консультирования в сфере этики. 37

§ 2. Этические проблемы, связанные с профессиональным статусом юриста. 40

§ 3. Основные требования организационного этикета. 42

Приложение 7. 44

Приложение 8. 46

Глава 7. Этические аспекты деятельности таможенника. 47

§ 1. Содержание и характер моральных проблем в таможенном деле. 47

§ 2. Основные требования профессиональной этики таможенника. 51

Приложение 9. 54

Приложение 10. 55

Глава 8. Профессиональная этика нотариусов. 55

§ 1. Законодательная регламентация принципов профессиональной этики нотариусов. 55

§ 2. Основные требования, предъявляемые нотариусу кодексом профессиональной этики. 57

Приложение 11. 59

Раздел III. Психология профессиональной деятельности юристов. 61

Глава 9. Общие представления о психологических явлениях. 61

§ 1. Теории личности. 61

§ 2. Социальная психология. 68

Глава 10. Юридическая психология как область прикладной психологии. 77

§ 1. Общие представления о юридической психологии. 77

§ 2. Правовая психология как раздел юридической психологии. 78

§ 3. Криминальная психология как раздел юридической психологии. 81

§ 4. Следственно-оперативная психология как раздел юридической психологии. 83

Глава 11. Деловое общение. 85

§ 1. Особенности делового общения. 85

§ 2. Процедуры и методы делового общения. 87

Литература. 96

Предисловие

Настоящий учебник содержит информацию, необходимую для изучения будущими юристами основ деловой культуры, как в методологическом, так и в практическом аспектах: теоретические концепции, понятия, идеи, категории, изложенные в современной интерпретации с учетом материалов последних публикаций в данной области, а также материал информационно-практического плана, демонстрирующий взаимодействие и взаимовлияние теоретических и нормативных идей и социальной практики. Профессиональное общение и профессиональная этика рассматриваются в контексте проблемы формирования российской деловой культуры в целом – с точки зрения потребностей создания, развития и поддержания этической инфраструктуры общества, без которой невозможно движение России к цивилизованному рынку и правовому государству. Учебный материал по психологическим аспектам профессионального общения ориентирован на усвоение студентами основ теоретических знаний и содействие в приобретении практических навыков.

Учебник включает три раздела. В первом разделе – «Этика и мораль: общие представления» – рассматриваются понятия этики и морали и их соотношение, виды этического знания: универсальная и профессиональная, социальная и индивидуальная этика; взаимоотношения морали и права; прикладная этика и ее подходы к решению моральных проблем и принятию решений. Второй раздел – «Этические принципы и правила в деятельности представителей юридических профессий» – посвящен профессиональной этике адвоката, моральным проблемам и этическим принципам в деятельности сотрудников милиции; анализу этических аспектов деятельности по юридическому сопровождению фирм; изучению моральных проблем в деятельности работников таможенных органов и этическим принципам, регулирующим деятельность таможенных органов и их сотрудников; профессиональной этике нотариуса.

Третий раздел – «Психология профессиональной деятельности юристов» – содержит материалы из области теоретической, прикладной и практической психологии, ориентированные на решение конкретных задач: содействие формированию у студентов гуманистической, толерантной, рефлексивной позиции в профессиональном общении, а также навыков эффективной коммуникации.

Каждый раздел включает приложения, содержащие извлечения из законов, кодексы этики, образцы этических текстов. В конце каждой главы приведены вопросы для самостоятельной работы. В некоторые главы включены задания, которые могут выполняться как в учебной аудитории, так и дома, в процессе самостоятельной подготовки к занятиям.

Раздел I. Этика и мораль: общие представления

Наши рекомендации