Факторы, детерминирующие становление личности
Фактор | Нормативное развитие | Отклоняющееся развитие |
Природная среда | Благоприятные географическое местожительство и климатические условия | Неблагоприятные географическое местожительство и климатические условия |
Биологический фактор | Нормальная наследственность, фиксированный пол, хорошее здоровье | Отягощенная или обогащенная наследственность, недостаточная дифференциация пола, задержка психического развития, акцентуации характера, сексуальные расстройства |
Социальный фактор | Достаточный уровень экономического благосостояния семьи, стимулирование развития личности и повышения уровня ее образованности, психологически комфортные семейные отношения, дифференцированное общее и вариативное профессиональное образование | Низкий уровень экономического благосостояния семьи, неполная или социально неблагополучная семья, слабодифференцированное обучение в школе, отсутствие профессионального образования, игнорирование уровня профессионализма, отсутствие системы аттестации, социально-этническое неравенство |
Активность личности | Активная позиция, сверхнормативная профессиональная активность, непрерывное образование, самоорганизация, самообразование, саморазвитие и самоактуализация | Депрессивная пассивность, социальная инертность, лень, равнодушие, социальная дезадаптив-ность |
Случайные события и обстоятельства | Чувствительность к благоприятному стечению обстоятельств и случайных знаковых событий | Неблагоприятная судьба, иррациональные тенденции в развитии, бессознательное влечение к разрушению своего Я |
Важное значение в становлении личности имеют потребности как источники активности. Общепринятой классификации потребностей нет. Одну из основательных попыток классификации потребностей предпринял американский психолог А. Маслоу1. Он выделил пять базовых уровней потребностей и произвел прикидочную оценку степени их удовлетворения, ориентируясь на американский образ жизни. Приведем эти потребности.
1. Физиологические потребности: в пище, отдыхе, движении, жилье, сексе, защите от стихийных бедствий, сил природы и др. Любая из них, по мнению А. Маслоу, может стать главенствующей. В среднем данные потребности удовлетворяются на 85 %.
2. Потребности в безопасности: защищенности, защите от насилия и угроз, в стабильности. Степень удовлетворения — около 70 %.
3. Потребности в общении, привязанности и любви, присоединении и принятии. Отчетливо проявляются лишь при удовлетворении потребностей первых двух уровней. Удошютворяются в среднем на 50 %.
4. Потребности в уважении, самоуважении, т. е. в хорошей репутации, признании компетентности, профессиональном престиже, добром имени, достаточном уровне образования. В среднем удовлетворяются на 40 %.
5. Потребности в самоактуализации, в реализации своего потенциала, в творчестве. Степень удовлетворения этих потребностей — всего лишь около 10%.
А. Маслоу утверждал, что если человеку не удается удовлетворить потребности более высоких уровней, то он стремится как можно полнее «отвести душу» на удовлетворении простейших потребностей. Удовлетворение потребностей, находящихся внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных на более высоких уровнях, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности в безопас ности; физиологические потребности и потребности в безопасности и защите должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности в принадлежности и любви. По А. Маслоу, такое иерархическое расположение основных потребностей является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека.
А. Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что творческие личности могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.
Можно допустить, что на разных стадиях становления личности значение потребностей как источников активности меняется. Очевидно, что в младенчестве решающее значение имеют физиологические потребности и потребность в принадлежности (эмоционально-телесном контакте), в дошкольном возрасте — потребность в общении и присоединении, в юности — потребность в самоуважении, в зрелом возрасте — потребность в самоактуализации. Сказанное не означает, что другие потребности утрачивают свою актуальность. Нет, конечно. Но не они определяют основной вектор становления личности.
Среди существующих теорий психологического развития можно выделить две, по-разному трактующие источники становления личности.
Первая рассматривает становление личности как вполне самостоятельный процесс, который имеет собственные внутренние закономерности, в принципе не зависящие от воспитания и обучения человека. Признавая ускоряющее влияние обучения и воспитания на развитие личности, сторонники данной концепции считают, что изменить внутреннюю последовательность и психологические особенности стадий этого процесса нельзя. Характеризуя данную концепцию, Л. С. Выготский писал, что обучение и развитие мыслятся как два независимых друг от друга процесса. Развитие ребенка представляется как процесс, подчиненный природным законам и протекающий по типу созревания, а обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития.
Вторая концепция, развиваемая научной школой Л. С. Выготского, исходит из того, что в основе психического развития лежит специфический процесс присвоения индивидом достижений предшествующих поколений, в результате чего происходит воспроизведение в человеке исторически сформировавшихся способностей и функций. С этой точки зрения весь процесс становления личности имеет конкретно-исторический характер. Каждому типу общества присущ вполне определенный тип развития личности, стихийно или целенаправленно определяемый сложившейся в данном обществе системой воспитания и народного образования. Л. С. Выготский подчеркивал, что обучение призвано опережать развитие, вести его за собой, только тогда оно будет эффективным. Развивающее обучение учитывает не только то, что доступно личности в процессе самостоятельной деятельности (зона актуального развития), но и то, что она может сделать в сотрудничестве с педагогами (зона ближайшего развития).
Завершая рассмотрение вопроса о факторах становления личности, следует подчеркнуть, что реша- ющее значение имеют социальные условия (обучение и воспитание); важная роль отводится собственной активности личности, самовоспитанию; биологические факторы выполняют функции предпосылок, возможностей психического развития.
Движущими силами становления личности являются противоречия двоякого рода: между личностью и внешними условиями жизнедеятельности и обусловленные внутриличностными образованиями. Основным диалектическим противоречием выступает противоречие между сложившимися свойствами личности и объективными требованиями ведущей деятельности. Для каждой стадии становления личности характерны свои специфические противоречия. Снятие их приводит к переходу личности на следующую стадию становления. Детерминация становления личности различными психологическими школами трактуется по-разному. Социально-психологические теории рассматривают развитие как результат социальной селекции и социализации. Большое значение придается случайности. Психодинамические теории в качестве детерминант развития рассматривают инстинктивные побуждения и эмоционально окрашенный опыт, приобретенный в раннем детстве. Важную роль играет реальная ситуация, которую наблюдает личность в детстве и ранней юности. Представители психологии развития факторами становления считают психическое развитие ребенка, дошкольное и школьное образование.
Исследование закономерностей становления личности в отечественной психологии привело к определению детерминации этого процесса, объективных и субъективных факторов. Активным, производящим началом признаются социальные условия, а следствием отражения этих условий — изменения в субъектах.
Положение о первичности социальной детерминации развития личности не означает полного игнорирования биологических особенностей человека.
В отечественной психологии признается влияние биологической сущности человека на личностное развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на темп и уровень развития.
В какой мере биологическое развитие определяет становление личности? На этот вопрос отечественные психологи отвечают по-разному. Одни придают наследственности в детерминации психических свойств большее значение, другие — меньшее. А. В. Брушлинский, специально проанализировавший проблему предпосылок психического развития личности, пришел к выводу, что на ранних стадиях онтогенеза биологическое выступает в качестве внутренних условий развития. По мере становления личности усиливается влияние внешних (социальных) факторов. При этом внешние причины действуют опосредованно через внутренние условия1.
Профессиональное становление специалиста в основном обусловлено внешними воздействиями. Однако его нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств, т. к. они всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым и относится своеобразие психики личности, ее социальный и профессиональный опыт.
В процессе становления профессионала, увеличения масштаба личности субъект все более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами. Другими словами, человек может сам сознательно изменять свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием, самосовершенствованием, но и в данном случае этот процесс мотивируется социальным окружением, экономическими условиями жизнедеятельности.