Специфические особенности арт-терапии: метафоричность, триадичность, ресурсность
Ключевые понятия: арт-терапия, язык самовыражения, травестирование, метафоричность, триадичность, ресурсность, символ, образ, транзитные объекты, символообразование, регрессивные и прогрессивные тенденции, творческие функции психики.
Студенты должны знать, что арт-терапия - междисциплинарное явление. Она возникла на стыке искусства и науки и вобрала в себя достижения медицины, педагогики, культурологии, социологии и других дисциплин. Ее методы универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам, начиная от решения проблем социальной и психологической дезадаптации и заканчивая развитием человеческого потенциала, повышением планки психического и духовного здоровья; она предполагает также использование клиентом различных форм изобразительной деятельности с целью выражения своего психического состояния.
В настоящее время арт-терапию все чаще рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности и реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационной, коррекционной, мобилизующей, регулятивной, реабилитационной, профилактической).
Арт-терапия помогает «включить» особый способ видения событий окружающего мира - способность видеть целое, одновременно воспринимая части внутри целого, связанные между собой и с целым; способность видеть и чувствовать то, что находится непосредственно перед человеком, а не рассеивая внимание и не обращаясь к словесным понятиям; способность воспринимать мир таким, какой он есть на самом деле.
Относительно второго вопроса темы студенты должны осознавать, что арт -терапевтический процесс имеет ряд особенностей, связанных с тем, что отношения клиента и арт-терапевта опосредуются продуктом творческой деятельности клиента (рисунок, история, музыкальное произведение, танец и т. п.) и отражают процесс творческой экспрессии.
Творческие потенции заложены в каждом человеке на различной глубине подсознания, и «вытянуть» их в сознание возможно, только опираясь на личную индивидуальность.
Понятие творчества охватывает все формы создания и проявления нового на фоне существующего, стандартного. Процесс творчества состоит из трех этапов:
1) создание новых, ранее не существовавших форм материи;
2) изменение, обновление, преобразование и совершенствование уже существующего;
3) разрушение «старого мира» и построение на его месте нового.
Творческий человек - это человек, способный по-новому обрабатывать информацию, обычные воспринимаемые органами чувств и доступные всем данные. Творческая личность интуитивно видит возможности для преобразования обычных данных в новое творение, существенно превосходя исходное старое. Высвобождение творческого потенциала возможно с помощью арт-терапии.
Арт - терапевты ищут символы в образе, пытаясь помочь клиентам лучше узнать их внутреннее «Я», одновременно помогая им интегрировать недавно открытое внутреннее «Я» во внешнюю реальность. Таким образом, арт-терапия неразрывно связана с укреплением аутоэкспрессии и понимания.
Студенты должны знать, что поскольку арт-терапия делает большой акцент на процессе (в противоположность продукту) творчества, она не требует никаких особых навыков и талантов для участия.
Процесс арт-терапии позволяет сделать неосознаваемое видимым (создание продукта творчества) и с помощью дальнейшей вербализации помогает человеку осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт.
Относительно третьего вопроса темы об основных понятиях арт - терапии, то студенты должны осознавать, что арт терапия - это относительно новый метод психокоррекции. Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 году Андриан Хилл. В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусства с целью психотерапии, психокоррекции и психопрофилактики. Этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Арт - терапия - это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности с помощью различных форм и видов искусства. Арт-терапия все чаще рассматривается как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствущий формированию здоровой и творческой личности.
Основная цель арт-терапии - гармонизация внутреннего состояния клиента, то есть восстановление его способности находить оптимальное, что способствует улучшение жизни, установлению равновесия.
Задачи арт-терапии следующие:
1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;
2) создать оптимальные для клиента условия, благоприятные наиболее четкой вербализации и обработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять;
3) помочь клиенту найти социально приемлемый выход как положительным, так и отрицательным чувством.
Основная техника арт - терапевтического воздействия - это техника активного воображения, которая открывает клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».
Карл Юнг использовал термин «активное воображение» для обозначения такого творческого процесса, в ходе которого человек наблюдает за развитием своей фантазии, не пытаясь сознательно воздействовать на нее. Вызывая определенные образы с помощью активного воображения, закрепляя их в символической форме, клиент имеет возможность успешно продвигаться в решении своих проблем.
Механизм психологического коррекционного воздействия арт-терапии состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее решение через переструктурирование этой ситуации с помощью творческих способностей клиента.
Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой человек, как подготовленный, так и неподготовленный, способен превращать свои внутренние конфликты в визуальные формы.
По 4–му вопросу темы о коррекционных возможности арт-терапии, студенты должны знать, что достижение положительных психокоррекционных результатов в арт - терапии происходит за счет следующих феноменов:
Ø развития и усиления внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку;
Ø самого процессов творчества, который предоставляет возможность свободно выразить свои чувства, потребности и фантазии в виде продукта творчества (рисунка, коллажа, скульптуры, звуковой композиции, сказочной истории, танца) и является безопасным способом разрядки напряжения;
Ø возможности заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате столкновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом уровне языком образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога;
Ø возникновения чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество приводит к необходимости организовывать окружающее пространство (формы и цвета, звуки, слова, движения);
Ø освоения новых форм опыта.
По 5-му вопросу темы о формах арт - терапии, студенты должны знать, что арт-терапия имеет три формы - активную, пассивную и смешанную.
· Пассивная форма - клиент использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
· Активная форма - клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанные танцы.
· Смешанная форма - клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.
По 6-му вопросу темы о значении символов и образов в арт-терапии, студенты должны осознавать, что понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение. Символ (англ. Symbol символ) - знак, сущность, которая обозначает другую сущность. Знаком могут выступать объект, изображение, написанное, слово, заменяющее собой некоторое другое понятие, используя для этого ассоциации, сходство или договоренность (например, материальный объект может использоваться для обозначения абстрактного понятия). Символы указывают (или служат в качестве знака) на идеи, понятия и другие абстракции. Символ (с греч. Знак) - условное обозначение какого-либо предмета, понятия или явления; художественный образ, условно воспроизводит устоявшееся мнение, идею, чувства. Символ дает художнику возможность сконцентрировать в образе широкий круг жизненных явлений, позволяет предельно «сгущать» и преувеличивать изображаемое.
Студенты должны знать, что арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации, которая осуществляется с помощью символического «языка» образов. Кроме того, символы выступают и в качестве моста, который соединяет сознательные и бессознательные элементы психической жизни, как клиента, так и арт-терапевта. Используя их в своем творчестве, клиент достигает все большей степени интегрированности между этими элементами, с чем связаны богатые положительные лечебно-коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии.
Студенты должны знать, что представления о символе как посреднике в межличностной и внутриличностной коммуникации изначально были характерны главным образом для тех психотерапевтов, которые получили психоаналитическую подготовку. Постепенно развиваясь, эти представления легли в основу ряда теоретических положений современной арт-терапии. Основы психодинамического понимания символа были заложены 3. Фрейдом. По его мнению, символы способствуют постепенному осознанию человеком своих потребностей, а также развитию навыков коммуникации и взаимодействия с окружающим предметным миром. Для Фрейда символы- это деформированные потребности. Другой точки зрения придерживался К. Юнг, для которого символы являются естественным способом психической экспрессии на самых разных стадиях психического развития, включая и зрелую психику. Символы тесно связаны с динамикой индивидуального и коллективного бессознательного. Те символы, которые отражают содержание коллективного бессознательного, имеют статус так называемых архетипических символов, обозначающих врожденные формы психического опыта. Студенты должны знать, что архетипические символы имеют устойчивый, часто транскультуральный характер и отражают наиболее фундаментальные психические свойства и процессы, а также отработанные эволюцией способы решения внутрипсихических конфликтов.
С архетипическими символами К. Юнг связывал проявления так называемой трансцендентной функции психики, которая выступает фактором индивидуации и отражает ее способность к саморегуляции.
Студентам следует обратить особое внимание на то, что согласно представлениям К. Юнга о психике как о сложной, строго соблюдающей правила и саморегулирующейся, - психика может сама поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию. В символических образах, которые проявляются в творческом воображении или сновидениях человека, находит свое выражение энергия бессознательного, временное блокирование которой - причина психической нестабильности и нездоровья. Таким образом, в отличие от 3. Фрейда, который считал символы проявлением инстинктивных потребностей, К. Юнг считал, что символы могут способствовать не только восстановлению психического баланса, но и личностному росту. С помощью символов человек способен вступить во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией и благодаря этому постепенно прийти к их осознанию и к психической целостности.
Студентам следует ориентироваться во взглядах К. Юнга, который считал, что символы, обладая чрезвычайно емким содержанием, не могут получить однозначного толкования. С его точки зрения, более приемлемой является работа с заложенными в символах энергиями путем их спонтанной «трансляции» через образы. Его подход к практической работе с пациентами характеризуется высокой степенью доверия к их внутренним ресурсам самоисцеления, связанным с гомеостатической функцией коллективного бессознательного.
Особое внимание студентам следует обратить на то, что для психологического здоровья и стабильного функционирования ума необходимо, чтобы подсознание и сознание были неразрывно связаны между собой и действовали скоординировано. Если связь рвется или «диссоциируется», возникает психологическое расстройство. В этом случае символика сновидений играет роль «курьера», что передает послание от инстинктивных частей ума к рациональным. Именно поэтому Юнг придавал большое значение самостоятельной творческой работе пациентов. Кроме того, он постепенно, по мере того как пациент выходил в своём творчестве на уровень коллективного бессознательного, Юнг отступал от интерпретации переносов.
Студенты должны познакомиться с работами представителей теории объектных отношений (М. Кляйн, М. Милнер, Д. Винникотт и др.), которые определили, что первичные психические процессы также имеют определенное приспособительное значение. Изучая отношения матери и ребенка, они обратили внимание на то, что символы, играя большую роль в психической жизни младенца, помогают ему адаптироваться к окружающей среде. М.Кляйн пишет, что «символы не только является основой фантазирование и сублимации, но благодаря им также развивается способность субъекта к взаимодействию с внешним миром». Она считает, что способность к символообразования выступает предпосылкой для культурной эволюции человечества. Похожие идеи высказывает и Д. Винникот. Его понятие транзитных объектов тесно связано с представлением о различных формах символического мышления ребенка. Здоровая психическая конституция, основанная на настоящем «Я», по его мнению, характерна для тех субъектов, которые способны к свободному использованию символов в качестве посредников, обеспечивающих связь между фантазией и реальностью. Это позволяет субъектам вести интересную и насыщено культурную жизнь и наделяет их особыми творческими дарованиями. Напротив, лица с неразвитой способностью к символообразованию, с «ложным" Я "» характеризуются повышенной тревожностью и неспособностью к глубокой концентрации. Особое значение также приобретают взгляды М. Милнер на природу и роль символа. Символообразование рассматривается ею не как способ примитивной психической защиты, а как важный фактор в создании всего действительно нового и как предпосылка здорового психического развития.
Студенты должны осознавать значение работ разных представителей психодинамического направлении о роли символов в психической жизни, которые послужили важным теоретическим обоснованием арт- терапевтической практики. Благодаря этим работам арт-терапевта можно рассматривать в качестве посредника в коммуникации между внешним и внутренним планами психического опыта клиента. Другим важным следствием психодинамической теории символа является представление об изобразительной работе как особой деятельности, в которой сочетаются регрессивные тенденции и онтогенетически ранние формы взаимодействия с миром, с одной стороны, и эволюционно-прогрессивные тенденции, связанные с творческой функцией психики, с другой стороны. Вызывая определенные образы с помощью свободных ассоциаций и закрепляя их в символической форме, клиент получает возможность успешно решать свои проблемы.
Студенты должны иметь представление о специфических особенностях арт-терапии, таких как: метафоричность, триадичность, ресурсность.
Метафоричность арт-терапии состоит в том, что искусство является метафорой, выражающей внутренние переживания человека (абстрактного человека вообще). Итак, любое произведение искусства - в том числе и то, что создаст клиент в ходе арт-терапевтической сессии, - будет своего рода метафорой его жизни. Разнообразие психотерапевтических технологий основано на том предположении, что человек суть нечто цельное, и проблема, существующая в нём, существует одновременно во всех его проявлениях, и нет принципиального различия, каким путем идти к этой проблеме - через когнитивную сферу, через эмоциональную или через проявления тела. То есть в конечном итоге все направления в психотерапии основываются все на том же: все в человеке есть метафора всего в нем же. Если в каждом проявлении человека содержится вся его «проблемная» личностная структура, то не удастся ли нам, устойчиво изменив хотя бы одно из этих проявлений, повлиять на всю структуру? В таком случае изменения, которые клиент вносит в подобный образ «Я», получают некое воплощение и в его личности. Очевидно, что любое действие, совершаемое в жизни человеком, и любое взаимодействие, в которое он входит, имеет для него не один смысл, а много, причем большинство из них - неосознаваемые. Точнее даже будет назвать каждый из этих смыслов - или метафор - уроком. Естественно, что эффективность их усвоения будет разной, но на степень эффективности повлияет не только осознанность каждого из полученных уроков, но и разный уровень готовности к восприятию разных смыслов, частота получения аналогичных уроков и личностные особенности человека.
Триадичность арт-терапии является ее основным, абсолютно исключительным преимуществом перед всеми другими психотерапевтическими направлениями. Только арт-терапия позволяет заменить обычную диаду «терапевт - пациент» («консультант - клиент») на триаду «терапевт - произведение искусства - пациент», то есть сделать психотерапевтический альянс психотерапевтическим треугольником. Работа в таком режиме позволяет не преодолевать сопротивление, а непосредственно использовать его, наглядно показывая возможность изменения (очень часто этого вообще не приходится делать, так как для клиента такая возможность быстро становится самоочевидным фактом). При этом и клиент, и терапевт достаточно хорошо защищены: ведь они работают с рисунком, а не со страхом, с куклой, а не со смыслом жизни и т.п. Рисунок в арт- терапевтическом процессе является определенным материальным полем для метафорического взаимодействия.
Ресурсность арт-терапии проявляется в том, что способ терапевтического взаимодействия, ею предлагаемый является ресурсным сам по себе, так как лежит вне сферы повседневной жизни клиента. А все, что лежит за пределами повседневности, ресурсно по определению, потому что расширяет человеческий опыт. Речь в данном случае идет о возможности развития креативности личности, которая является абсолютным ресурсом для всего, что случается в жизни, так как процесс жизни для индивида - это нахождение новых творческих подходов ко всему, с чем он сталкивается. Независимо от того, что конкретно происходит в терапевтическом процессе, клиент получает сразу несколько исключительно конструктивных уроков.
§ Урок первый, следующий из работы с внешним образом оформленной метафорой заявленной проблемы: «Моя проблема отделима от меня. Я не моя проблема ».
§ Урок второй, вытекающий из предлагаемых клиенту незнакомых способов взаимодействия (с терапевтом или с проблемой): «Для решения моей проблемы я могу прибегнуть к совершенно новых способам действия».
§ Урок третий, порождаемый самим терапевтическим процессом: «Я могу делать то, о чем и не подозревал».
Если человек делает что-то, что может иметь отношение к искусству, он занимается творчеством. Значит, у нее эта «творческость» есть. А если уж она есть, значит, ее можно использовать не только в работе с арт - терапевтом. И творческость становится инструментом, который подходит ко многим случаям жизни.