Возможности развития творческого мышления в процессе обучения и воспитания
Как мы уже знаем, всякое новое знание является не только поставщиком новых областей для творческой активности, но и (при определенных условиях) убийцей творчества. Ведь если человек уже знает, как решать задачу или осуществлять определенную деятельность, он будет действовать в соответствии с этим знанием и не будет "изобретать велосипед". Главное здесь - как было получено это знание: творчески воссоздано, переоткрыто учеником или осталось для него чем-то чужеродным, формальным; то есть насколько глубоки построенные на его основе личностные смыслы.
Поэтому перед педагогами стоит двойственная задача - дать знания и в то же время не убить творческий потенциал. Перечислим существующие для этого в настоящее время рекомендации:
· не подавлять интуицию ученика. В то же время часто встречаются педагогические ситуации, когда ученик, высказывающий догадку или предположение, получает порицание за то, что не может их логически обосновать;
· формировать у учащегося веру в себя, уверенность в своих силах. Исключение из этого правила допустимо только для учащихся с патологически завышенной самооценкой на уровне акцентуации характера (истероиды, эпилептоиды);
· создавать в процессе обучения максимум положительных эмоций (радость, удивление, симпатия, успех и т.д.);
· стимулировать стремление к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения в сочетании с ответственностью за принятые решения;
· поощрять в максимально допустимых пределах склонность к рискованному поведению. Я.Корчак формулировал эту проблему как выбор между физически здоровой, но неразвитой личностью или созданием условий для развития полноценной и творческой личности, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. В то же время исследования показывают (Петровский, 1992), что склонность к риску - фундаментальная черта творческого человека;
· не допускать формирования конформного мышления, то есть ориентации на мнение большинства. Для этого хорошо служат задачи, в которых каждый должен думать сам, а не подстраиваться под мнение большинства;
· не подавлять склонность к фантазированию, особенно на начальных этапах обучения, отделять ситуации фантазирования от злонамеренной лжи;
· формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их;
· чаще использовать в обучении задачи открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать; при этом повышаются показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления;
· шире применять проблемные методы обучения (знания, полученные таким путем, меньше тормозят творчество, чем знания, полученные традиционными способами);
· совместная с преподавателем исследовательская деятельность, когда ответ не знает ни педагог, ни ученик. Это возможно в случае не учебной, а реальной научной или производственной задачи. Здесь существенно изменяется система мотивов к обучению, на первый план выходят мотивы самореализации, соревнования, социальные и т.д. (Ляудис, 1989);
· поощрять стремление учащегося быть самим собой, слушать свое “Я” - то есть не декларативно, а реально уважать ученика.
В теме “Интеллект и творчество” уже дан ответ на вопрос “Возможно ли обучение творчеству?” - нет, невозможно, ибо в само определение творчества как активности входит ее принципиально неалгоритмический характер. Однако возможно косвенное влияние на творчество путем создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую активность. Эти условия (факторы) разделяются на две группы - ситуативные и личностные.
Ситуативные факторы (перечислим их в отрицательном варианте):
· лимит времени
· состояние повышенной тревожности
· желание быстро найти решение
· слишком сильная или слишком слабая мотивация
· фиксированная установка на конкретный способ решения
· неуверенность в своих силах за счет предыдущих неудач
· страх любой природы
· повышенная самоцензура
· способ предъявления задачи, провоцирующий неверный путь решения
Негативные личностные факторы:
· конформизм
· неуверенность в себе (общая низкая самооценка) или самоуверенность (завышенная самооценка)
· устойчивое доминирование отрицательных эмоций
· мотивация избегания неудачи как личностная черта
· сильные механизмы личностной защиты
Позитивные личностные факторы - все, инверсные по отношению к вышеперечисленным (то есть уверенность в своих силах, склонность к радости и даже к агрессивности, склонность к риску, отсутствие боязни показаться странным); кроме того:
· хорошо развитое чувство юмора
· любовь к фантазированию
· наличие богатого подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синэстезии и т.д.)
· детскость вплоть до инфантилизма (Эйнштейн, Гоген и т.д.). Об этом поговорим подробнее. На начальном этапе своего развития ребенок представляет собою существо полностью бессознательное. Детство - единственный период в жизни человека, когда нет абсолютно никаких барьеров между сознанием и бессознательным и, следовательно, нет никаких ограничений для его свободного творчества, которое, действительно, в этом возрасте потрясающе продуктивно у каждого из нас: вспомним, что любой образ, даже образ простого восприятия, строится на основе гипотезы, изначально вписанной в индивидуальный целостный образ мира; в то же время, как известно, постройка образа мира у ребенка завершается к 4 годам, а дальше в него только вносятся гораздо менее фундаментальные добавления и поправки. Следовательно, воспитание творческого начала в ребенке состоит не в том, чтобы привносить в него это начало, а в том, чтобы не дать этому началу погибнуть в ходе неизбежного процесса социализации, “стригущему всех нас под одну гребенку”.
· чувство самоидентичности, которое в англоязычной литературе считается главным качеством творческой личности (ценить свою уникальную и неповторимую личность, не стыдиться ее - только тогда возможен творческий акт как форма духовного “самообнажения”, что особенно трудно в присутствии других людей). В то же время способность творить на виду у других людей является профессионально важным качеством для артистов, проповедников и преподавателей. В частности, хорошо проведенное занятие - это всегда момент импровизации; только в этом случае происходит не просто передача системы значений с помощью озвученного текста (это мы хорошо видели на практических занятиях), а прямая трансляция личностных смыслов в данный момент и в данном месте.
Какова же природа того ”Я”, которое мы должны уметь слушать? Пока на этот вопрос в рациональных категориях ответа нет. Более того, даже в научной литературе появляются ссылки на его принципиально трансцедентальный характер и даже божественное происхождение (Мелик-Пашаев, 1994).
К методам стимуляции творчества относятся те приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и подсознанием. Частично об этом уже говорилось в прошлом семестре в теме “Интеллект и творчество”. Сюда относятся также:
- экзотические приемы, направленные на снятие цензуры сознания и критических установок (прием алкоголя и наркотиков; гипноз; решение задач с помощью поиска подсказок в сновидениях и т.д.)
- рационализированные методики, направленные на разделение между разными людьми генеративной и контрольно-исполнительной частей мыслительного акта (мозговой штурм, синектика, морфологические таблицы и т.д.)
- тренинги личностных качеств, позитивных для творчества (уверенности в себе, сензитивности и т.д.)