Раздел 1. Введение в психологию
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Самарский филиал
Т.П. Жарикова
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Учебное пособие
Самара
УДК 159.9
ББК 88.3
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Самарского филиала
Государственного бюджетного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Автор:
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии СФ ГБОУ ВПО МГПУ Т.П. Жарикова
Рецензенты:
П. В. Яньшин - заведующий кафедрой общей и социальной психологии СФ ГБОУ ВПО МГПУ, доктор психологических наук, профессор;
Т.Г. Глухова - доцент кафедры педагогики и психологии СИПКРО, кандидат психологических наук
Жарикова Т.П.
Основы общей психологии: учебное пособие / Т.П. Жарикова; СФ ГБОУ МГПУ – Самара: 2015. – 231 с.
Учебное пособие составлено на основе курса лекций, читаемых автором в рамках дисциплин «Общая психология» и «Общая и экспериментальная психология» в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлениям «Психология», «Психолого-педагогическое образование».
Содержит информацию о предмете и методологии психологической науки, материалы, в которых подробно рассмотрены проблемы практической экспериментальной деятельности на примере разнообразных классических и современных исследований зарубежных и российских психологов. Значительное место занимает анализ концепций, раскрывающих различные взгляды на законы, управляющие поведением и познанием человека, формированием его личности.
Для студентов бакалавров обучающихся на психологических и психолого-педагогических факультетах университетов и институтов.
© СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2015
Оглавление
Предисловие………………………………………………………………………………………………4
Раздел 1. Введение в психологию………………………………………………………………………………….6
Тема 1. 1 Предмет, задачи и методы психологии………………………………………………………6
Лекция 1. Определение предмета психологии как науки……………………………………………..........6
Лекция 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии………………..….........14
Лекция 3. Понятие и методологии и методах психологического исследования…………………………..22
Лекция 4. Характеристика основных методов психологии……………………………………………...31
Тема 1.2 Возникновение и развитие психики…………………………………………………………31
Лекция 1. Возникновение и развитие психики в биологической эволюции…………………………........47
Лекция 2. Происхождение и развитие сознания человека …………………………………………………….47
Лекция 3. Сознание и деятельность ………………………………………………………………………58
Тема 1.3 Человек и его изучение в психологии. Понятие о личности……………………………...64
Лекция 1. Понятие о человеке как индивиде, личности, субъекте, индивидуальности ………………64
Лекция 2. Общее понятие о личности в психологии ………………………………………………….............67
Тема 1.4 Индивидуально-психологические свойства личности ……………………………………72
Лекция 1. Понятие о темпераменте………………………………………………………………………72
Лекция 2. Понятие о характере…………………………………………………………………………...77
Лекция 3. Способности …………………………………………………………………………………….86
Раздел II. Человек как субъект познания: психология познавательных процессов……………...92
Тема 2.1 Ощущение………………………………………………………………………………………..92
Лекция 1. Общее понятие об ощущении…………………………………………………………………..92
Тема 2.2 Восприятие…………………………………………………………………………………….101
Лекция 1. Общая характеристика восприятия……………………………………………………........101
Лекция 2. Теоретические подходы к изучению восприятия ………………………………………........108
Тема 2. 3 Мышление…………………………………………………………………………………….114
Лекция 1. Общая характеристика мышления …………………………………………………………..114
Лекция 2. Теоретические подходы к изучению мышления и направления его эмпирического исследования …………………………………………………………………………………………........124
Тема 2.4 Речь……………………………………………………………………………………………124
Лекция 1. Речь и познание…………………………………………………………………………………124
Лекция 3. Речь и мышление……………………………………………………………………………….128
Тема 2. 5 Память………………………………………………………………………………………….133
Лекция 1. Общее представление о памяти………………………………………………………………133
Лекция 2.Теории памяти …………………………………………………………………………….........137
Лекция 3 .Процессы и механизмы памяти………………………………………………………………..145
Тема 2. 6 Воображение…………………………………………………………………………………..151
Лекция 1. Общая характеристика воображения как психического процесса………………………...151
Лекция 2. Воображение и творчество…………………………………………………………………..158
Тема 2.7 Внимание………………………………………………………………………………..……...169
Лекция 1. Общее представление о внимании…………………………………………………….………169
Лекция 2. Виды и свойства внимания…………………………………………………………………….174
Раздел III. Человек как субъект деятельности: психология эмоций, воли и мотивации……...179
Тема 3.1 Психология эмоций…………………………………………………………………………...179
Лекция 1. Понятие об эмоциях и чувствах………………………………………………………………179
Лекция 2. Теории эмоций……………………………………………………………………………..........190
Тема 3.2 Психология воли……………………………………………………………………………...199
Лекция 1. Понятие и критерии воли ……………………………………..………………………………198
Лекция 2. Структура волевого действия …………………………………………………...............205
Тема 3.3 Психология мотивации…………………………………………………………...............211
Лекция 1. Основные понятия и проблемы психологии мотивации…………………………….........211
Лекция 1.Проблема выделения базовой мотивации и механизмов ее преобразования ……………...214
Литература……………………………………………………………………………………................227
Моему учителю
Михаилу Семеновичу Роговину
посвящаю
Предисловие
Настоящее учебное пособие составлено на основе курса лекций «Общая психология» и «Общая и экспериментальная психология», читаемых мною студентам младших курсов психолого-педагогического факультета Самарского филиала Московского городского педагогического университета с 2002 года.
Главной теоретической канвой лекций является концепция школы Л.С. Выготского, в которую, как известно, входили А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие отечественные психологи. Основой ее является теория культурно-исторического развития психики, исходящая из положений о социальной, общественно-исторической детерминации психики человека, о системном строении, опосредованности и произвольности высших психических функций, системном и смысловом строении сознания, необходимости (и возможности) экспериментального объективного изучения и научного объяснения психических явлений.
Теоретические основы отечественной психологии органично вошли в мое мировоззрение - со студенческих лет мне посчастливилось учиться у выдающихся психологов - А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Н.Ф. Добрынина, В.А. Крутецкого, М.С. Роговина и др.
Классическая логика изложения материала отвечает главной задаче - сформировать у студентов строгую систему научных знаний по психологии. Содержание лекций дополнено материалами, в которых подробно рассмотрены проблемы практической экспериментальной деятельности на примере разнообразных классических и современных исследований зарубежных и российских психологов. Это способствует созданию у студентов теоретико-эмпирической основы профессиональной деятельности.
В содержание первого раздела учебного пособия вошли темы лекций, освещающие методологию и ведущие направления психологической науки, ее основные категории и принципы. Большое внимание уделено описанию методов научного исследования, принципам его планирования и проведения. Значительное место занимают темы, посвященные анализу концепций психики и сознания. Центральное место отведено представлениям о личности и ее индивидуально-психологических свойств. Во второй раздел вошли темы, посвященные психическим процессам человека как субъекта познания, закономерностям ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и внимания. В третий раздел вошли темы лекций, посвященные внутренней регуляции деятельности и поведения человека. Проблемы психологии мотивации, эмоций и воли интенсивно разрабатываются в современной психологии, имеют важные практические выходы и соответствуют личным потребностям студентов.
Содержание каждой темы лекции построено по четкому плану: сначала дается определение психического явления, потом излагаются теоретические и экспериментальные подходы к его изучению, даются классификации и характеристики свойств, особенностей, закономерностей, подтвержденных конкретными экспериментальными данными. Вопросы, которые подробно не рассматриваются в содержании лекций, а только обозначены, рекомендуется изучать по другим источникам. Для этого в пособии предусмотрены задания для самостоятельной работы студентов.
Надеюсь, что данное учебное пособие окажется полезным для студентов, обучающихся на психологических и психолого-педагогических факультетах университетов и институтов, усилит их интерес в области общей и экспериментальной психологии.
Т.П. Жарикова
Раздел 1. Введение в психологию