Раздел i. общая теория конфликта

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА 5
Глава 1. Введение в конфликтологию 5
Глава 2. Феноменология конфликта 13
Глава 3. Человек как субъект конфликтного взаимодействия 30
РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ РАЗНЫХ ВИДОВ 57
Глава 4. Внутриличностный конфликт 57
Глава 5. Межличностный конфликт 82
Глава 6. Конфликты в группе 95
Глава 7. Межгрупповые конфликты 103
РАЗДЕЛ III. ТЕХНИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 110
Глава 8. Конфликтологическая практика разрешения конфликтов 110
Глава 9. Психологическая традиция работы с конфликтами 119
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 128
Глава 10.Конфликты в семье 128
Глава 11. Конфликты в организациях и сфере управления 142
Глава 12. Конфликты в педагогическом процессе 159
РАЗДЕЛ V. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ 167
Глава 13. Феноменология конфликтологической экспертизы 167
Глава 14.Психологические методики в конфликтологии 172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 270
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 271

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты – это объективная реальность человеческой жизни. Люди за историю своего бытия накопили богатый опыт как в развязывании, так и в разрешении разнообразных конфликтов. Изучение и обобщение этого опыта привело в XX веке к формированию особой области знаний о конфликтах и способах их урегулирования - конфликтологии.

Существующие в настоящее время разнообразные взгляды на конфликтологию указывают на отсутствие общепринятого понимания ее статуса. Это научное направление приобретает статус самостоятельности в связи с тем, что есть общественная потребность в познании конфликтов и цивилизованных способах их улаживания. Современная конфликтология ориентирована на прикладную деятельность и практическую работу по урегулированию конфликтов. В область интересов конфликтологии включены следующие вопросы: сущность социального конфликта, классификация конфликтов, эволюция конфликтов, генезис конфликтов, структура конфликтов, функции конфликтов, информация в конфликте, динамика конфликта, диагностика конфликта, предупреждение конфликта, завершение конфликта.

Важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности современного человека выступает его конфликтологическая компетентность. Для эффективного решения возникающих проблем ему необходимо усвоить определенные теоретические представления и практические навыки поведения в конфликтных ситуациях. Реализации этого способствует предлагаемая работа, охватывающая центральные проблемы психологии конфликта.

Психология конфликта развивается на базе психологии личности, социальной психологии, психологии общения и концентрируется на анализе межличностных и внутриличностных противоречий, а также на вопросах прикладного характера, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов.

В монографии “Конфликтология. Психология конфликта” отражены научные знания, соответствующие современному уровню развития конфликтологической теории и практики, раскрыты методические пути их реализации в реальной работе с субъектами конфликта. Теоретический и прикладной материал ориентирован на формирование умений совладать с проблемами своего внутреннего мира и простраивать компетентное общение с окружающими, продуктивно разрешать возникшие сложности и противоречия.

Данная работа подготовлена на основе лекционного курса “Конфликтология”, читаемого в течение нескольких лет для студентов отделения психологии факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета. В связи с этим её содержание готовит студентов и аспирантов к жизни в современном социуме, способствует их подготовке к будущей психологической практике, позволяет им эффективно справляться со своими внутренними противоречиями и оперировать технологией разрешения конфликтов на межличностном, групповом и межгрупповом уровне.

РАЗДЕЛ I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Глава 1. Введение в конфликтологию

Конфликтология имеет богатую предысторию. Её становлению предшествует накапливание конфликтологических идей в рамках философско-социологической теории, произведений культуры, искусства и жизненной практики. Обыденное сознание также целесообразно рассматривать в качестве источника конфликтологических идей, отражающего отношение людей к конфликтам разного уровня.

На протяжении многих столетий представители общественных наук, философы и социологи, искали ответы на вопросы о законах сосуществования людей, о причинах вражды, раздоров и войн.

О различного рода столкновениях и противоречиях писали еще древние мудрецы: одни осуждали ссоры между людьми и советовали их избегать, другие подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей силой изменений и развития [139].

Клеобул осуждает ссоры и силовые действия. Анализируя супружеские взаимоотношения, он пишет: “С женой не бранись и не любезничай при чужих: первое – признак глупости, второе - сумасбродства” [139, с.201].

Легендарный греческий мудрец Гераклит одним из первых указал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. По его мнению, не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях, а вражда, война – источник появления нового в мире.

Много интересных мыслей о противоречиях в природе, обществе и мышлении, борьбе между людьми, общественными классами, государствами, о столкновении противоположных желаний и мотивов в человеческой душе можно найти у средневековых мыслителей (Ф. Аквинский, Н. Макиавелли, Э. Роттердамский), философов Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс), эпохи Просвещения (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Смит, И. Кант, Г. Гегель), а также других мыслителей (В. Соловьев, Н. Бердяев и др.).

Тема борьбы добра со злом отражена во многих произведениях искусства и культуры, идеи мира и насилия всегда были центральными в религиозных течениях (христианство, ислам, буддизм и индуизм).

Существует две традиции в изучении конфликтов: философско-социологическая и психологическая. Первоначально разработка общей концепции конфликта осуществляется в рамках социологии конфликта, ориентированной на рассмотрение социальных конфликтов в контексте теоретического анализа общественных отношений. Учитывая роль психологического фактора в развитии и разрешении конфликтов разного уровня, в разработку проблем улаживания конфликтов активно включается психология. Психология конфликта – это научное направление, развивающееся на базе психологии личности, социальной психологии и психологии общения, концентрирующееся на анализе внутриличностных и межличностных противоречий и прикладных проблемах, связанных с нахождением психологических средств, способствующих разрешению конфликтов.

Начальный период в изучении конфликтов относится к концу XIX - началу XX. В это время на основе идей направления социал-дарвинизма (Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, У. Самнер, А. Смолл и др.) закладываются базовые позиции школы социального конфликта в социологии.

Представители социал-дарвинизма используют систему биологических понятий, опирающуюся на законы естественного существования, для объяснения природы человеческого общества: они усматривают аналогии между социумом и животным миром, между жизнедеятельностью социума и человеческого организмам.

Представители школы социального конфликта отождествляют базовый феномен с борьбой, рассматривая её как форму (причем, возможно, основную) социального взаимодействия.

Особое значение для становления конфликтологии имеют две теоретические идеи, сформулированные в рамках социологии: идея социального равновесия (функциональная или равновесная модель общества) и идея социального изменения (конфликтная модель общества).

Исторически более ранняя позиция функционализма была сформулирована Гербертом Спенсером (1820-1903) и развита далее Эмилем Дюркгеймом (1858-1917). В равновесной модели описания общества выражалось предположение о его функциональном единстве, то есть гармоничном соответствии и внутренней согласованности различных частей социальной системы. Если по каким-либо причинам разрушается внутренняя гармония общества, возникают рассогласования и конфликты. Таким образом, согласно равновесной модели, конфликт рассматривался как патология в функционировании социума, как аномалия, которая должна быть исключена из его жизни.

Учитывая реальность социальной жизни, вскрывающую высокую частоту конфликтных явлений, как альтернатива равновесной модели была сформулирована конфликтная модель, основанная на идее постоянного изменения общества. Согласно этой модели, конфликт выступает характеристикой любого общества.

Для большинства социологов перспектива устранения напряженных ситуаций из жизни общества представлялась гораздо более привлекательной, следовательно, конфликты рассматривались как временные и негативные явления, вызванные нарушениями в устройстве и функционировании общества. Ученых мало интересовала суть конфликтов, они находились в поиске возможностей их избегания. В связи с этим ценностное предпочтение идеи социального равновесия сдерживало развитие и принятие идеи социального изменения.

Наиболее яркими оппонентами, презентирующими конфликтную и функциональную модель, явились Карл Маркс (1818-1883) и Георг Зиммель (1858-1918).

Под влиянием работ Карла Маркса произошло первичное становление теории конфликта как определенной системы воззрений на природу общества, его устройство и развитие. Его считают предшественником современной конфликтологии. В работах К. Маркса проанализирована диалектика развития общества и закономерного возникновения конфликтов.

Немецкого философа Георга Зиммеля называют одним из основоположников современной социологии в целом, ему приписывается авторство в появлении термина “социология конфликта” и приоритет в основании этого научного направления.

Влияние на возникновение конфликтной модели общества оказали идеи К. Маркса, связанные с утверждением неизбежности классовой борьбы, выступающей главной движущей силой истории и возникающей в обществе в связи с его делением на враждующие классы (эксплуататоров и эксплуатируемых). Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп, берут своё начало в отношениях собственности и её распределения.

Также как и К. Маркс, Г. Зиммель утверждал неизбежность конфликтов в обществе, рассматривая в качестве одной из их основных форм конфликт между индивидом и обществом. Главное отличие социологии конфликта Зиммеля от концепции конфликта Маркса - представление о позитивных функциях конфликта. Зиммель проявлял большой интерес к широкому кругу конфликтных явлений, описывая разнообразные типы конфликтов: между этническими группами, между разными поколениями людей и культурами, между мужчинами и женщинами и др.. Он утверждал, что конфликт приводит к социальной интеграции, поскольку, обеспечивая выход враждебности, усиливает социальную солидарность. Таким образом, согласно Зиммелю, конфликт не обязательно и не всегда приводит к разрушениям, он способен выполнять значимую функцию сохранения социальных отношений и социальных систем.

Имея социологические корни, позиция Зиммеля отчасти психологизирована: конфликт он рассматривает не просто как столкновение интересов, а как выражение некой присущей людям и их отношениям враждебности. С его точки зрения, влечение к враждебности – парная противоположность потребности в симпатии. Враждебность между людьми для него естественна, наряду с симпатией, она является основой человеческих отношений [41].

Маркс и Зиммель – первое поколение классиков социологической конфликтологии. Их взгляды не ограничиваются явлением конфликта, они относятся к общему полю конфликтологической проблематики. Положения Маркса больше связаны с понятием борьбы, чем понятием конфликта в его современном понимании. В описаниях Зиммеля, опирающихся на конкретные факты исторического, этнографического и политического характера, понятие конфликта часто используется как метафора: даже несмотря на то, что он делает попытку развести понятия борьбы и конфликта, его утверждения очень близки взглядам социал-дарвинистов, которые использовали в качестве центрального концепт борьбы.

Опираясь на идеи К. Маркса и Г. Зиммеля, немецкий социолог Ральфа Дарендорфа и американский ученый Льюис Козер создают концептуальную основу современной парадигмы конфликта. Они продолжили развивать два основных направления, заданных первым поколением классиков конфликтологии: Дарендорф презентирует диалектическую теорию конфликта в традиции диалектического подхода Маркса, Козер – конфликтный функционализм, развивающий идеи Зиммеля.

Оценивая вклад Дарендорфа и Козера в становление конфликтологии, Н.В. Гришина пишет: “В их трактовке конфликт приобретает более определенное описание, конкретную феноменологию; его существование в социальном пространстве встраивается в более строгие рамки. Работы Дарендорфа и Козера стали непосредственным основанием современной конфликтологии, осуществившей переход от теоретических описаний конфликта к практической работе с ним” [23,с.41].

Теоретический подход к конфликту как к закономерной характеристике социальных систем позволил перейти к более глубоким его исследованиям и решению задач управления конфликтными явлениями.

Конфликтология на протяжении своего развития постоянно обращалась к психологии в поисках нахождения понимания природы конфликтов и способов работы с ними. В своих работах классики конфликтологии апеллировали к психологическим явлениям, например: часто встречается обращение к таким понятиям как враждебные чувства, мысли или установки. Поэтому наряду с социологией конфликта активно формируется новое научное направление – психология конфликта.

Взгляды на суть конфликта в психологических исследованиях разнообразны[141, 142].

В рамках социально- психологической традиции конфликт рассматривается как случай социального взаимодействия людей или групп, несущий в себе деструктивный потенциал, разрушающий межличностные и межгрупповые взаимоотношения, приводящий к распаду социально-психологических структур и негативным переживаниям (стрессу). Из этого понимания конфликта, хорошо представленного в литературе (Н.В. Гришина,1978; А.И. Донцов, Т.А. Полозова, 1980; М.М. Рыбакова, 1991 и др.) следуют два отношения к нему: избегание и предупреждение. “Порочность” таких представлений, с точки зрения Б.И. Хасана и П.А. Сергоманова, заключается в том, что “они апеллируют к точкам распада, игнорируя генезис, а практика работ напоминает симптоматическое лечение ” [142, с.79].

В психоанализе и психодинамических подходах (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм) конфликт понимается как механизм развития личности, её энергетическая основа, составляющая мотивационное ядро. Причины поступков и переживаний человека всегда конфликтны, а онтогенез построен на разрешении конфликтов. Поэтому конфликт, проявляющийся процессуально как столкновение инстанций личности (“Ид” и “Супер-Эго”), неизбежен, не зависит от воли индивида. Ключевую роль в разрешении конфликта играет процесс вытеснения. На основе чувства тревоги образуются защитные механизмы как процессы совладания “Эго” с этим чувством. Конфликт появляется как симптоматика сопротивления, а его ядерным предметом является вытесненное. Традиционный психоанализ и его современные модификации презентируют психоаналитика как ресурс разрешения конфликта личности: он всегда выступает на стороне “Ид”, активизируя тем самым третьего участника конфликта.

В культурно-исторической теории Л.С. Выготского, в исследованиях продуктивного (творческого) мышления (Н.Г. Алексеев,1983; Я.Л. Пономарев ,1996; Н.Е. Веракса,1990; Е.С. Ермакова,1999; В.Т. Кудрявцев,1990) складывается представление о конфликте как механизме развития человеческой деятельности, ориентирующее на логику построения и удержания конфликта (Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов, 2000). Занимая значительное место в традиции культурно-исторической психологии, конфликт не является прямым предметом исследования и не выделяется в качестве самостоятельной темы. Можно выделить три смысла, в которых он употребляется в названном подходе: 1)конфликт как диагностическая ситуация; 2)конфликт как диагностический и формирующий прием; 3) конфликт как механизм развития [141, с.42-43]. Проанализировав постулаты культурно-исторического подхода, Б.И. Хасан формулирует выводы, существенные для понимания конфликта и его инструментальных функций [141, с.47-48].

1. Конфликт представлен в виде противоречий возраста, с одной стороны (Л. С. Выготский), и в виде реальных противоречий учения — с другой (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). И те и другие противоречия рассматриваются как движущие силы в столкновении натуральных и культурных форм поведения ребенка.

2. Отношение к конфликту строится как искусственное, т. е. его необходимо проектировать, инициировать и разрешать для решения задач развития.

3. Предметом конфликта в культурно-исторической концепции является разрыв (пустота) в виде противопоставленности натуральных и культурных форм поведения.

4. Природа конфликта позитивна, т. е. конфликт является продуктивной основой культурного развития.

5.Культурно-историческая концепция изучает внутренние конфликты, имеющие внешний конфликт своей генетически исход ной формой при неопределенности самого понятия (структур­ных и динамических характеристик) конфликта.

6. Феноменально конфликт представлен как противоречивость в одном поведении способов его организации.

7. Урегулирование-разрешение конфликта происходит за счет овладения (Л. С. Выготский) поведением и построения его на новом уровне.

Представители гуманистического направления в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй), не центрируясь специально на проблеме конфликта, подчеркивают его роль в развитии человека: они констатируют не отсутствие противоречий и конфликтов, а демонстрируют новый взгляд как на само противоречие, так и на ресурсы его разрешения, в качестве которых выступает потенциал человека современного динамично развивающегося общества.

Современная западная конфликтология испытывает на себе все более возрастающее влияние психологии в силу признания как роли психологических факторов в порождении и развитии социальных конфликтов, так и значительных возможностей использования психологических методов для разрешения и ослабления конфликтов. Считают, что отечественная конфликтология в настоящее время развивается скорее в рамках социологических подходов, недостаточно связанных с психологией [23, с.42]. В свою очередь, и развитие социологических взглядов на природу конфликтных явлений, их место и роль в жизни общества оказало влияние на теорию и практику работы с конфликтами в различных областях, в том числе и в психологии.

Существуют отличия в становлении отечественной и зарубежной конфликтологии.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют четыре аспекта в этих отличиях [7, с.82-83].

Исторический аспект. Первые попытки зарубежных ученых теоретически осмыслить место и роль социальных конфликтов в жизни общества были сделаны во второй половине XIX века. В нашей стране научное изучение конфликтов началось только в двадцатые годы XX века.

Концептуальный аспект. Западная конфликтология отличается большим разнообразием теоретических подходов к пониманию природы конфликтов и объяснению конфликтности общества, чем отечественная наука. При этом следует помнить о методологических ошибках, неизбежных при таком разнообразии теорий.

Институциональный аспект. Отечественные конфликтологические исследования более зависимы от господствующей идеологии и государственной машины, чем аналогичные исследования за рубежом. Своеобразный “государственный заказ” существовал и у них, но он заключался в приоритетах направлений исследований, а не в запретах на них.

Развитие теоретической мысли в отечественной науке было заторможено тезисами официальной идеологии о бесконфликтном развитии советского общества. В связи с этим проблема конфликтов рассматривалась, главным образом, в русле критики пороков капитализма. Учитывая неактуальность проблемы конфликтов при социализме, работ в этой области практически не велось. Исследования конфликтов ограничивались отдельными работами по решению практических задач, в основном, в области педагогики и оптимизации деятельности трудовых коллективов. Наукометрический анализ материалов “Психологического журнала” за первые десять лет его существования (с1980 - по1990) показал, что из 43 выделенных тематических категорий, представленных в публикациях журнала, “конфликтам” отведено предпоследнее место: им посвящено 0,6% от всех опубликованных материалов [79].

Сама реальность в конце ХХ столетия актуализировала конфликтную проблематику. Демократизация общества позволила снять идеологические препоны. Изменение ситуации в России привело к резкому возрастанию интереса к конфликтам, “взрыву” числа посвященных им работ и фактическому оформлению отечественной конфликтологии.

В России датой официального поворота психологии к конфликтной проблематике считают 1990 год, когда в Красноярске состоялась первая в истории отечественной науки конференция, специально посвященная проблеме конфликтов. С этого времени начинается бурный рост конфликтологических исследований и в нашу страну входит практика медиаторства. В 1993 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 году создан Клуб конфликтологов, объединивший профессиональных медиаторов. Методики переговоров с участием посредников-медиаторов (В. Линкольн, Т. Томпсон, Р. Рубин, Ф. Форсайт и др.) разрабатываются на западе с 70-х годов ХХ века. Медиаторство стало профессиональным делом специально подготовленных к нему лиц: в США появились учебные заведения, выпускающие специалистов-медиаторов.

Прикладной аспект. В настоящее время отечественная конфликтология имеет меньшее соотношение теоретических и прикладных исследований, чем западная. В рамках последней конфликтами занимаются многочисленные исследовательские центры и кафедры в крупнейших университетах. С 60-х годов готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается несколько специализированных журналов.

В настоящее время конфликтологию определяют и как самостоятельную науку, образовавшуюся на стыке социологии и психологии, и как прикладную дисциплину.

Н.В. Гришина считает, что конфликтология – особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия [23, с.34]. Современная конфликтология опирается на принципы признания конфликта в качестве закономерной и естественной характеристики социальных отношений, возможности протекания конфликтов в разнообразных, в том числе и конструктивных формах, утверждения принципиальной возможности управления конфликтами.

Определив современную конфликтологию как прикладную научную дисциплину и вместе с тем сферу практической работы по урегулированию конфликта, А.С. Кармин пишет: “ Судьба конфликтологии определяется не тем, какие словесные дефиниции ей дают и как устанавливаются границы, в которых она должна развиваться. Конфликтология становится наукой и развивается как наука потому, что есть общественная потребность в познании конфликтов и способов их улаживания. Все, что служит этой цели, может быть записано ей в актив, а может числиться и по ведомству какой-либо другой науки. Но общественная значимость изучения конфликтов порождает тенденцию собирать знания о них “в одну кучу”. И чем больше становится эта “куча знаний”, тем больше делается необходимым упорядочивать ее в единую научную систему, выделять ее как особую область науки”[59, с.23].

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки – конфликтологии [7, с. 89]. Они считают необходимым связать в систему все исследования конфликта, ведущиеся в рамках различных наук. Создание подобной системы возможно, поскольку в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Создание этой системы необходимо поскольку реально специалисты имеют дело с целостными конфликтами, а не с отдельными их аспектами (психологическими, социологическими, правовыми и др.). Объектом комплексного изучения являются конфликты в целом, предметом – общие закономерности их возникновения, развития и завершения, а также основные принципы, способы и приёмы деятельности по отношению к конфликту, т.е. управление конфликтом. Объект конфликтологии включает конфликты двух типов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и конфликты на уровне животного мира (зооконфликты). Предмет конфликтологии варьируется в зависимости от специфики науки. Так свой собственный, отличительный предмет в конфликте усматривают военные, исторические и политические науки, искусствоведение, математика, педагогика, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. В связи с этим можно назвать следующие отрасли отечественной конфликтологии:

· проблема конфликта в военной науке;

· изучение конфликтов в искусствоведении;

· исследование конфликта в исторических науках;

· математические модели конфликтных явлений;

· особенности изучения конфликтов в педагогике;

· исследование конфликтов в политологии;

· конфликт как объект исследования в правоведении;

· исследование конфликтов в психологии;

· изучение конкуренции и агрессии в социобиологии;

· социология конфликта;

· философский анализ конфликтов.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов сформулировали цели современной отечественной конфликтологии [7, с.99]:

q исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки, развитие на этой основе конфликтологической науки;

q создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе;

q организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

А.С. Кармин считает, что самостоятельность конфликтологии относительна [59, с. 24]. Изучая конфликты, она пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами разных наук. Особенно это распространяется на методологический аппарат социологии и психологии. Другие науки дают конфликтологии фактический материал и служат полем приложения её концепций (история, культурология, педагогика, правоведение, политология, экономические и военные науки). Общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и взаимодействия противоположностей конфликтология заимствует из философии. Мало реализованы, но намечаются возможности приложения к конфликтологическим проблемам математического аппарата.

Учитывая разнообразие взглядов на проблему самостоятельности конфликтологии как науки, можно утверждать, что постепенно она приобретает статус самостоятельной научной дисциплины, имеющей комплексный характер.

Глава 2. Феноменология конфликта

Феноменология – понятие, охватывающее представление и описание основных явлений, характерных для конкретного объекта, которым в данном случае является конфликт.

Слово “конфликт” происходит от латинского (столкновение) и обозначаетстолкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

В русском языке это слово стало употребляться с XIX века. В состав “Толкового словаря живого великорусского языка” В. Даля понятие о конфликте еще не включено. С.И. Ожегов в “Словаре русского языка” интерпретирует конфликт как “столкновение, серьезные разногласия, спор” [94, с. 237]. Слово конфликт вошло в разные языки и имеет примерно одинаковое звучание и значение. Этот лингвистический факт, по мнению А.С. Кармина, указывает на следующее: 1) есть потребность в общем понятии, которое охватывает самые различные варианты столкновений, споров и схваток; 2) люди, живущие на земле в самых разнообразных условиях, встречаются с явлением, которое обозначается словом “конфликт” [59].

Упорядочить разнообразные научные определения конфликта крайне непросто. Проанализировав ряд определений, Н.В. Гришина приходит к выводу, что “при всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального либо в силу ограниченности охватываемых им явлений лишь частью конфликтологической феноменологии, либо из-за многозначности используемых формулировок” [23, с.15].

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов конфликт определяют как “наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу” [7, с.88-89]. Согласно этому определению, основные признаки конфликта – противодействие субъектов и их негативные чувства. Суть конфликта авторы связывают с противоречиями. Они значимы для субъекта и возникают в процессе социального взаимодействия. Учитывая вторую характеристику противоречия, авторы предлагают особое определение внутриличностного конфликта: “…выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения”[7, с.89].

Если субъекты конфликта противодействуют, но при этом не переживают негативных эмоций (например, в процессе спортивного единоборства или дискуссии), или переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации следует рассматривать как предконфликтные. Сферами реализации противодействия субъектов конфликта выступают общение, поведение и деятельность. Само противодействие, согласно А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову, заключается “в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба” [7, с.89]. Разъясняя суть определения конфликта, авторы оперируют понятием общения и для указания на одну из сфер противодействия, и для раскрытия сути этого феномена.

Компетентной представляется позиция А.Л. Журавлева, рассматривающего суть противодействия через категорию совместной деятельности. Согласно его взглядам, противодействие – это препятствие достижению целей другими участниками совместной деятельности, совершение несогласованных с ними действий, идущих вопреки партнерам по взаимодействию [36, с.29].

Возникновение конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуаций ещё не свидетельствуют о возникновении у человека состояний конфликта или фрустрации. С точки зрения Е.П. Ильина, “…для возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознано субъектами как таковое; во-вторых, необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс и, в-третьих, чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения – враждебность (или, по крайней мере, у одного из них)” [44, с.241].

Следует дифференцировать понятия конфликт и борьба, содержание которых, несмотря на наличие общих признаков, отлично. Борьба, также как и конфликт, характеризуется противостоянием и наличием активного действия, усилия, направленного на разрешение некоторого противоречия. Вместе с тем, являясь формой социального поведения, она не всегда имеет строго направленный характер и определенного оппонента, то есть может быть просто борьбой за что-то : за любовь, за жизнь, за счастье и т.д..

Анализ и сравнение разных научных определений конфликта позволили Н.В. Гришиной определить этот феномен и выделить его признаки[23, с.15 - 18].

v Биполярность.

Этот признак отражает наличие при конфликте противоречащих друг другу начал, которые взаимосвязаны и взаимопротивоположны одновременно. Конфликтные начала взаимно предполагают друг друга как добро и зло, высокое и низкое и т.д.. Столкновение – это ядро конфликта, предполагающее осознанную активность сторон.

v Активность, направленная на преодоление противоречия.

Активность в конфликте снимает противоречие и выступает как способ достижения единства. Качество активности индивидуализировано, поэтому она может приводить к разрушению или созиданию. Активность является свойством субъекта, поэтому конфликтные начала должны быть представлены конкретными носителями: людьми или группами.

v Наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта.

Без субъекта конфликта быть не может: столкновение осуществляется только с кем-то – с собой, другим человеком, группой. Представляя стороны конфликта, субъект или субъекты реально реализуют активные и осознанные действия или потенциально способны на это. Названная способность выступает существенным отличием конфликта от противоречия, стороны которого не обязательно должны быть представлены субъектами.

Таким образом, конфликт – это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами).

Однозначной оценки феномена конфликт не существует. Обобщая разнообразие взглядов, можно сформулировать основные подходы к природе понимания конфликта.

Наши рекомендации