Усвоение — это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, это рез-т учения
Зимняя выделяет основные характеристики усвоения. 1 прочность. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и применяется на практике
2 управляемость 3 знания обобщаются.
4.легкость воспроизведений знаний Уровни усвоения:1) Ученический-Умение выполнять задания с подсказкой, по образцу, по представленным алгоритмам, инструкциям
2) Алгоритмический (репродуктивный)Умение воспроизводить содержание знаний и умений. Умение решать типовые задачи, пользоваться инструкциями, алгоритмами, правилам
3) Творческийи, осуществлять деятельность по предписаниям — воспроизведение по памятиУмение преобразовывать исходную информацию, умение применять знания в нетиповых ситуациях, умение изменять и дополнять известные алгоритмы
4) Эвристический Умение самостоятельно находить новую информацию для решения проблем, умение применять знания и умения в новых условиях, в нетиповых ситуациях, находить новые пути достижения цели
Психологические причины неуспеваемости:познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, мотивационно- волевая сфера
Физиологические причины неуспеваемости: леворукость, астенический синдром, синдром психического инфантилизма , психоорганический синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Социальные причины неуспеваемости:социальная сфера, методика преподавания, готовность к школе, одарённость, эмоциональное выгорание учителя
17. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы. Концепции воспитания.
Воспитание- д-ть, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализ-ии.
Содержание воспитания – это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, которыми должны овладеть учащиеся.
Выделяют следующие формы воспитания:
По количеству охватываемых процессов воспитания детей формы делятся на:
· индивидуальные
· микро групповые
· групповые (коллективные)
· массовые
Число учащихся в группе колеблется от 5 – 7 до 25 – 40 человек, а при массовых формах воспитания верхний предел числа неограничен
Функции воспитания :
· функция побуждения к самовоспитанию;
· функция профилактическая;
· формирующе-развивающая функция;
· функция мобилизации на выполнение конкретных задач;
· функция перевоспитания.
Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя.
Основные принципы воспитания :
· содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);
· организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);
· принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).
Наиболее популярные и значимые современные российские концепции воспитания:
· концепция системного построения процесса воспитания;
· концепция формирования образа жизни, достойной Человека;
· концепция воспитания ребенка как человека культуры;
· системно-ролевая теория формирования личности ребенка;
· концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития;
· концепция воспитания на основе потребностей человека;
· концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка;
· концепция самовоспитания школьника.
Характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:
· воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;
· эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;
· результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.
18. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей. Понятие самовоспитания.
Цель воспитания – выражает общую устремленность воспитания
Цели воспитания: Воспитание нравственности, Воспитание уважительного отношения к людям, Воспитание воли, мужества, самостоятельности, Формирование самосознания и самовоспитания.
Общественные нормы воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Общественные ценности становятся стимулами, побудителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями.
Самовоспитание– деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:
1) самообязательство – добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать те или иные качества;
2) самоотчет – ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь;
3) осмысление собственной деятельности иповедения – выявление причин успехов и неудач;
4) самоконтроль – систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.