Усвоение — это механизм, путь формирования человеком индивидуального опыта через приобретение, это рез-т учения

Зимняя выделяет основные характеристики усвоения. 1 прочность. Лучше усваивается то, что включено в деятельность и применяется на практике

2 управляемость 3 знания обобщаются.

4.легкость воспроизведений знаний Уровни усвоения:1) Ученический-Умение выполнять задания с подсказкой, по образцу, по представленным алгоритмам, инструкциям

2) Алгоритмический (репродуктивный)Умение воспроизводить содержание знаний и умений. Умение решать типовые задачи, пользоваться инструкциями, алгоритмами, правилам

3) Творческийи, осуществлять деятельность по предписаниям — воспроизведение по памятиУмение преобразовывать исходную информацию, умение применять знания в нетиповых ситуациях, умение изменять и дополнять известные алгоритмы

4) Эвристический Умение самостоятельно находить новую информацию для решения проблем, умение применять знания и умения в новых условиях, в нетиповых ситуациях, находить новые пути достижения цели

Психологические причины неуспеваемости:познавательная сфера, эмоционально-волевая сфера, мотивационно- волевая сфера

Физиологические причины неуспеваемости: леворукость, астенический синдром, синдром психического инфантилизма , психоорганический синдром, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Социальные причины неуспеваемости:социальная сфера, методика преподавания, готовность к школе, одарённость, эмоциональное выгорание учителя

17. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы. Концепции воспитания.

Воспитание- д-ть, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализ-ии.

Содержание воспитания – это система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, которыми должны овладеть учащиеся.

Выделяют следующие формы воспитания:

По количеству охватываемых процессов воспитания детей формы делятся на:

· индивидуальные

· микро групповые

· групповые (коллективные)

· массовые

Число учащихся в группе колеблется от 5 – 7 до 25 – 40 человек, а при массовых формах воспитания верхний предел числа неограничен

Функции воспитания :

· функция побуждения к самовоспитанию;

· функция профилактическая;

· формирующе-развивающая функция;

· функция мобилизации на выполнение конкретных задач;

· функция перевоспитания.

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя.

Основные принципы воспитания :

· содержание (например, гармоничное сочетание разных видов воспитания);

· организационные принципы (например, воспитание в коллективе, преемственность воспитательных воздействий);

· принципы руководства (например, стимулирование социальной активности, сочетание индивидуальных и групповых форм воспитательных воздействий).

Наиболее популярные и значимые современные российские концепции воспитания:

· концепция системного построения процесса воспитания;

· концепция формирования образа жизни, достойной Человека;

· концепция воспитания ребенка как человека культуры;

· системно-ролевая теория формирования личности ребенка;

· концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития;

· концепция воспитания на основе потребностей человека;

· концепция воспитания как педагогического компонента социализации личности ребенка;

· концепция самовоспитания школьника.

Характеристика современных концепций воспитания строится на общих закономерностях:

· воспитание происходит в тесной взаимосвязи с обучением, но все же, играет определяющую роль;

· эффективность воспитания зависит от активности самого воспитанника и его включенности в этот процесс;

· результаты воспитания зависят от всех структурных элементов, которые составляют этот процесс: формы, методы и цели, понятные ребенку и педагогу.

18. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей. Понятие самовоспитания.

Цель воспитания – выражает общую устремленность воспитания

Цели воспитания: Воспитание нравственности, Воспитание уважительного отношения к людям, Воспитание воли, мужества, самостоятельности, Формирование самосознания и самовоспитания.

Общественные нормы воспринимаются и присваиваются личностью индивидуально и избирательно. Общественные ценности становятся стимулами, по­будителями к действию в том случае, если они осознаются и принимаются человеком, становясь его личностными ценностями.

Самовоспитание– деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:

1) самообязательство – добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать те или иные качества;

2) самоотчет – ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь;

3) осмысление собственной деятельности иповедения – выявление причин успехов и неудач;

4) самоконтроль – систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

Наши рекомендации