Военный психолог (психолог полка)
Должность «психолог полка» была введена в Вооруженных силах России в середине 90-х гг. XX в. в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом. В профессиональные задачи военного психолога входят повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния. Согласно нормативным документам обязанности такого психолога включают: знание психологических качеств военнослужащих полка; изучение социально-психологических процессов в полку и подразделениях; выработку предложений по укреплению военной дисциплины и профилактике правонарушений; организацию и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности; оказание психологической помощи военнослужащим, у которых выявляются признаки нервно-психической неустойчивости; проведение мероприятий по психологической адаптации новобранцев к условиям военной службы; участие в профессиональном психологическом отборе личного состава полка; организация психологической помощи военнослужащим и членам их семей; взаимодействие с медицинской службой военного подразделения; методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке офицеров, прапорщиков, сержантов; проведение мероприятий, противодействующих негативным психологическим влияниям на личный состав.
Для решения столь многообразных задач специалист должен собрать информацию о психологическом состоянии и индивидуально-личностных особенностях каждого военнослужащего, уметь определять их профессиональные качества для уточнения воинской специализации. Психолог изучает и социальные процессы, происходящие в подразделениях полка, учитывает реальные и возможные ситуации, разрабатывает и доводит до сведения командиров предложения по их оптимизации, оказывает в необходимых случаях психологическую помощь.
Полученная информация не должна быть использована в ущерб военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу полка и учитывается в определенном объеме в основном во взаимодействии психолога с заместителем командира полка по воспитательной работе, а также с командирами и начальниками подразделений. Экспертные процедуры по анализу поступков военнослужащих осуществляются при совместном участии представителей всех органов воспитательной работы полка.
В целом оценке подлежат три блока психических образований: память и внимание; мышление; ситуативная и личностная тревожность.
Психолог может не ограничиваться только диагностикой, оценкой степени пригодности профессионала, но и на основании полученных данных наметить пути коррекции возникающих трудностей, помочь в их преодолении. Накапливая эмпирический материал и устанавливая закономерности, важные для улучшения труда летчиков и собственно для экспертной психологической практики, можно поставить перед собой и научно-исследовательские цели. Большие возможности такая деятельность открывает и для разработки психотерапевтических методов, уточнения приемов действенной психологической помощи профессионалам в конфликтных, стрессовых ситуациях, для создания тренинговых программ, столь необходимых специалистам.
Какими личностными качествами должен обладать психолог, занимающийся экспертной оценкой летного труда? Среди них: эмоциональная уравновешенность, заинтересованное непредвзятое отношение к человеку, который проходит обследование, к его труду и профессиональной судьбе. Недопустимо проявление грубости или давления на личность обследуемого. Психологу необходимо уметь терпеливо и доброжелательно справляться с ситуациями возможного негативизма и даже агрессии со стороны обследуемых.