Методы клинической диагностики

Клиническая диагностика отличается от обычного психологического экспериментального исследования многообразием, большим количеством применяемых методик для рассмотрения единичного случая.

Основа клинической диагностики — это развертка явлений во времени, и только комплекс методических приемов позволяет это сделать.

Клиническая диагностика, таким образом, строится на обобщении различных исходных данных интенсивного обследования единичного случая, а сама диагностика исходит из принципа качественного анализа особенностей психического явления в противоположность задаче лишь количественного измерения.

Эффективность работы клинического диагноста определяется его способностью выдвигать гипотезы, предположения и намечать возможные методы их проверки.

К наиболее распространенным клиническим диагностическим методам относится метод беседы.

Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа как диагностический метод позволяет получить информацию о внутренних процессах, субъективных переживаниях и особенностях поведения человека, которые не могут быть обнаружены с помощью объективных методов. Беседа служит особым средством установления тесного личного контакта с собеседником и часто используется не только как диагностический метод, но и как психотерапевтический прием.

Установление позитивных личных отношений между участниками беседы требует специальной «технологии» ее проведения, в которую входят организация места, контроль за состоянием самого диагноста и умение расположить к себе собеседника, используя приемы личностно-ориентированной психотерапии (К. Роджерс, В.Н. Мясищев, Б.Д. Карвасарский). Результативность беседы как метода клинической диагностики зависит от уровня профессиональной компетенции практического психолога, а также от его личностных свойств, таких как коммуникабельность, «направленность на другого», эмпатия, тактичность. Необходимы также наблюдательность и достаточно высокий уровень рефлексии, позволяющие лучше ориентироваться в ситуации общения и помогающие в каждом конкретном случае учесть индивидуальные особенности собеседника и выбрать оптимальную тактику взаимодействия с ним (Е.Е. Данилова, 1990).

Метод наблюдения как один из основных в клинической диагностике состоит в преднамеренном, организованном, систематическом и целенаправленном восприятии, изучении психических явлений с целью отыскания их смысла, если его невозможно воспринять непосредственно.

Наблюдение может сопровождать любой другой диагностический метод: наблюдение во время тестирования, в процессе ведения беседы и т.д.

Как самостоятельный диагностический клинический метод наблюдение включает систему специальных приемов, обеспечивающих наибольшую информативность и точность наблюдения.

Метод наблюдения будет содержательным, если он организуется как целевое наблюдение. Наличие цели сужает поле наблюдения, но помогает систематизировать наблюдаемые факторы. Четко сформулированная цель позволяет объективизировать изучаемые явления.

Положительной стороной наблюдения является то, что оно позволяет изучить психические явления в их естественном возникновении, течении, изменении, т.е. в том виде, как они происходят в действительности, в повседневной жизни. Это и есть непременное методическое условие его правильной организации.

Для того чтобы использовать все преимущества этого метода, клинический диагност должен систематизировать процесс наблюдения с помощью различных схем, карт, образцов.

В качестве примера можно привести Карту наблюдений Д. Стотта, которая используется в работе практических психологов. В основе этой методики лежит фиксация форм дезадаптированного поведения школьников на основе длительного наблюдения.

Наблюдение как клинический метод предполагает высокий уровень теоретических знаний и большой опыт практической деятельности клинического психолога, которые помогают избежать некоторой субъективности в духе ожиданий наблюдателя при интерпретации фактов.

Созданию более точной картины индивидуальных особенностей способствует использование сведений об истории жизни человека, или так называемый анамнез. Иначе этот метод можно назвать биографическим, т.е. предусматривающим сбор данных о биографии человека. Различие состоит в том, что об анамнезе диагносты говорят в связи с различного рода заболеваниями, ставя задачи выявления их истоков.

Биографический метод также служит задаче отыскания причин того или иного психического изменения. Чаще всего биографический метод можно использовать в работе со школьниками в виде сочинений на заданную тему, в форме психологических самоописаний («Кто я?»). Биографический метод используется как дополнительный при групповой психотерапии, помогая выяснить природу и механизмы психогенных расстройств.

К вышеописанным методам тесно примыкает метод анализа продуктов деятельности человека. Этот метод дает богатый психологический материал, хотя зачастую его использование осложнено вследствие неформализуемости показателей и субъективности интерпретации результатов.

В клинической диагностике используется тестирование. Сама процедура тестирования закладывает стандартизированное измерение любой индивидуальной характеристики. Тестирование позволяет с известной вероятностью получить объективные показатели любого психического процесса. Правда, следует иметь в виду, что даже самые надежные тесты, валидность которых доказана, не дают точных данных для диагностики отдельных случаев. Однако возможность повторного применения тестирования позволяет обнаруживать различные проявления и изменения в течении болезни.

Особенность применения тестов в клинической диагностике состоит в том, что само тестирование проводится в индивидуальном варианте. Это в свою очередь поднимает вопрос о процедуре проведения самого теста и о возможности сопоставления результатов.

В патопсихологии тестирование часто используется для того, чтобы обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся сохранными психических характеристик или проявлений.

В клинической диагностике применяются достаточно разнообразные тесты. Довольно часто используются такие индивидуальные тесты интеллекта, как тест Векслера, тесты Бине, пробы Крепелина, таблицы Шульте, метод исследования афазий К. Гольдштейна и др.

Личностные тесты, используемые в клинической диагностике, в большинстве своем принадлежат к типу проективных — тесты Роршаха, Тест тематической апперцепции (ТАТ), детский тест на апперцепцию (САТ), тест Розенцвейга, Тест на завершение незаконченных предложений и др.

Психологи-клиницисты используют результаты тестирования для сопоставления со стандартными показателями, чтобы установить степень их расхождений. Это подводит психолога-клинициста к возможности вычисления «индекса ухудшения», получаемого в виде разницы между сравниваемыми величинами.

Практика использования комплекса методических приемов в клинической диагностике имеет свой смысл и свое обоснование. Клиническая диагностика строится как оперативная, быстрая диагностика и, как правило, завершается написанием клинического заключения.

Проблема соблюдения принципа обратной связи в диагностике — это глобальная проблема, и относится она не только к клиническому диагностированию. В данном случае эта проблема выступает как наиважнейшая.

Оперативность вмешательства в «единичный случай» требует особо быстрого упорядочивания результатов обследования и уточнения собственных представлений о его качественном своеобразии. Иногда заключение может быть представлено в устной форме при завершающем разговоре с клиентом. Но чаще от психологов-клиницистов требуется письменное заключение. Письменное заключение представляет собой конечный этап обобщающих диагностических действий клинициста. В содержание заключения необхо­димо включать все доступные психологу-диагносту данные, как тестовые, так и иные.

Завершая рассмотрение основных положений клинической диагностики, хочется еще раз напомнить о том, что результаты клинических испытаний могут быть использованы в разных целях и предназначаться разным специалистам или самому клиенту и его родным.

Адресатами результатов клинической диагностики могут быть врачи, дефектологи, родители или сам клиент.

В зависимости от целей результаты клинической диагностики оформляются в виде заключения, рекомендаций или служат основой построения консультирования.

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст]: переводное издание / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

2. Болотова А. Прикладная психология [Текст]: учеб. для студ. вузов / А. К. Болотова, И. В. Макарова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 383 с.

3. Бурлакова Н.С. Проективные методы [Текст]: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкович— М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.

4. Вассерман Л.И. Методы нейропсихологической диагностики. [Текст] / Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон— СПб.: Стройлеспечать, 1997. – 360 с.

5. Носс И. Н. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учебник / И. Н. Носс. - М. : Юрайт, 2011. - 439 с.

6. Психологическая диагностика [Текст]: учебник / ред. М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.

7. Тютюнник Е. И. Путеводитель в мире психодиагностических методик [Текст]: аннотированный указатель. / Е. И. Тютюнник, А. В. Тютюнник— СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2012. – 192 с.

8. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]: учебное пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

2. 8. Компьютерная психодиагностика. Современные тенденции развития психодиагностики

В последние годы в практической работе психологов произошли коренные сдвиги. И связано это с тем, что значительно увеличился вес использования компьютерного психодиагностического инструментария по сравнению с традиционными тестовыми методиками «карандаша и бумаги». Использование компьютерных технологий в психодиагностике, по своему существу требующее проведение явных междисциплинарных работ, постепенно оформилось в самостоятельную область исследований, получившую название компьютерной психодиагностики.

Основными целями компьютерной психодиагностики являются создание психодиагностического инструментария, в том числе компьютерных психодиагностических методик, а также разработка принципиально новых видов экспериментов и методов работы с экспериментально-психологической информацией. Основной задачей компьютерной психодиагностики можно считать обеспечение психологов качественными психодиагностическими инструментами, создаваемыми на базе новых информационных технологий.

Исследования в области компьютерной психодиагностики смело можно отнести к междисциплинарным, находящимся на стыке двух областей: психодиагностики и компьютерных наук. Творческая интеграция двух дисциплин привела к появлению нового качества психодиагностических исследований и совершенно иного стиля работы практических психологов.

В самом общем виде под информацией понимается содержание (смысл) каких-либо данных, а под информационными технологиями - совокупность технологических элементов (устройств, методов), используемых для обработки информации. На сегодняшний момент в психодиагностике активно используются такие информационные технологии, как: анализ данных, инженерия знаний и Интернет-технологии. Каждая из этих технологий лежит в основе конкретных психодиагностических задач, которые и определяют ключевые направления работ в области компьютерной психодиагностики.

1. Конструирование психодиагностических методик в рамках традиционной психометрической парадигмы на основе технологии анализа данных.

2. Конструирование психосемантических методик и исследование испытуемых в рамках психосемантического эксперимента на основе субъектной парадигмы анализа данных.

3. Разработка на основе технологии инженерии знаний компьютер­ных психодиагностических методик, осуществляющих интерпретацию результатов тестирования испытуемых с помощью «прошитого» в компьютер опыта работы психолога.

4. Создание компьютерных психодиагностических методик, использующих компьютер в качестве организатора стимульного материала, т.е. реализация систем адаптивного, игрового, дистанционного и мультимедийного тестирования.

5. Обучение искусству психодиагностики с помощью компьютера.

Такое положение дел создает определенные трудности для психологов и ставит перед ними новые задачи. Наибольшую трудность вызывает подбор адекватного, отвечающего целям исследования, компьютерного психодиагностического инструментария. В связи с этим часто задаются вопросы: какие методики и для каких целей лучше всего использовать, какие компьютерные психологические заключения можно получить в результате исследования испытуемых и как компьютерный психодиагностический инструментарий может быть полезен в практической работе психолога.

Наиболее значительный эффект на сегодня имеет использование возможностей компьютера для обработки результатов тестирования.

На простейшем уровне большинство современных тестов (например, тест М.Люшера, тест Д.Гилфорда-Салливена, тест Розенцвейга, тест Сонди, ТСИ Амтхауэра, тест Э.Ландольта) приспособлено для машинного подсчета первичных показателей. Некоторые издательства тестов на Западе уже оснащены необходимым оборудованием для предоставления соответствующих услуг пользователям тестов. Кроме того, все более доступными становятся компьютерные диски, с помощью которых пользователи тестов могут обрабатывать результаты на своих персональных компьютерах. Можно с уверенностью предположить, что в будущем функция обработки данных диагностического обследования все более активно будет передаваться техническим устройствам.

Несмотря на то, что компьютеры, бесспорно, открывают путь для беспрецедентных усовершенствований всех аспектов психологической диагностики, в некоторых случаях их применение может приводить к неправильному использованию и толкованию получаемых показателей. В связи со стремлением принять соответствующие меры предосторожности значительное внимание на Западе сейчас уделяется разработке руководящих принципов тестирования с использованием компьютеров. В настоящее время уже разработан комплекс более подробных инструкций в отношении применения компьютеров в различных областях и на разных этапах тестирования.

Особую озабоченность в связи с распространением компьютерного тестирования вызывают случаи, когда один и тот же тест проводится в компьютерной и традиционной бланковой форме. В этой ситуации необходимо проводить специальное исследование сопоставимости показателей.

Быстрый рост в области машинной интерпретации результатов тестирования с предоставлением готовых отчетов также вызывает особую озабоченность. Два основных принципа лежат в основе большинства относящихся к этому вопросу инструкций и руководств.

1. Пользователю теста должна быть представлена соответствующая информация, позволяющая оценить надежность, валидность и другие технические характеристики интерпретирующей системы, использованной при разработке программного обеспечения. Каким образом интерпретирующие формулировки выводились из показателей? Какое теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение получила система машинной интерпретации? Основываются ли интерпретирующие формулировки на результа­тах количественного анализа данных или на суждениях экспертов? Если имеет место последнее, то должны быть представлены сведения о квалификации участвовавших экспертов.

2. Когда же машинные интерпретации результатов тестирования используются в клинической диагностике, консультировании или в каких-то других областях принятия важных решений в отношении конкретного человека, совершенно необходимо принимать в расчет другие доступные источники информации о тестируемых людях. По этой причине машинными интерпретациями результатов тестирования должны пользоваться только высококвалифицированные профессионалы. Такие интерпретации следует рассматривать как средство облегчения работы специалиста, а не как его замену.

Примеры компьютерных психодиагностических методик (содержащих тестирование, обработку и интерпретацию данных): методика экспресс-диагностики функционального состояния М.П. Мороз, опросник MMPI, опросник Кеттелла, методика психосемантической диагностики скрытой мотивации И.Л. Соломина, методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал», профориентационная система «Выбор», ко-терапевтическая система «Келли-98».

Областей диагностического тестирования, где применение компьютера способно не только интенсифицировать диагностические процедуры и техники, но и открыть для широкой практики совершенно новые возможности.

1. Предъявление заданий (стимулов) испытуемым. В нашей стране и последние годы в различные общественные сферы (образовательную, социальную, предпринимательскую, финансовую и др.) пришло много начинающих психологов, часто не имеющих необходимой подготовки в области психологической диагностики. Эти начинающие специалисты привносят в диагностическую практику целый ряд погрешностей, которые с точки зрения психометрических требований не должны иметь место. Среди таких погрешностей чаще всего отмечаются:

· нарушение правил инструктирования испытуемых;

· несоблюдение временных стандартов выполнения тестовых заданий;

· сознательные и неосознаваемые установки на определенные ответы испытуемых (наводящие реплики диагноста, его жесты, подсказки и т. п.) в ходе испытания и многое другое.

2.Обработка результатов. Кроме тех, реализуемых уже сегодня возможностей компьютера при обработке диагностических результатов, которые были рассмотрены выше, существует острая необходимость использования возможностей компьютера для решения других проблем в этой области. К числу таких проблем относится: статистические приемы, используемые в психологической диагностике, безусловно, вполне объективны, но те числовые ряды, к которым применяются эти статистические приемы, могут изначально содержать в себе ошибки или искажения. Одно из важнейших статистических правил заключается в следующем требовании: числовой ряд должен состоять из качественно однородных, величин. Нарушение этого правила закономерно ведет к снижению объективности последующих выводов и рекомендаций.

3. Интерпретация результатов. В области профессиональной психодиагностики психологи стремились определять профессиональную пригодность индивида к тому или иному виду деятельности. Из психологии индивидуальных различий известно, что у людей существуют различные виды способностей (художественные, музыкальные, математические, технические и др.); Для каждой профессии существует свое оптимальное сочетание разных психологических, психофизиологических и личностных качеств и способностей, которое может обеспечить в ней наибольшую успешность.Определить это оптимальное сочетание для определенной профессиональной области специалист может при условии, что существует ограниченный, устоявшийся перечень профессий. Однако мир профессий динамично меняется: одни профессии отмирают, уходят из общественного обихода, число новых стремительно растет. В этих условиях даже специалисту очень сложно ориентироваться в мире профессий, как сложно и определить оптимальное сочетание психологических и иных качеств и способностей для профессий новых, только что появляющихся. Поэтому для психологической диагностики чрезвычайно важно иметь полный банк актуальных профессий и оперативно пополнять его новыми, возникающими профессиями. Столь же важно создать и активно использовать методы, позволяющие диагностировать психологические, психофизиологические и личностные особенности каждого обратившегося за помощью в профессиональном определении индивида. Результаты такого тестирования могут быть представлены ему как предпосылки, обеспечивающие успешность в интересующей его или в какой-то другой, более адекватной для него профессиональной области из компьютерного банка актуальных профессий.

Психологическая диагностика, как и все другие научные дисциплины, развивается. Развитие это состоит в том, что при воздействии целого ряда внутренних и внешних факторов в ней происходят определенные прогрессивные перемены. К числу внешних факторов, влияющих на развитие этой дисциплины, относятся запросы, которые обращены к ней со стороны общества. Нужно отметить, что в настоящее время запросы общества к психологической диагностике заметно возрастают. Так, в области образования доминирующее значение приобретает дифференцированное обучение, естественной базой которого признаются индивидуальные психологические особенности учащихся. В определении этих особенностей решающая роль, несомненно, принадлежит психологической диагностике. Еще более велика ее роль в области профессионального труда. Научно-технический прогресс выражается, в частности, в том, что непрерывно появляются новые профессии и специальности, для многих из них требуются люди, обладающие некоторыми специальными психологическими особенностями. И в профессиональном обучении ее роль велика. Да и в самой психологии постоянно возникает надобность в методиках, которые могли бы дать психологическую характеристику людей, находящихся в различных ситуациях; тут дело идет не только об экспериментальных, но и о жизненных ситуациях. При подготовке нужных методик вряд ли можно пренебрегать огромным опытом, накопленным психологической диагностикой.

Обратимся к внутренним факторам развития психодиагностики. В исследовательской и практической работе возникает нужда во введении в диагностику новых понятий, причем некоторые из них возникают в связи с развитием смежных научных дисциплин. Для психологической диагностики ближайшей смежной дисциплиной должна быть названа современная генетика. Факторы, о которых выше шла речь, не исчерпывают всех, влияющих на развитие психологической диагностики. Эти факторы находятся в постоянном взаимодействии. Чаще всего внешние факторы способствуют усилению действия внутренних факторов, но и обратное отношение также иногда имеет место.

Психологическая диагностика претерпела за свой более чем вековой путь немало перемен. Отдельные этапы ее развития преемственно связаны между собой. В ее перспективах нужно представить новый этап ее развития, и он также преемственно связан с ее историей. О кризисе современной психодиагностики см. приложение 4.

Конечно, предусмотреть все перемены во всех их деталях невозможно. Любая научная дисциплина, а уж тем более психологическая диагностика, развивается под прямым и косвенным воздействием целого ряда факторов. Невозможно предусмотреть, какое значение каждый из них приобретает в будущем. Поэтому, поскольку речь идет о перспективах развития этой дисциплины, придется ограничиться лишь указанием на те наиболее существенные черты ее развития, о которых можно судить, считаясь с тем, чем располагает исследователь в настоящее время.

К.М. Гуревич и М.К. Акимова выделяют три вероятных направления таких изменений.

В первом направлении нужно рассмотреть изменения, связанные с научным пониманием генетической природы ответов-реакций, которые даются испытуемыми, проходящими диагностическое тестирование. От правильного понимания этой природы зависит степень соответствия этих ответов-реакций действительности.

Второе направление изменений выражает тенденцию приближения к полному определению той важнейшей стороны человеческого мышления, которая находит свое выражение в способности решать задачи, нередко имеющие большое жизненное значение для индивида (перспективы, связанные с определением интеллекта).

Третье направление, по сути, следует признать главным; в нем речь идет о содержании психологических тестов, а по тем ответам, которые дают испытуемые, выполняющие эти тесты, выводится заключение об особенностях психики каждого из них (перспективы, связанные с анализом содержания задач).

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст]: переводное издание / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

2. Носс И. Н. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учебник / И. Н. Носс. - М. : Юрайт, 2011. - 439 с.

3. Психологическая диагностика [Текст]: учебник / ред. М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.

4. Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика [Текст]: учебное пособие / К. Р. Червинская. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.

Список учебной и научной литературы

Основная литература

1.Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика [Электронный ресурс]: Учебник. / Л.Ф.Бурлачук.– СПб.: Питер, 2012. – 384 с.; - Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23376&cat=1083&page=1

2.Носс И. Н. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учебник / И. Н. Носс. - М. : Юрайт, 2011. - 439 с.

3.Общая психодиагностика [Текст] / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб.: Речь, 2004. - 440 с.

4.Психологическая диагностика [Текст]: учебник / ред. М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.

5.Романова, Е.С. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.С. Романова. – 3-е изд., доп. – М.: КНОРУ, 2011. – 336 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=24092&cat=1083&page=1

Дополнительная литература

1. Акимова М. К. Статистическая норма или социально-психологический норматив? [Текст] / М. К. Акимова, В. Т. Козлова //Психологический журнал, 1986. — №2. – с. 136-142.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. [Текст] / Б. Г. Ананьев. – 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

3. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст]: переводное издание / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

4. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. [Текст] / А.Ф. Ануфриев. — М.: Ось-89, 2006. – 192 с.

5. Афанасьева Н. В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет [Текст]: МД-решетка Шмальта. / Н.ВА. Афанасьева. — М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 1998. – 36 с.

6. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера [Электронный ресурс] / А.В. Батаршев. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010.– Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22014&cat=1083&page=1

7. Батурин Н. А. Современная психодиагностика в России [Электронный ресурс]: преодоление кризиса и решение новых проблем. 24 мая 2011г. // Лаборатория Гуманитарные технологии». — Режим доступа: http://www.ht.ru/cms/component/content/article/1-aricles/101528-2011-05-24-11-11-45?directory=36.

8. Березин Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности [Текст]. / Ф.Б. Березин, М.П. Мирошников, Е.Д. Соколова— М.: ФОЛИУМ, 1994. – 176 с.

9. Болотова А. Прикладная психология [Текст]: учеб. для студ. вузов / А. К. Болотова, И. В. Макарова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 383 с.

10. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]. / Автор-сост. А. Карелин. - М.: Эксмо, 2009. - 416 с.

11. Будасси С. А. Самооценка личности [Текст]. / С.А. Будасси. // Практические занятия по психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1972. - 167 с. - С. 30—37.

12. Будасси С.А. Способ исследования количественных характеристик личности и группе [Текст]. / С.А. Будасси. // Вопросы психологии. - 1971. №3. - С.38-47.

13. Бурлакова Н.С. Проективные методы [Текст]: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкович— М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.

14. Бурлакова Н.С. Проективные методы [Текст]: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкович— М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.

15. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]: справочное издание / Л. Ф. Бурлачук. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. [и др.] : Питер, 2008. - 688 с. : ил

16. Вассерман Л.И. Методы нейропсихологической диагностики. [Текст] / Л.И. Вассерман, С.А. Дорофеева, Я.А. Меерсон— СПб.: Стройлеспечать, 1997. – 360 с.

17. Гау Х. Г. Руководство к Калифорнийскому психологическому опроснику (СРI) [Текст]. / Перевод И.М. Дашкова и Н.Л. Курганского. / Науч. Ред. Батурин Н.А. — Челябинск-СПб.: Городской психологический центр Психрон, 1995. – 58 с.

18. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии [Текст]. / К.М. Гуревич. — М.: изд-во Ин-та практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 384с.

19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2008. - 368 с.

20. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. [Электронный ресурс] 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. – 512 с. — Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21720&cat=1084&page=1

21. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология [Текст]: учебник / Е. П. Ильин. - 2-е изд. доп. - СПб. : Питер, 2001. - 454 с.

22. Клайн П. Справочное руководство по конструированию психологических тестов [Текст]: введение в психометрическое проектирование. / П. Клайн. — Киев: Изд-во ПАН ЛТД, 1994. – 284 с.

23. Козюля В. Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростков [Текст]: Краткое руководство. / В.Г. Козюля. — М.: ФОЛИУМ, 1994. – 64 с.

24. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Электронный ресурс]: хрестоматия / Л.В. Куликов. – 2-е изд., перераб. и доп.– СПб.: Питер, 2010. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21685&cat=1084&page=1

25. Лидерс А. Г. О культуре публикации психодиагностических методик. / А.Г. Лидерс. // Психологическая диагностика, 2003, № 2. — М., 2003 — С.44-53

26. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи [Текст]: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. / А. Г. Лидерс. — М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 432 с.

27. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ: пер. с англ. [Текст] / С. Мадди, Р. Сальваторе — СПб.: Речь, 2002. – 538 с.

28. Осницкий А. К. Подводные камни психометрики. / А.К. Осницкий. // Психологическая диагностика, 2003, № 2. — М., 2003 — С.54-61.

29. Первин Л. Психология личности [Текст]: теория и исследования. Пер. с англ. / Л. Первин, О. Джон — М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.

30. Практическая психодиагностика [Текст]: методики и тесты / ред., сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2008. - 672 с.

31. Психологическая диагностика детей и подростков. [Текст]: учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой.— М., 2000. – 360 с.

32. Психологическая диагностика детей и подростков. [Текст]: учеб. пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой.— М., 2000. – 360 с.

33. Психологическая диагностика. [Текст]: Учебное пособие. / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 304 с.

34. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности [Текст]: учебное пособие / А. А. Реан. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 224 с.

35. Русалов В. И. Опросник структуры темперамента [Текст]: метод. пособие / В. Русалов. - М. : Смысл, 1992. - 36 с.

36. Собчик Л. Н. СМИЛ (ММРI) Стандартизованный многофакторный метод исследования личности [Текст]. / Л.Н. Собчик. — СПб.: Речь, 2009. – 224 с.

37. Соломин И.Л. Личностный опросник MMPI [Текст]: Методическое руководство. / И.Л. Соломин. - СПб.: ИМАТОН, 2002. – 80 с.

38. Тютюнник Е. И. Психодиагностика [Текст]: Учебно-методическое пособие. / Е. И. Тютюнник, И. В. Яковлева, А. В. Тютюнник. — СПб.: Невский институт экспертологии, управления и дизайна, 2006. – 175 с.

39. Тютюнник Е. И.Путеводитель в мире психодиагностических методик: аннотированный указатель. [Текст]: Учебно-методическое пособие. / Тютюнник Е.И., Тютюнник А. В. — СПб.: ВЕИП, 2012. – 192 с.

40. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]: учебное пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

41. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]: учебное пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

42. Червинская К.Р. Компьютерная психодиагностика [Текст]: учебное пособие / К. Р. Червинская. - СПб.: Речь, 2003. - 336 с.

43. Чикер В. А. Психологическая диагностика организации и персонала [Текст]. / В.А. Чикер.— СПб.: Речь, 2006. – 176 с.

44. Этический кодекс психолога и Клятва российского психолога [Электронный ресурс] // Российское психологическое общество. — Режим доступа: http://www.psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php

Наши рекомендации