Технологизация этического воспитания
Воспитательная технология понимается пониматься как законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату. Самоопределение как механизм становления этической позиции, очевидно, невозможно без свободы, которая является показателем постоянного самосовершенствования человека. Как сущностная характеристика человеческого бытия свобода отражает динамику само-развития, самоопределения, само-познания, само-осуществления и т.п. Свобода как «внутренний момент самоопределения, верность себе» (С. Л. Рубинштейн), самодетерминация, обусловленность поведения и деятельности в большей мере внутренними факторами, чем внешними условиями — центральная характеристика человеческого бытия.
Многогранное понятие «свобода» предполагает и понятие «необходимость», выражающее меру удовлетворения интересов и желаний человека, обусловленных его потребностями. Как пишет В.Франкл, «человеческая свобода — это не “свобода от”, а “свобода для” — свобода для того, чтобы принимать ответственность». Вторым показателем свободы в таком случае оказывается степень активной деятельности, т.е. то, в какой степени поведение отличается от типа реактивного поведения, имеющего характер приспособления. Активность, высший ее уровень — творчество — сущностное свойство человека.
Позиция автономии и самоутверждения означает право человека диктовать свой собственный нравственный закон, следовательно, автономия индивида представляет собой систему выработанных им самим для себя нравственных смыслов и духовных ценностей, согласующихся с нормами морали.
Сформированность внутреннего субъектного пространства саморазвития человека, как его способность к сопротивлению «давлению жизни», «репрессивности культуры» и «репрессивности социума», проявляется как достоинство человека. Достоинство человека в истории культуры понималось как способность к поступку, совершение поступка как исполнения должного.
Достоинство — это в первую очередь осознание индивидом своей духовной, культурной и социальной ценности. На этом основаны его требовательность к себе, представления о достойном поведении. Понимание достоинства человека как самоутверждения и самовыражения напрямую относит его к сфере субъектности.
Позиция, понимаемая как достоинство, по своему содержанию является феноменом, заставляющим человека активно действовать. Она реализуется в поступке, при условии, что человек не только реализует суверенное право выбора поступка, но и принимает на себя нравственную ответственность за его результаты.
В логике воспитания этической позиции человека выделяются следующие три фазы воспитательного взаимодействия:
рефлексивная (осмысления). Переживание ситуаций жизнедеятельности, их обсуждение, герменевтическое постижение их нравственных смыслов и значений. Целью является понимание своей самости как достижение внутреннего согласия. При этом важен не только вопрос «против чего я?», но и «за что я?», «почему именно это меня привлекает?»
ценностная (осознания). Осмысление и осознание ситуаций позволяет оформить смыслы в духовные ценности. Эта фаза характеризуется развитой познавательной активностью воспитанника и целью их воспитания становится обратить эту активность на понимание иной самости как условия для самореализации, самоутверждения и саморазвития.
проективная (проектирования), самопроектирование и реализация этической позиции в социальной деятельности. На этой фазе оформляются ценностные ориентиры воспитанника, осознаются принципы его деятельности, благодаря чему интенции его социального поведения переходят в цели, т. е. этическая позиция воспитанника становится концептуальной.
Выделив свободу и достоинство человека в качестве диагностических признаков технологизации его этического воспитания, можно определить педагогические условия технологизации воспитания:
направленность этического воспитания на укрепление субъектности воспитанника;
системность, основанная на соблюдении единых принципов этического воспитания;
нацеленность этического воспитания на индивидуально-личностное саморазвитие человека, включающее самообразование, самоопределение, самореализацию и самоутверждение;
технологическая разработанность программ этического воспитания подготовки;
стадийность в этическом воспитании, что означает учет специфики реализации единых принципов подготовки на различных ступенях и этапах работы с воспитанником;
«запрет на популизм и манипулирование воспитанником», стратегии «обмана» (работа, противоречащая нравственным установкам самого педагога), различные виды самообмана (когда для успокоения совести педагог убеждает себя, что он поступает правильно), «клоунады» («очаровывание» и «удовлетворение» воспитанников с помощью привлекательных упражнений на общение, саморегуляцию и проч.), самоутверждения педагога, манипулирования (когда с помощью выстроенных аргументов и упражнений педагог приводит воспитанников к заранее подготовленным выводам, вместо оказания им помощи в выстраивании собственной позиции).
Соблюдение этих условий, если и не гарантирует идеального воспитательного результата, то во многом облегчает его достижение.