Внутриличностные конфликты
Периоды и этапы развития конфликта.
Общая модель динамики конфликта выглядит следующим образом:
Предконфликтный период | -> | Открытый период (собственно конфликт) | -> | Послеконфликтная ситуация | |
↓ | ↓ | ↓ | |||
Возникновение объективной конфликтной ситуации | Инцидент | Частичная нормализация отношений | |||
Эскалация | |||||
Полная нормализация отношений | |||||
Осознание объективной проблемной ситуации | |||||
Сбалансированное противодействие | |||||
Попытки решить проблему неконфликтными способами | |||||
Завершение конфликта | |||||
Предконфликтная ситуация |
Внутриличностные конфликты
Наибольшую разработку проблема внутриличностного конфликта получила в XX в. в зарубежной психологии. Однако большинство теорий рассматривают внутриличностный конфликт на основе такого понимания личности, которое было разработано в школе психоанализа. Наиболее полные теории внутриличностного конфликта разработаны в рамках психоаналитической, гуманистической, когнитивной психологии, гештальт-терапии, лого-терапии В. Франкла, интеракционизма, психосинтеза.
Психоаналитическая концепциявнутриличностного конфликта сводится к его пониманию в биопсихическом ключе. Сутью внутриличностного конфликта, по Фрейду, является столкновение желаний, когда одна часть личности борется с другой по поводу возникших желаний. Примером такого столкновения может стать конфликт биологических влечений (продуцируемых Ид) и социальных требований (содержащихся в Суперэго), который приводит к неврозам и конфликтному поведению. К. Г. Юнг понимает внутриличностный конфликт как регресс, смещение психики на более низкий — бессознательный уровень развития, т. е. сознание не связано с возникновением внутриличностного конфликта.
Гуманистическая психологияпредставлена работами К. Роджерса и А. Маслоу.
К. Роджерс рассматривал феномен внутреннего конфликта личности как противоречие между осознаваемой и неосознаваемой самооценкой. Осознаваемая самооценка является ложной, и ее человек приобретает в результате жизни. А. Маслоу рассматривал внутренний конфликт через понятие самоактуализации: внутриличностный конфликт возникает тогда, когда человек не реализовал свою врожденную потребность в самоактуализации.
К. Левин — представитель гештальт-направления в психотерапии— понимал внутренний конфликт личности как такую ситуацию, в которой человек подвергается одновременному действию равных по интенсивности противоположно направленных сил. В подобной ситуации перед человеком всегда стоит проблема выбора между двумя тенденциями, причем обе могут быть положительными или отрицательными.
В. Франкл — основатель логотерапии— понимал конфликт как эмоциональное состояние переживания человеком потери смысла жизни.
Когнитивная психологиядля понимания сущности внутриличностного конфликта использует понятие когнитивного диссонанса. Это такое негативное эмоциональное состояние, которое возникает в результате несоответствия друг другу двух тенденций, мнений, знаний или стилей поведения. Это состояние вызывает у личности определенный эмоциональный дискомфорт, и поэтому поведение личности направлено на его устранение.
Ортодоксальный бихевиоризм(Скинер) понимает внутренний конфликт личности как результат ошибочного, неправильного воспитания, как плохую привычку, которая появилась в результате негативных подкреплений. Необихевиористыпонимают конфликт как фрустрацию, т. е. эмоциональную реакцию индивида на возникающие препятствия.
Интеракционизмпонимает конфликт с точки зрения противоборства ролей.
Психосинтез Р. Ассаджиолирассматривает конфликт как совокупность острых внутриличностных противоречий, в результате чего происходят расщепление, разрушение цельности «Я».
В целом в западной психологии внутриличностного конфликта этот феномен рассматривается на основе таких понятий, как противоречия, внутренняя борьба и психологическая защита, а его процесс, протекание основаны на негативных эмоциональных переживаниях личности.
Отечественная психология внутриличностного конфликта представлена исследованиями и работами А. Лурия, В. Мерлина, В. Мясищева, Н. Левитова, Л. Славина, в современной отечественной психологии проблему внутриличностного конфликта исследуют Ф. Василюк, И. Титаренко, Ю. Юрлов.
A. Лурия был одним из первых отечественных исследователей феномена внутриличностного конфликта, под которым он понимал ситуацию, когда в поведении человека происходит столкновение сильных противоположных
друг другу тенденций.
B. Мерлин рассматривал внутренний конфликт личности с точки зрения невозможности личности реализовать свои глубокие и
актуальные мотивы. Внутриличностный конфликт — это психическое состояние длительной дезинтеграции личности, которое
выражается в обострении противоречий между ее состояниями, свойствами и действиями.
Н. Левитов понимает под внутренним конфликтом осознанное переживание душевного, эмоционального разлада, вызванное борьбой мотивов.
Ф. Василюк понимает под внутриличностным конфликтом разновидность критических жизненных ситуаций, таких, например, как стресс, фрустрация, кризис и т. п. Возникновение конфликта происходит в результате столкновения противоположных друг другу побуждений, которые в сознании отражаются в виде независимых, самостоятельных ценностей. Таким образом, внутренний конфликт — это своеобразное ценностное переживание, а его показателем является сомнение по поводу истинности ценности, правильности и значимости жизненных принципов и мотивов человека.
На основе всех перечисленных подходов к пониманию внутриличностного конфликта его можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.
Внутриличностный конфликт имеет свои показатели и проявления во многих сферах личности.
Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика; задержка принятия решений; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми ранее руководствовался субъект.
Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенностью деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.
Интегративные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.