Стратегии и способы разрешения конфликта

Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику.

1. 1. Аналитический этап - сбор и оценка информации по следующим проблемам:

-объект конфликта

-оппонент

-собственная позиция

-причины и непосредственный повод

-социальная среда

-вторичная рефлексия

2. 2. Прогнозирование варианта решения:

-наиболее благоприятный

-наименее благоприятный

-что будет, если просто прекратить действия

3. 3. Действия по реализации намеченного плана

4. 4. Коррекция плана

5. 5. Контроль эффективности действий

6. 6. Оценка результатов конфликта

Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.

Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:

Односторонний выигрыш;

Односторонний проигрыш;

Взаимный проигрыш;

Взаимный выигрыш.

Данные варианты нашли отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей. Такими стратегиями являются:

Выигрыш-проигрыш

Проигрыш-выигрыш

Проигрыш-проигрыш

Выигрыш-выигрыш

Во-вторых, установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у субъектов взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, а также возможностей, сил и средств. При этом важно учитывать факторы, влияющие на анализ:

- - личностные качества конфликтующего, его мышление, опыт, характер, темперамент,

- - информация, которой располагает субъект о себе и своем противнике. Когда человек получает первый конфликтный удар в свой адрес, огромное значение имеет приписываемое оппоненту намерение. Предугадывать чужое намерение может только человек. Это не свойственно ни одному животному. И в случае конфликта очень важно то намерение. Которое вы приписываете нападающему. Рассмотрим следующие ситуации: а) деликатный, всегда вежливый человек наступил вам на ногу; б) вам на ногу наступил человек, о котором вам известно, что ему наплевать на окружающих и на вас в частности. Предположим. Что оба наступили вам на ногу с одинаковой силой. Можно с огромной степенью достоверности предположить, что вторая ситуация вызовет у вас агрессивную реакцию, тогда как вежливому человеку вы простите его поведение.

- - Другие субъекты социального взаимодействия, находящиеся в зоне конфликта

- - Содержание предмета конфликта, образа конфликтной ситуации, а также мотивов субъектов

В-третьих, выбор той или иной стратегии в переговорном процессе. Вернемся к разговору о них:

Тип стратегии Стратегические цели Факторы стратегии
Выигрыш-проигрыш Выигрыш за счет проигрыша оппонента Предмет конфликта; завышен образ конфликтной ситуации; поддержка конфликтанта в форме подстрекательства со стороны участников социального взаимодействия; конфликтная личность
Проигрыш-выигрыш Уход от конфликта, уступка оппоненту Предмет конфликта; занижен образ конфликтной ситуации; запугивание в форме угроз, блефа и т.п.; низкие волевые качества, личность конформистского типа
Проигрыш-проигрыш Самопожертвование во имя гибели противника Предмет конфликта; неадекватен образ конфликтной ситуации; личность конфликтующих (природная или ситуативная агрессивность); отсутствия видения других вариантов решения проблем
Выигрыш-выигрыш Достижение взаимовыгодных соглашений Предмет конфликта; адекватен образ конфликтной ситуации; наличие благоприятных условий для конструктивного разрешения проблемы

Если мы посмотрим на эти стратегии, то увидим, что в принципе они соответствуют стратегиям поведения в конфликте. Это неудивительно, ведь они являются продолжением последних. Речь идет о стратегиях соперничества, компромисса, уступки и сотрудничества. Отсутствует только избегание, поскольку в случае применения в конфликте стратегии избегания не может идти речь о его окончательном разрешении.

В случае сочетания стратегии дают определенные результаты - способы.

Стратегия первой стороны Стратегия второй стороны Способы разрешения конфликта    
Соперничество Уступка   Уступка
Компромисс Компромисс Компромисс  
Компромисс Сотрудничество а) симметричный  
Компромисс Уступка    
Компромисс   Соперничество б) асимметричный
Сотрудничество Сотрудничество   Сотрудничество    

Наиболее вероятно использование компромисса, как шага навстречу, который делает хотя бы одна сторона, для того, чтобы разрешить конфликт. Ценность компромисса в том, что он может быть достигнут даже в том случае, если стороны выбирают разные стратегии.

В основе компромисса лежит технология уступок сближения, или, как ее еще называют - торг. Компромисс имеет и свои недостатки:

n n урезанные соглашения

n n почва для уловок

n n ухудшение отношений

Максимально эффективен для полного разрешения конфликта способ сотрудничества. Он сводится к следующему:

n n отделение людей от проблемы

n n внимание интересам, а не позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»

n n предлагайте взаимовыгодные варианты

n n используйте объективные критерии.

Кроме того, существуют различные способы разрешения каждого типа конфликта.

4. Переговорный процесс при межличностном конфликте

В решении межличностного конфликта очень часто используют манипулятивные приемы, которые нужно знать.

Чаще всего встречаются:

- - ссылки на авторитет

- - выдергивание отдельных фраз из контекста

- - уход от темы разговора

- - намеки

- - лесть

- - шутки-высмеивания

- - предсказание ужасных последствий.

Это так называемые простые приемы. Есть и более сложные:

- - имитация решения проблемы

- - альтернативные формулировки вопросов. Требующие ответа «да» или «нет»

- - сократовские вопросы (техника первого «да»)

- - оттягивание решения и др.

Для того, чтобы успешно противостоять манипуляциям, необходимо знать их и уметь выбрать правильный ответ. Вот несколько примеров с ответами на манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»:

Способ поведения Ожидаемая реакция Способ противодействия
Патетическая просьба «войти в положение» Вызвать благосклонность и великодушие Не брать на себя обязательств
Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна Принудить партнер раскрыть больше информации, чем ему нужно Спросить о том, что именно непонятно
Изображение делового партнера, представление существующих проблем как несущественных, побочных вопросов Показать, что вы – умудренный опытом человек, которому не пристало осложнять жизнь другим Твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблем
Поза «благоразумности» и «серьезности», авторитетные заявления, основанные на «очевидных» и «конструктивных» идеях Страх показаться глупым, несерьезным и неконструктивным Заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание

Манипуляции, направленные на унижение оппонента:

Способ поведения Ожидаемая реакция Способ противодействия
Указание на возможную критику действий оппонента со стороны его клиентов или общественности Пробуждение чувства опасности и неуверенности Выразить возмущение тем, что вторая сторона опускается до таких методов
Постоянная демонстрация упрямства, самоуверенности Заставить оппонента быть просителем, показав ему, что его методы не успешны Относиться ко второй стороне скептически, не терять уверенности в себе
Постоянное подчеркивание того, что аргументы оппонента не выдерживают никакой критики Пробудить чувство бессилия, установку, что другие аргументы будут несостоятельны Вежливо сказать, что вторая сторона не совсем правильно вас поняла
Постоянно задаваемые риторические вопросы относительно поведения или аргументации оппонента Породить тенденцию оппонента отвечать в ожидаемом ключе, либо вообще не отвечать вследствие чувства бессилия Не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем корректно
Проявление себя как «милого и подлого», то есть демонстрация дружественности и вместе с тем постоянное возмущение Породить неуверенность, дезориентировать и напугать оппонента С прохладой относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны оппонента.
Стремление показать, что зависимость оппонента намного больше, чем это есть на самом деле Завоевать авторитет и заставить оппонента усомниться в себе настолько, чтобы он не в состоянии был сохранить занятую позицию Продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно

Однако все эти манипуляции очевидны и просты. Им можно с легкостью противостоять, если уметь определять их. Существует уровень манипуляций, который выявить достаточно проблематично. Чаще всего такие манипуляции проявляются во взаимоотношениях очень близких людей и являются долгосрочными.

Так, например, в нашем социуме (особенно в семейных отношениях) чрезвычайно широко распространена манипуляция через чувство вины и идею жертвенности. Первое формируется как реакция на детско-родительские взаимоотношения, вторая также опирается на них и подкрепляется социализацией идеи жертвенности.

Еще одна распространенная манипуляция – манипуляция верностью. Я верен, следовательно, ты должна мне тоже. Я верен не потому, что мне так хочется, а потому что уважаю тебя, жалею. Ты должна делать то же самое. В случае измены действует манипуляция чувством вины.

Довольно распространена манипуляция игнорированием. Не замечай партнер или каких-либо его потребностей, человек те самым привязывает его к себе, заставляет все время доискиваться причин такого безразличия и искать дефекты в себе самом.

Манипуляция преследует, как правило. Иерархические цели и всегда является средством компенсации и самоутверждения.

Главное – учиться постепенно распознавать манипуляцию и уметь противостоять ей в конфликте.

Наши рекомендации