Этапы формирования навыков
(более четко выражены в моторных навыках и были выделены именно при их исследовании. Но также явл-ся общими для др видов навыков (сенсорных, перцептивных, мнемических, имажинитивных, интелл-х, коммун-х и пр.).
1 этап - предварительный. Происходят форм-е программы навыка, расчленение отдельных движений на компоненты, производятся пробные, ориентир-е движения. Характерна избыточная информация. Благодаря ориент-м движениям из всей массы информации выбирается только та, кт необходима для данного действия.
2 этап — аналитический. Движения выполняются раздельно, происходит чувственный анализ силы, величины, длительности каждого движения. Формируются отдельные действия, частные связи.. Затем возникает возможность выполнения этих действий в чередовании. Для этого этапа характерен чрезвычайно суженный объем восприятия (если даются какие-либо побочные сигналы, никто из тренирующихся их не замечает) .
3 этап — синтетический. Отдельные эл-ты действия объединяются в одно целое, образуется единое сенсорное поле. Регулятором действия на этом этапе выступает обобщенный образ, в который входят послед-ть движений, их вз-связь, иерархия.
4 этап - этапавтоматизации. Происходит устранение излишних движений, излишней мышечной напряженности. Внимание перемещается с процесса действия на его результат. Это связано с тем, что контроль движения переходит от зрения к осязанию и кинестезии. На этом этапе появляется возможность произвольно регулировать темп выполняемых действий, образуется ритм движений.
В случае длительного перерыва в деятельности может произойти деавтоматизациянавыка, а затем, после дополнительных тренировок, его восстановление.
Важнейшим условием формирования навыков является многократное повторение. В результате многократных повторений действия трансформируются, утрачивают сознательную целенаправленность, а способ их выполнения автоматизируется, и они превращаются в навык.
Однако надо помнить, что навык, выполняемый на уровне автоматизма, когда сознательный контроль отсутствует, может быть причиной брака, аварий.
Перенос и интерференция навыков
Перенос (положительный перенос) навыка, позволяет успешно и в короткие сроки осваивать новые виды деятельности
Условия положительного переноса навыков:
• Сходство или тождество выполняемых действий. Особенно если ч-к ясно понимает и может обобщить черты сходства «нового» и «старого» навыка.
• Любой навык, которым обладает человек, оказывает общее влияние на его психику. Успешное обучение одному навыку создает уверенность в своих силах, повышает интерес к работе. Формир-е опред-го круга навыков способствует обострению восприятия у человека.
Интерференция навыков (отрицательный перенос)- «старый» навык препятствует форм-ю «нового» навыка, необх-го для успешного осущ-я нектновойдеят-ти. Одна из причин интерференции навыков - так называемое ассоциативное торможение.
Условия преодоления интерференции навыков:
• Прочность «старого» навыка: чем прочнее он усвоен, тем быстрее преодолевается его отриц-е влияние на «новый» навык. Это объясняется тем, что действия (движения), входящие в прочный навык, очень хорошо специализированы.
• Сознательное усвоение «нового» навыка. Чем точнее ч-к проанализирует особ-ти действий (движений), хар-х для «нового» навыка, тем быстрее он преодолеет отриц-е влияние «старого».
Развитие человека как субъекта труда
Еще А.Н. Леонтьев рассуждал о двух «рождениях личности»: первый раз - в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться; и второй раз - в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить собственным поведением. К этому можно было бы добавить и третье рождение личности, связанное с гражданской зрелостью и согласованием своих мотивов с общественными и даже общечеловеческими. Именно в профессиональной деятельности, когда уже повзрослевший человек максимально реализует свой развивающийся потенциал, полезно поразмышлять о том, ради чего человек не только трудится, но и вообще живет, как собственно профессиональная деятельность позволяет ему передать все лучшее, что у него есть, другим людям.
В целом можно условно выделить следующие этапы развития самосознания личности (по Ю.Б. Гиппенрейтер):
· усвоение норм, опосредствующих физическое развитие (формирование «физического Я» личности);
· формирование «социального слоя личности»;
· формирование «духовного центра личности» (ценностно-нравственное самоопределение.
Субъект – носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом)
Изучение человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, сформированы трудом.
У субъекта труда мы исследуем те качества личности, индивидуальные характеристики, которые необходимы для труда, либо они являются результатом труда, как-то детерминированы трудом (может деформировались из-за труда).
· Субъектом труда человек не рождается, но становится в процессе социализации
· Люди проявляют свои уникальные качества в труде, т.е. не рассматриваются как формальные единообразные звенья производственного процесса
· Психологи изучают человека как субъекта труда на разных уровнях регуляции (личностно-смысловом, на уровне действий и операции, на уровне когнитивных процессов, психомоторики, на уровне психофизиологических функций, комплексно)
· Субъект труда может быть индивидуальным (отдельный человек) или групповым при совместных формах труда
Психологические признаки сознания субъекта труда:
1. Осознания социальной ценности продукта труда (понимание и отношение)
2. Осознание обязательного, социально-нормативного характера труда (понимание (человек мог словами описать, что означает выполнение, как приемы выполнения, что можно и чего нелья) и отношение (д.б. позитивным)).
3. Осознание и владение орудиями труда (понимание, умение и отношение к использованию орудий). Как пользоваться орудиями и распоряжаться ими, и позитивное отношение
4. Осознание межлюдских производственных отношений и своего места в них (понимание и отношение)
Компоненты субъекта труда:
1)Психические регуляторы труда (макродинамика в онтогенезе) Опыт, знания-умения-навыки, чувственные представления. Ценностные ориентиры, интересы, мотивы, склонности, сознание Я, профессиональное самосознание.
2)Функциональные состояния в труде (микродинамика в течение дня, недели) Работоспособность, трудоспособность, особые психические состояния: стресс, утомление, монотония и пр.
3)Индивидуально-личностные свойства (относительно устойчивы) ПВК, способности, свойства интегральной индивидуальности разных уровней, характер, пол, возрастные особенности и т.п.
Уровни изучения: уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью), уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий
Уровень деяний. Деяние - целостный цикл трудовой деятельности, характеризующейся полной психологической структурой и включающей ряд промежуточных целей, подчиненных перспективной цели. Уровень определяется иерархией целей, особенностями мысленных перспектив, которые задает себе сам человек. Основные компоненты: общие способности (активность, саморегуляция); ориентировка в человеческой картине мира, мировоззрение, жизненные цели, идеалы, ценности, профессиональные личные планы; характер; ориентировка в конкретной жизненной ситуации; ориентировка в области своей непосредственной деятельности; сознание своего "Я", своих возможностей, состояний в реальной ситуации; волевые качества; специальные способности, конкретные мотивы деятельности; общая трудоспособность, особенности соматического и нервно-психического здоровья, общей гражданской воспитанности, подготовленности.
Уровень действия. Действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Категория субъективная; определяется динамикой непосредственных целей. Делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество. Основные компоненты: способность построить адекватное "логике вещей" представление цели; способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля; способность усвоить и осуществить определенные исполнительские операции на двигательном, или сенсорно-перцептивном, или интеллектуальном, или социально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их (понятно, что и социальная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные синтезы как чувственного, так и мысленного познания).
Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия ("ускорить темп", "усилить нажим" и т.п.).
Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произвольной регуляции особенностей познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора). Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с приобретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автоматическуюсаморегуляцию.