Основные теории лидерства
Различные ученные пытались выделить необходимые черты или характеристики, которыми должен обладать тот или иной руководитель. Этой проблеме уделяется пристальное внимание, прежде всего, в зарубежной психологии управления. Первоначально научные поиски нашли свое воплощение в так называемой "теории черт "(иногда ее называют "харизматической" теорией, от слова "харизма", то есть нечто снизошедшее на человека от Бога).
В соответствии с этой теорией лидером, руководителем не может быть любой человек, но лишь такой, который обладает определенным набором врожденных личных качеств, набором или совокупностью определенных психологических черт. Управление - это не наука, а своеобразное искусство, утверждают сторонники этой теории. Управленец - это своего рода артист, деятельность которого основывается на его вражденном таланте. "Никто не может научиться руководить, и мы не верим, чтобы этому можно было обучить,- утверждал американский психолог Д.Бойд.- Искусство руководства не является чем-то, чему можно научиться извне; оно идет от вашего сердца и собственной силы". Аналогичную позицию занимал Е. Шумахер, отмечавший, что действия по осуществлению руководства "относятся скорее к области поэзии, нежели к точным наукам".
На основе приведенных взглядов позднее формируются теории "элиты и толпы". Согласно им, обязательным условием жизни всякого общества выступает его дифференциация на два слоя - на "элиту", привилегированную правящую группу, члены которой призваны руководить, и на "толпу", остальную массу людей, которые слепо идут за лидерами.
Согласиться с такой точкой зрения - значить признать ненужными попытки выявить закономерности эффективного управления, качества, которыми должен обладать руководитель. Однако изучение практики показывает, что определенные закономерности существуют, типичные черты есть. Вот почему позднее психологи-бихевиористы обосновывают положение о том, что лидерские черты нельзя считать всецело врожденными. Некоторые из них могут быть приобретены в результате обучения и накопления опыта. В этом направлении проводятся многочисленные исследования, направленные на выявление универсальных черт, которые с необходимостью должны быть свойственны лидерам.
Особенно тщательно наборы черт разрабатывались в США, потому что они должны были стать основанием для построения системы тестов для отбора лиц, "годных" для руководства. Однако вскоре выяснилось, что задача эта трудно выполнима. Начав с нескольких фундоментальных качеств, ряд ученных в процессе исследования довели их количество до двух сотен и более. В 1940 г. американский психолог К. Бэрн составил список из 79 черт и качеств, упоминаемых различными исследователями как "лидерские".
Однако его смутил "разброс" этих черт у разных авторов: 65% названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20% - дважды, 4-5% - трижды и лишь 5% черт были названы четыре раза. Кроме того, нельзя было сбрасывать со счетов и такое наблюдение из практики осуществления руководства имелось немало случаев, когда лица, не обладающие "важнейшими чертами", успешно справлялись со всеми функциями лидера. Напротив, наличие этих черт не всегда превращало человека в эффективного лидера. Все это обусловило появление других точек зрения.
Достаточно распространенной в зарубежной психологии является "ситуационная теория". В ней акцент переместился с черт лидера на анализ ситуации и объекта управления, лидерство возникает как ответ на требование ситуации. Другими словами, в данном подходе преуменьшается роль активности личности, ее черт и в ранг высшей силы возводятся обстоятельства.
Черты рассматриваются лишь как одна из "ситуационных" переменных. К числу других относятся: размер и структура организации, вид выполняемой деятельности, индивидуальные особенности членов организации (в частности их ожидания), время принятия решений, психологический климат организации и др. В одних условиях от лидера требуется одна линия поведения, в других - совсем иная. Поэтому ребенок может быть лидером во дворе, но ведомыми классе, а руководитель - лидером на работе, но не в семье.
Однако часто встречаются люди, чья компетентность вполне удовлетворяет требованиям ситуации, они являются хорошими профессионалами, но не способны к руководящей деятельности. Кроме того, на практике при изменении задач, стоящих перед организацией, а следовательно, при изменении ситуации, слишком часто смены лидеров не происходит. При всех очевидных недостатках "ситуационной теории" прогрессивным является признание того, что для лидерства важны не только определенные качества личности, но и другие факторы.
В настоящее время в западно-социальной психологии доминирующей является "синтетическая концепция лидерства". Согласно этой теории, лидерство есть процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. При таком подходе лидерство является функцией группы, поэтому и изучать его необходимо, прежде всего, с точки зрения целей и задач группы. Вместе с тем личность лидера, его качества не должны сбрасываться со счета.
Следовательно, эта теория отличается комплексным подходом ко всему процессу управления, На характер осуществления лидерской роли оказывает влияние взаимосвязь двух переменных: качества лидера, качества последователей или ведомых и характер ситуации, в которой осуществляется лидерство. С одной стороны, лидер воздействуем на ведомых и ситуацию, с другой - столь же существенны и их воздействия на лидера.