Тема 19. Психическое здоровье и норма: психологический аспект изучения
1. Понятие о психическом здоровье. Субъективные и объективные критерии психического здоровья.
2. Понятие нормы в психологии.
3. Психологическая адаптированность и ее показатели.
1. Вопрос о здоровье – нездоровье становится актуальным в сложные жизненные периоды, при возникновении трудностей, связанных и со сложными внешними условиями. То, как личность реагирует и организует свое поведение и деятельность в постоянно меняющихся и неопределенных условиях, обнаруживает и его уровень психического здоровья. Его переживания и эмоциональное состояние доступны для анализа и самому человеку, а его деятельность является показателем для его близких, в деловой сфере для коллег, педагогов и работодателей. Какими бы изменчивыми и напряженными не были внешние условия – социально – экономические, культурные, демографические и трудовые - каждый человек пытается достичь субъективного комфорта, понять условия среды и приспособиться к ним.
Значение психического здоровья во многом зависит от социальных стандартов и стандартов, установленных в медицине. Врачи имеют дело с пограничными состояниями и неврозами, их методы лечения часто являются специфическими - медикаментозными и амбулаторными.
В настоящее время понятие «психическое здоровье» является, на наш взгляд, достаточно определенным, это совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. Акцент делается на субъективных ощущениях индивида и социальном восприятии его поведения другими людьми. Ощущение человеком удовлетворенности и радости своей жизни - субъективные показатели того, что у него здоровье в порядке, в том числе и психическое. В то же время переживания и эмоциональное состояние доступны для анализа самому человеку, сознательная оценка своего психического здоровья помогает выбрать более эффективные способы приспособления к внешним условиям.
Объективные показатели более разнообразны. В целом, все они сводятся к адаптированности – способности приспосабливаться к окружающей среде и достигнутому равновесию в ней. Таким образом, то как личность реагирует, как она организует свое поведение и деятельность в постоянно меняющихся и неопределенных условиях, обнаруживает уровень психического здоровья.
Психологи связывают показатели психического здоровья со следующими характеристиками:
1) с адекватностью самооценки;
2) с реалистичностью уровня притязаний;
3) со способностью к надситуативной активности;
4) с отсутствием тревожности, страха и невроза;
5) с адекватной ответственностью за себя и свое потомство;
6) с принадлежностью к отдельной группе.
В науке существует несколько подходов к пониманию психического здоровья. В частности, достаточно долго пользовался значительным авторитетом подход Сандры Бэм, утверждающий существование трех типов личности: с преобладанием фемининных характеристик, с преобладанием маскулинных характеристик и андрогинных, то есть умеренных или средних. Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. В рамках этой концепции поднимается вопрос и о психическом здоровье, так гибкость, присущая андрогинному типу, обеспечивает лучшее приспособление и выживание.
Итак, психическое здоровье – совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде. В психологии акцент делается на субъективных ощущениях индивида и социальном восприятии его поведения другими людьми.
2.Понятие нормы в психологии близко по своему содержанию тому, что понимается под психическим здоровьем. Понятие "нормы" в психологии связано с таким разделом психологии как психодиагностика, где обоснована зависимость норм от половозрастных особенностей индивида и диапазон показателей, содержащих нормальные значения.
Норма – количественный или качественный показатель какого-либо свойства или совокупности свойств, выраженных у индивида. Норма определяется адекватностью реагирования на внешние раздражители, ощущения времени, временности, пространства, целостности "Я", принятие себя, ответственности за близких и потомство. В психологии личности норма определяется степенью и характером отношений человека с другими людьми.
В патопсихологии и медицинской психологии используются понятия аномальность, симптомокомплекс, патологический характер, психопатия. Медицинские науки связывают с состоянием мозга.
В любом случае важную роль играют психофизиологические особенности, то есть состояние мозга, при котором не может сформироваться правильный характер. В психиатрии есть понятие "краевая психопатия", которая взращивается искусственно, в результате воспитания.
Понятие норма в психологии достаточно часто рассматривается в связи со способностью человека реагировать на стрессовые ситуации. Согласно теории стресса, разработанной Гансом Селье и его последователями, фаза резистентности (сопротивления) связана не только с физиологическими возможностями, но и с когнитивными и социальными знаниями и навыками. На этой фазе противодействия стрессу возможно появление соматических изменений и заболеваний, но для нас важно и то, что эта стадия обнаруживает уровень психического здоровья человека или тенденцию к нездоровью, наличие так называемых пограничных состояний, на которых мы далее остановимся более подробно.
Психологические аспекты, подлежащие рассмотрению в данном случае, это способность контролировать свою жизнь, окружение и способность действовать. Итак, психически здоровый индивид на этой стадии проводит реорганизацию своего поведения, которое в конечном итоге может привести к достижению равновесия и разрешению проблемы.
В литературе встречается понятие «континуум опыта», которое ввел физиолог Леннарт Леви. Структурирование и способность к использованию не только своего опыта, но и опыта других людей, и поисковая деятельность способствуют расширению этого континуума.
В психологических науках значительное количество данных и практических методов, касающихся развития способности к самоуправлению, самоорганизации и творческому целедостижению. Здесь уже личность производит анализ значения внешних стимулов, решая вопрос об их возможном вреде. Сознательно анализируя трудности, личность выбирает или путь их разрешения, или в случае невозможности преобразований, находит силы примириться с этими условиями - адаптируется. Таким образом, силы фокусируют на проблеме, а не переживаниях.
Понятие «пограничные состояния» главным образом используется для обозначения целой группы не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений. Эта группа состояний неоднородна по своему составу и качественным параметрам, характеризующим степень здоровья или нездоровья у человека, поскольку переход от здоровья к болезни представляет собой качественное преобразование параметров организма. Существуют состояния, которые, с одной стороны, в большей степени соответствуют здоровью и лишь по ряду отдельных показателей выходят за пределы нормы. С другой стороны, существуют состояния, которые очень близки к патологии, но не могут рассматриваться в качестве болезни, так как в них отсутствуют существенные признаки наличия симптомокомплекса болезни. Например, к данной группе явлений на полном основании могут быть отнесены акцентуации характера.
Таким образом, одна из основных причин возникновения пограничных состояний заключается в нарушении психических механизмов регуляции состояний. Это происходит тогда, когда возникает несоответствие между имеющимися у человека социальными и биологическими возможностями переработки информации (имеется в виду ее количество и скорость переработки) и необходимостью осуществить переработку информации в конкретных условиях деятельности.
Главной особенностью пограничных психических состояний является не только то, что они располагаются между состоянием здоровья и болезни, но и то, что они непосредственно связаны с процессом адаптации. При рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют физиологическую, психическую и социальную адаптацию. При этом психическая адаптация является наиболее значимым уровнем для обеспечения успешной адаптации человека в целом, поскольку механизмы адаптации, прежде всего, имеют психическую природу. По мнению известного отечественного психиатра Ю.А.Александровского, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. Этот подход в настоящее время является преобладающим в изучении психосоматических изменений. Таким образом, мы подошли к рассмотрению третьего вопроса – адаптированности как свойства личности. В том случае, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому для активной жизнедеятельности, можно говорить о «норме».
3. Если постараться обобщить существующие точки зрения на данную проблему, то можно прийти к выводу о том, что система механизмов психической адаптации многокомпонентна и состоит из ряда подсистем, среди которых необходимо выделить следующие:
1) подсистема социально-психологических контактов;
2) подсистема поиска, восприятия и переработки информации;
3) подсистема обеспечения бодрствования и сна;
4) подсистема эмоционального реагирования;
5) подсистема эндокринно-гуморальной регуляции.
Физиологический уровень рассмотрения охватывает и другие подсистемы. Указанные подсистемы могут быть отнесены к одному из двух уровней — физиологическому или психическому, а адаптация будет протекать нормально, пока требования внешней среды не достигнут определенного адаптационного барьера.
Адаптационный барьер — это условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны. Они зависят как от биологических факторов среды и конституционального типа человека, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих адаптационные возможности. Мы ранее их указывали (самооценка, уровень притязаний и т.д.). Следовательно, успешность адаптации определяется нормальным функционированием систем физиологического и психического уровня. Но эти системы не могут функционировать, не соприкасаясь друг с другом. По мнению физиологов и врачей, существует компонент, который обеспечивает взаимосвязь этих двух уровней и обеспечивает нормальную деятельность человека, таким компонентом в системе регуляции процесса адаптации выступают эмоции (Ю.А.Александровский, А.Г.Маклаков).
Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация проявляется на психосоматическом уровне, после длительного сопротивления организму стрессу и напряженности, наступает истощение, упадок сил и снижение интереса к деятельности.
Но мы более подробно остановимся на психологическом качестве, которое может быть обнаружено, подлежит наблюдению и оценке. Адаптированность – это способность эффективно реагировать на изменения среды, основанная на собственной активности личности и ее ответственность за события своей жизни (В.И.Гарбузов, И.В. Дубровина, А.Н.Петровский, А.Г.Шмелев и др.). Адаптированность является субъективным качеством, обеспечивающим психологическую безопасность индивиду, а также социальные и профессиональные достижения личности. Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
Исследования подтверждают связь адаптированности и удовлетворенности жизнью (К.А.Абульханова, Л.И.Анциферова, Д.А.Леонтьев и др.). Важнейшей личностной особенностью, определяющей в современных условиях успешность адаптированности личности, является его направленность на противодействие неблагоприятным обстоятельствам, понимание происходящего и совладание с трудностями. Личность может быть готова затратить физические и умственные усилия, чтобы вписаться в новые условия. В другом случае человек резко снижает уровень своих притязаний, не тратит дополнительных усилий и, соответственно, проигрывает в уровне жизни, профессиональных и личных достижениях. Ситуация отказа от удовлетворения любых потребностей приводит к эмоциональному дискомфорту, и в случае длительного переживания к психическому и соматическому нездоровью.
Умение использовать обстоятельства в значительной степени определяет человеческий успех, это умение не является раз и навсегда заданным. Личность может значительно улучшить свою жизнь, если научится выбирать и использовать благоприятные обстоятельства (М.Селигман). То есть адаптированность можно отнести к тем качествам, которые могут быть развиты в любом возрасте. Вполне закономерно то, что в более ранних возрастных периодах, например, в юношестве, личность больше восприимчива к внешним стимулам, это связано с тем, что достижение высокого социального статуса является одной из первостепенных задач.
Итак, в вопросах оценки и работы с психическим здоровьем для психолога особенно важно уметь определять границы своей компетенции. Те коррекционные методы, которые используются в психологии, можно свести к терапии средой. В процессе взаимодействия с психологом самая сложная задача встает перед самим человеком – научиться формировать эту среду самостоятельно.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Адаптация человека и функциональное состояние организма.
2. Эмоциональный стресс, его виды и характеристики.
3. Регуляция эмоциональных состояний.
План практического занятия.
Тема для исследования - Мое психическое здоровье.
1. Для начала можно попробовать разложить свою жизнь на части и оценить, насколько каждая из них радует тебя. Можно выделить: здоровье, карьера, материальное благополучие, личностный рост, твое окружение и друзья, отношения с противоположным полом, духовное развитие, яркость жизни – твои хобби и увлечения.
Возможно, это задание будет началом целого плана по улучшению своего жизненного благополучия. В любом случае, задуматься о себе полезно. Оцени эти стороны своей жизни по десятибалльной шкале и начерти профиль своего благополучия.
Рис.1 - Колесо благополучия.
2. Посмотри, какие стороны твоей жизни радуют тебя больше всего, какие требуют вмешательства. Возможно, некоторые стороны жизни являются не столь значимыми. Проанализируй полученные данные.
3. Построение личного профессионального плана.
а) Предлагаем ответить на следующие вопросы, касающиеся Вашего профессионального будущего.
1. Главная цель (что я буду делать, таким буду, где буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, подготовительные курсы, поступление в учебное заведение).
4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
5. Внутренние условия (оценка своих возможностей: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации главной цели.
б) Тщательно проанализируйте полученные ответы, обобщите полученный материал и дайте рекомендации для более эффективной профессиональной деятельности и карьеры.
в) Проанализируйте ответы другого студента – одногруппника, друга, хорошего знакомого.
Постарайтесь с учетом информации о личностных и деловых качествах сформулировать наиболее полные рекомендации.
Литература.
1. Изард К.Э. Психология эмоций. (Мастера психологии). - СПб. : Питер, 2000. - 464 с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. - CПб. : Питер, 2007. - 583 с.
3. Самоукина Н. В. Экстремальная психология. - М. : Экмос, 2000. - 288 с.
4. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона. Психол. практикум. - Минск : - 1996. - 126 с.
5. Пряжников Н. С. Психология элитарности . - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2000. - 512 с. –
6. Харитонов С.В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии . - М. : Психотерапия, 2009. - 176 с.