Понятие ненормативного семейного кризиса

Мудрец будет скорее избегать болезней, чем выбирать средства против них.

Т. Мор

Кроме нормативных кризисов — трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, — семейная система может пере­живать и ненормативные кризисы.

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семей­ных кризисов (Hill R., 1970):

1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).

2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становит­ся жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).

3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).

Первая группа факторов обычно является сферой деятельности социальных работников и социальных педагогов. С последствиями действия второй груп­пы факторов имеют дело кризисные психологи, врачи, психотерапевты. Фак­торы третьей группы чаще всего приводят семью к специалисту в области се­мейной психологии и психотерапии.

Признаками семейного кризисного события могут выступать:

G сверхнормативность для данной семьи; О угрожающий функционированию семьи характер события; О резкое возрастание внутриличностной напряженности, кризисное состо­яние членов семьи;

□ возникновение межличностных конфликтов в семье, требующих их раз­решения/и отсутствие у членов семьи опыта решения конфликта такого уровня;

О истощение адаптационных ресурсов членов семьи;

□ прогрессирующие негативные изменения в семейной ситуации;

□ затруднения функционирования семьи в связи со столкновением с си­туациями, аналогичных которым не было в семейном опыте;

П нарушение стереотипов поведения членов семьи.

В каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:

1. Кризисное событие.

2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.

3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его пере­живания ими.

4. Изменения в семейной системе.

5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономер­ности протекания, знания о которых необходимы психологу для организации адекватной психологической помощи.

ИЗМЕНА

Любовь одна, но подделок под нее — тысячи.

Ф. Ларошфуко

Феноменология кризиса

Супружеская неверность, измена, адюльтер (фр. adultere; синоним — пре­любодеяние) рассматривается как вступление лица, состоящего в браке, в по­ловую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Она может носить как эпизодический, так и систематический характер.

Отношение к измене в разных культурах и в разные времена было отлич­ным. В историческом плане можно проследить постепенный переход от бес-

порядочных половых связей к моногамным отношениям, подразумевающим постоянную сексуальную связь с одним партнером. Однако за моногамией часто скрывались полигамные отношения, допускаемые, прежде всего, для мужчин, тогда как в отношении женщин декларировались требования абсо­лютной верности. В настоящее время в нашей культуре отсутствует половая дискриминация в отношении супружеской измены: нравственные законы, регулирующие это явление, в равной мере относятся и к женщинам, и к муж­чинам.

Влияние измены на супружеские отношения в значительной мере опреде­ляется тем, на какой стадии развития брака она произошла (совпадая с норма­тивными семейными кризисами, она тем самым усугубляет их протекание), а также ее характером, длительностью и типом: была ли эта связь продолжи­тельной или случайной, преимущественно сексуальной или отличалась эмо­циональной привязанностью.

Измена, как правило, является признаком супружеских дисгармоний и свидетельствует о наличии различных противоречий и конфликтов между су­пругами. Далеко не всегда она является следствием нарушений сексуальных отношений в браке. Часто за изменой скрывается факт неудовлетворения пси­хологических потребностей: в любви, близости, принятии, уважении. Однако неверность может встречаться и в достаточно гармоничных семьях с благопо­лучными и устойчивыми супружескими отношениями.

Мужчины заводят любовниц, как правило, для удовлетворения своих сек­суальных потребностей, они ищут на стороне разнообразие сексуальных ощу­щений. Женщины же во встречах с любовником в большинстве случаев стре­мятся получать удовлетворение от атмосферы ухаживания, внимания, заботы, которая вокруг нее создается.

К. Имелинский отмечает, что тенденция к измене детерминируется не только супружескими дисгармониями, но и обычным стремлением человека к поиску новых впечатлений. Она наблюдается в различных областях человеческой дея­тельности. В частности, в сексуальной сфере это проявляется поиском новых партнеров. Данная тенденция положительно коррелирует с общей жизненной энергией человека. Имеют значения и такие свойства личности, как способ­ность завязывать контакты, смелость и способность к самоотдаче. Другие лич­ностные качества, например нерешительность, пассивность, страх, напротив, являются факторами, способствующими верности.

Существует две точки зрения на измену. Согласно первой, традиционной, измена — опасная, разрушающая супружество ситуация. Согласно другой, из­мена позволяет поддержать умирающие супружеские взаимоотношения. На­пример, К. Витакер рассматривает любовника (любовницу) как «психотера­певта на стороне» одного из супругов. Между тем в большинстве случаев супружеская неверность все же угрожает целостности семьи как системы. Несмотря на то, что измена возникает в супружеской диаде, ее последствия оказывают влияние на всю семью в целом. Могут нарушаться не только супру­жеские, но и детско-родительские взаимоотношения, что проявляется в воз­никновении различных структурных нарушений семьи, таких как межпоко­ленные коалиции, перевернутая иерархия, ролевые инверсии.

Пример

За психологической помощью обратилась Евгения В., 41 год, с жалобами на 20-летнего сына. Ее беспокоило, что сын в последнее время очень апа­тичный, отстраненный, что «его ничего не интересует», он не выполняет своих обещаний, постоянно меняет места работы (каждые 2—3 месяца его увольняют, и он вынужден искать новую работу). При анализе семейной ситуации выяснилось, что отношения Евгении с мужем довольно сложные. На протяжении их совместной жизни он ей периодически изменял, а послед­ние несколько лет у него есть постоянная любовница. Отношения же с сыном всегда были очень близкими. Она часто делилась с ним своими переживаниями по поводу отношений с мужем, находя у него поддержку. Наличие межпоколенной коалиции между матерью и сыном и нагружен-ность ребенка нетипичными для его статуса и возраста функциями затруд­нили процесс отделения молодого человека от семьи (прежде всего, от матери), что стало источником его депрессивных состояний и проблем с работой. В данной семейной системе на фоне постоянных измен супруга, сын, по сути, стал символическим мужем своей матери, стабилизируя, та­ким образом, существование семьи и сохраняя брак.

Измена обычно затрагивает чувства чести и достоинства обманутого супру­га и сопровождается переживанием ревности, привносящей в семейную драму глубокие разрушительные для семьи аффекты. В. Бамберри рассматривает су­пружескую неверность как свидетельство супружеского тупика, мертвых от­ношений (Витакер К., Бамберри В., 1997).

Супружеская измена может выполнять ряд функций, представляя собой:

□ способ завершения супружеских отношений и констатации факта несо­стоятельности брака;

□ способ привлечения внимания брачного партнера и передачи ему мета-послания о неудовлетворении определенных потребностей;

□ способ сохранить супружеские отношения путем реализации потребно­стей, дефицит удовлетворения которых в браке ощущается довольно ос­тро;

□ проигрывание семейных сценариев;

□ способ компенсировать чувство неполноценности, повысить само­оценку.

Таким образом, феномен измены может быть проанализирован на трех уров­нях: индивидуальном, микро- и макросистемном. В зависимости от функции, которую выполняет измена, следует выбирать те или иные способы оказания психологической помощи.

Среди причин супружеской неверности можно выделить следующие: 1. Индивидуальные особенности партнеров по браку:

П нарушение полоролевой идентичности партнера по браку, вынуждающее доказывать свою мужественность (женственность), вступая в как можно большее количество сексуальных связей;

□ патохарактерологические личностные особенности супругов (например, страх быть поглощенным у брачного партнера с шизоидной организаци-

ей личности, побуждающий вступать во внебрачные связи, регулируя таким образом психологическую дистанцию в супружеской подсистеме).

2. Микросистемные факторы:

П нарушение супружеских отношений;

П супружеская несовместимость (прежде всего сексуальная);

□ отсутствие эмоциональной близости между супругами;

□ охлаждение чувств в браке;

□ месть одного партнера другому за причиненные страдания;

□ отсутствие взаимных чувств в браке (представляет собой попытку любяще­го, но отвергнутого партнера компенсировать недостаток любви в браке);

П разочарование супругов друг в друге;

П сексуальная абстиненция партнера по браку, связанная с болезнью су­пруга, его длительным отсутствием и т. д.

3. Макросистемные факторы:

П актуализация семейных сценариев;

□ трансгенерационные послания (например, женщина, всю жизнь храня­щая верность своему мужу и вытесняющая сексуальные желания к дру­гим мужчинам, может различными способами поддерживать измены или поведение промискуитетного типа у своей дочери).

К числу факторов, сопутствующих супружеской неверности, относятся:

□ неадекватная мотивация брака;

□ обыденность брака;

□ химические зависимости одного из партнеров;

□ большая разница в возрасте между супругами;

□ низкий материальный достаток семьи;

□ отсутствие совместного досуга супругов;

□ большое количество свободного времени у одного из партнеров.

Выделяют несколько видов супружеской неверности:

1. Случайный внебрачный контакт представляет собой единичный случай измены, мало связанный с конкретным лицом. Случайный контакт может воз­никнуть вследствие неудовлетворения сексуальной потребности в связи с вы­нужденной половой абстиненцией (разлука или болезнь одного из супругов). В других случаях он является способом доказать себе свою сексуальную дее­способность и др. Возможны следующие крайние варианты: (1) единичный вне­брачный контакт, имевший место совершенно случайно при стечении опреде­ленных обстоятельств, и (2) частые внебрачные контакты у индивидуума промискуитетного типа, который легко меняет половых партнеров, не имея с ними эмоциональной связи.

2. Эротико-сексуальные приключения — внебрачные сексуальные эпизоды, которые основываются на стремлении к разнообразию, получению нового сек­суального опыта. Помимо сексуального влечения, для изменяющего очень важ­на эротическая привлекательность партнера и нежность как необходимый ком-

понент отношений. Такие контакты дарят обоим партнерам разнообразные переживания, доставляющие много удовольствия. Большое значение в таких отношениях имеют сексуальные игры, в которых партнеры экспериментиру­ют с новым телесным опытом. Эти эротико-сексуальные приключения быва­ют краткими, с отсутствием взаимных обязательств и оставляют после себя приятные воспоминания. Они, как правило, не представляют опасности для супружеского союза каждого из партнеров.

Внебрачные половые контакты, единичные или повторяющиеся, и эроти­ко-сексуальные приключения иногда обозначают как «ситуационные кратков­ременные измены». От них следует отличать продолжительную измену, обо­значаемую как «внебрачная связь».

3. Внебрачная связь характеризуется большой продолжительностью и воз­никновением эмоциональной привязанности. Ей, как и супружеским отноше­ниям, свойственны определенные стадии развития. Эта связь может иметь характер длительных, преимущественно сексуальных отношений либо эмоцио­нальной близости. Наличие внебрачной связи вынуждает изменяющего парт­нера вести так называемую двойную жизнь.

При раскрытии факта измены возможно возникновение нескольких типов реакций:

□ Агрессия. Обманутый партнер прерывает отношения, совместное с су­пругом ведение хозяйства, требует прекращения внебрачной связи и гро­зит разводом. Такое поведение, как правило, характерно для партнера, эмоционально не зависящего от брака. Агрессивный подход вынуждает «изменника» принять решение; если у него еще сохраняется значитель­ная связь с семьей и детьми, то такая постановка вопроса может привес­ти к разрыву внебрачных отношений и возврату в семью.

□ Защита. Обманутый партнер прекращает супружеские отношения только частично. Он ограничивает эмоциональные проявления, а также прояв­ления любви и расположения, но продолжает совместное ведение хозяй­ства и сексуальные отношения, а также использует различные способы удержания партнера в семье (начинает уделять больше внимания своему внешнему виду, организовывает совместный досуг, чтобы супруг(а) при-знал(а) его (или собственную) важность и незаменимость). Партнеру мо­жет предъявляться ультиматум, согласно которому он должен порвать вне­брачную связь в течение определенного срока. Прекращаются разговоры о внебрачном партнере, и пропускается любая информация о нем.

□ Игнорирование. Обманутый партнер делает вид, что не замечает либо не знает об измене, либо ведет себя так, словно ему все равно. Такое пове­дение может быть свойственно партнеру, не испытывающему эмоцио­нальной привязанности к супругу (супруге), в случаях, когда сохранение брачных отношений является выгодным, а также при наличии крайне созависимых и деструктивных отношений и др.

Существует несколько моделей поведения супругов в ситуациях измены: 1. Модель, характерная для брачного партнера, смыслом жизни которого яв­ляется завоевание лиц противоположного пола. С увеличением числа «побед»

растет ощущение собственной ценности и значимости. Люди данного типа за­вязывают кратковременные знакомства, не задумываясь о возможных послед­ствиях. Однако при этом они могут сохранять близкие эмоциональные отно­шения с брачными партнерами. Для взаимодействия в таких семьях характерна следующая цикличность: измена — обнаружение — покаяние — прощение — измена. Инициатором обращения в консультацию в некоторых случаях явля­ется обманутый партнер, в других — сам изменяющий, когда возникает угроза развода.

2. Модель поведения, более характерная для женщин, отличающихся несамо­стоятельностью, незрелостью и склонностью к зависимым отношениям. Они вы­бирают серьезных и стабильных брачных партнеров. В таких семьях секс мо­жет использоваться как средство поощрения или наказания. Измены, как правило, возникают на том этапе семейной жизни, когда женщина вынуждена быть максимально включенной в семейное взаимодействие и заниматься вос­питанием детей. Со стороны супруги появление внебрачных связей, которые могут привести к разрушению семейных отношений, возможно в случае воз­растания материального интереса или стремления приобрести более высокий социальный статус. В консультацию чаще всего обращается отвергнутый партнер.

3. Модель поведения, связанная с ситуациями, когда после случайной измены или непродолжительной сексуальной связи любовник или любовница выступают инициаторами продолжения отношений и пытаются разрушить брак. В некото­рых ситуациях в случае раскрытия факта измены изменивший супруг стремит­ся образовать коалицию с партнером по браку против третьей стороны.

4. Модель, характерная для тех, кто постоянно пытается найти нового, «луч­шего» партнера по браку. Встречается в тех случаях, когда сохранение не удов­летворяющего супругов брака осуществляется за счет непсихологических фак­торов: необходимость растить детей, жилищные проблемы и др.

5. Модель, в которой измены обусловлены усталостью супруга от брака. Вне­брачные связи в таких случаях являются приятной сменой домашней рутины.

6. Модель, основанная на длительных внебрачных связях при доминирующей ценности семейных отношений и стремлении сохранить собственный брачный союз. Внебрачная связь не создает проблем для семейной жизни, не препят­ствует выполнению супружеских и родительских функций. Эмоциональная зависимость от внебрачной связи незначительна: оба партнера рассматривают ее лишь как «дополнительное удовольствие».

Наши рекомендации