Основные направления деятельности практико-ориентированного психолога

Деятельность практико-ориентированного психолога имеет целью оказание психологической помощи или поддержки клиенту. И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун и Н.С.Пряжников в авторском учебном пособии пишут, что «чаще всего под оказанием психологической помощи подразумевают услуги психолога тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации» (с.153). Соглашаясь с таким подходом, мы, кроме того, считаем, что психологическая помощь может быть оказана и тем, кто стремится стать более продуктивным и результативным в своей деятельности и жизнедеятельности.

В этическом кодексе Российского психологического общества (РПО) используется понятие «психологическая поддержка», которая определяется как система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентаций и самосознания, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной карьеры. Психологическая поддержка, как отмечают разработчики Этического кодекса РПО, осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Большинство специалистов в качестве основных видов психологической помощи и поддержки рассматривают психотерапию и психологическое консультирование, а также психопрофилактику, психологическое просвещение, индивидуальную и групповую психотерапию, тренинги и др.

Нам предстоит последовательно рассмотреть основные направления деятельности практико-ориентированного психолога, представленные в подходе Г.С.Абрамовой:

  • психопрофилактику, психогигиену и психологическое просвещение,
  • психологическую диагностику,
  • психокоррекцию,
  • психологическое консультирование,
  • психотерапию.

В ходе данной лекции остановимся на характеристике психопрофилактики, психогигиены и психологического просвещения.

4. Психогигиена и психопрофилактика – два взаимосвязанных направления. Психогигиена - область практической психологии, в рамках которой разрабатываются формы и методы специальной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и соматических заболеваний и оказания помощи в кризисных ситуациях (производственного, семейного, учебного и пр.). Психопрофилактика - система предупредительных мер, призванная обеспечить эффективное функционирование человека, группы, организации.

Задачами психопрофилактики являются снижение угрозы дезадаптации человека в социуме и количества психосоматических заболеваний; содействие успешному функционированию человека, сохранение психического здоровья. Отметить, что психическое здоровье понимается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

Критериями психического здоровья являются следующие:

1. Соответствие субъективных образов отображаемым объектам действительности и характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

2. Адаптивность в микросоциальных отношениях;

3. Адекватность возрасту уровня зрелости личностной, эмоционально-волевой и познавательной сфер;

4. Способность управлять своим поведением; разумно планировать жизненные цели и поддерживать активность в их достижении

Профилактика нарушений психического здоровья в организациях предполагает:

1) помощь в адаптации тем, кто только начал включаться в новую социальную систему («новичкам»);

2) создание условий для нормального функционирования обучающихся или работающих в организации;

3) подготовку членов коллектива к изменениям и введению новых подходов в работу.

Осознание значимости психического здоровья по фактору состоялось в 1948 г., когда была создана Всемирная федерация психического здоровья, которая собирает информацию о состоянии психического здоровья населения, разрабатывает основы и концепции психического здоровья. В частности исследованиями данной организации установлено, что за ХХ век частота нервно-психических заболеваний увеличилась в 4 раза. Расстройства личности встречаются у 40% населения.

Психологическое просвещение.Психологическое про­свещение — это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологиче­ских знаний. Психоло­гическое просвещение зачастую рассматривают как первичная форма приобще­ния людей к психологическому познанию. Психологическое просвещение имеет различные формы, типы и способы своей реализации. С точки зре­ния подхода к психологическому просвещению как пси­хологической практике имеет смысл остановиться на та­ких типах психологического просвещения, которые обу­словлены, с одной стороны, степенью количественного охвата населения, с другой — степенью технической опосредованности этой деятельности.

Психологическое просве­щение может осуществляться как в форме массовых акций, так и в форме непосредственных контактов. Чаще всего трудно оценить эффективность массового психологического просвещения. В психологическом просвещении, осуществляемом в непосредственном контакте, можно говорить об его эффективности или неэффективности, т.к. здесь можно вычленить момент психологическо­го воздействия на клиента и отследить его реакцию. Та­кого рода психологическое просвещение, безусловно, является психологической практикой, а также важным моментом других психопрактик: психотерапии, консуль­тирования, тренингов.

Примером психологического просвещения является выступление психолога на родительском собрании, где он информирует родителей о возрастных психологических особенностях детей, дает рекомендации по оптимизации межличностных отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещения.

Другим примером может стать публикация статей по психологической проблематике в современных журналах: как справляться со стрессами, как стать уверенной в общении с другими (в том числе представителями противоположного пола) и т.д. Сейчас весьма популярны приглашения психологов для участия в телевизионных передачах в качестве эксперта, где он оценивает и объясняет поведение людей в той или иной ситуации, дает рекомендации. Все эти моменты, безусловно, можно рассматривать как психологическое просвещение.

Функцию психологического просвещения выполняет так называемая поп-психология.

Юревич пишет, что поп-психология переводит знания научной психологии в простую, доступную для него форму и к тому же стремится преподнести это знание в наиболее интересном для него виде, выступая, таким образом, «зоной пиара» научной психологии, где массовый интерес к ней удовлетворяется более успешно, чем на «территории» самой психологической науки.

Рассмотрим отличия поп-психологии от ака­демической психологии. Они состоят в язы­ке, на котором преподносится психологи­ческое знание, в основных точках опоры при его построении, в его адресате, в представлениях об области возможного, в способах доказательства и верификации утверждений, в базовых установках и т.д.

1) Язык академической психологии хотя и не формализован в такой степени, как язык физики или математики, но пестрит слож­ными терминами, в то время как язык поп-психологии мало отличается от обы­денного языка и поэтому понятен обыва­телю.

2) Адресатом академической психоло­гии служит научное психологическое со­общество, адресатом поп-психологии — «че­ловек с улицы», не имеющий профессио­нальных психологических познаний.

3) Для академической психологии область воз­можного ограничена научными представ­лениями о мире, для поп-психологии — практически не ограничена.

4) Академичес­кая психология опирается на научную пси­хологическую литературу, накопленные в психологической науке данные и ее тради­ции, а поп-психология, хотя иногда и от­дает должное этим данным и теориям на­учной психологии, при этом сильно упро­щая их, все же имеет основные точки опо­ры в личном опыте авторов поп-текстов.

4) Академическая психология уделяет пер­востепенное внимание доказательству и ве­рификации утверждений, которые осуще­ствляются в соответствии с принятыми в науке стандартами (хотя эти стандарты и различаются в рамках разных исследова­тельских традиций, например, в естествен­нонаучной и гуманитарной парадигмах), в то время как и поп-психологических тек­стах подобная верификация, как правило, вообще отсутствует.

5) Для поп-психологии характерна установка «зачем ждать?» пока академическая и практическая психология накопят знание, достаточное для психологической помощи человеку, когда помочь ему можно и на основе имеющегося знания, заполняя существующие пробелы здравым смыслом и т.п.

6) Поп-психология в отличие от академической психологии характеризуется прагматической установкой на решение психологических проблем, возникающих у читателей поп-психологических текстов, совершенствовании их психологических навыков, развитие их общей психологической культуры.

7) Для поп-психологии характерна перспектива, которую можно условно назвать экзистенциальной, направленность на расширение представления человека о своих психологических возможностях, выработку им собственной жизненной философии и т.п., в то время как академическая психология реализует более свойственную науке инструментальную перспективу.

8) Наконец, поп-психология, как правило, дает однозначные интерпретации обсуждаемых проблем и однозначные рецепты их решения, в то время как для научной психологии ха­рактерны множественные объяснения изучаемых ею явлений и гипотетический характер этих объяснений. Как известно, научное знание развивается путем подтверждения или опровержения гипотез (это подчеркивают К. Поппер и другие наиболее известные представители философской методологии науки), а читающему поп-психологические книги «человеку с улицы», как и человеку, приходящему к врачу, нужны не гипотезы, а однозначные рецепты, такие как «научитесь отличать то, что вам нужно, от того, что вам хочется» [11; 97], «главное, чтобы ваша мысль была изложена четко, понятно и убедительно»

Другие направления психологической практики мы рассмотрим в следующих лекциях.

Выводы по лекции:

  1. По характеру связи между субъектом и объектом деятельность разделяется на практическую (воздействие) и познавательную (восприятие). Выделение психологии как науки производится по признаку преобладания познавательного аспекта. Для психологической практики характерно преобладание практического аспекта
  2. Субъектом психологии как практики является прак­тический психолог или индивид, владеющий необходи­мыми знаниями и умениями.

Объектом психологической практики являются социальные объекты, т.е. люди и их группы, объединения, общности.

Предмет (специфический) - психическая реальность как совокупность психических явлений.

  1. Основными направлениями психологии как практики являются: психопрофилактика, психогигиена, психологическое просвещение, психодиагностика, психокоррекция, психотерапия.
  2. Психогигиена - область практической психологии, в рамках которой разрабатываются формы и методы специальной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и соматических заболеваний и оказания помощи в кризисных ситуациях (производственного, семейного, учебного и пр.).
  3. Психопрофилактика - система предупредительных мер, призванная обеспечить эффективное функционирование человека, группы, организации.
  4. Психологическое просвещение - это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является распространение психологиче­ских знаний.
  5. Функцию психологического просвещения успешно реализует поп-психология, представленная популярными изданиями для массового потребления.

Вопросы для контроля освоения лекционного материала:

1. В чем существенные различия психологической науки и практики как деятельности?

2. Каково значение понятия «прикладная психология»? Как прикладная психология соотносится с психологической практикой и психологической наукой?

3. В чем различия предметов психиатрии и психологической практики?

4. Перечислите направления практико-ориентированной психологии.

5. Дайте характеристику психогигиены и психопрофилактики. Приведите примеры.

6. К какому виду психологической практики относятся публикации популярных статей на психологическую тематику в современных молодежных журналах? Приведите собственные примеры.

Наши рекомендации