Тема 4.3. Основные техники и технологии установления контакта с потребителем - партнером по общению
Ситуативное наблюдение и его роль в создание первого впечатление при изучении личности потребителя. Осуществление обратной связи как проявление эмпатии. Установление перцептивной модальности для экспетации (ожидания) и установление общительности потребителя с психодиагностом.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Что означают следующие понятия:
- окно Джохари;
- открытая зона (I);
- слепая зона (II);
- скрытая зона (III);
- неизвестная зона (IV).
2. За счёт каких техник и методик обеспечиваются способы понимания потребителя?
3. В чём суть социальной стереотипизации.
4.Восприятие. Общие понятия о восприятии.
5. Общие закономерности восприятия.
Литература
Основная: (1 – 3).
Дополнительная: (1 – 6).
Методические рекомендации к РАЗДЕЛУ 4.
Диагностика личности должна строиться на ясных и точных представлениях о сущности этого явления. Феномен личности существует и относится в психологической науке к числу базовых объектов исследования. Проблема объективного определения сущности личности, ее интерпретации является одной из труднейших. «Личность – явление столь всеобъемлющее, что описать крайне сложно».
Категории личности посвящено множество теорий; собран огромный экспериментальный материал: теоретические посылки, интерпретация эмпирических фактов, представления о структуре и ведущих параметрах личности.
Сказанное именно непосредственно отношение к проблеме диагностики личности, так как, лишь решив теоретическую проблему определения понятия, можно искать измерительные инструменты. Обратная тенденция – определения через результаты измерений несостоятельна и может быть опасной, когда касается личности. Эти замечания следует иметь в виду при обсуждении некоторых методик личностной диагностики и их психометрических характеристик.
В отечественной психологии реальным базисом личности человека признается совокупность его общественных отношений, реализуемых через многообразие деятельностей. Общество рассматривается не просто некоторой внешней средой личности. Она объективно включена в систему общественных отношений, и этим определяется формирование структуры личности, образуемой комплексом свойств- мотивов, стремлений, установок, привычек и т.д. Но детерминированность личности общественными отношениями не означает, что она является их пассивным слепком. Как включение личности в систему отношений, так и ее участие в них может осуществляется только как активный процесс. Формируясь, личность сама начинает определять развитие всех психических феноменов человека.
Личностные опросники (стандартизированные самоотчеты)- это совокупность методических средств, используемых для выявления и оценки отдельных свойств и проявлений личности.
К настоящему времени создано огромное число личностных опросников самых различных типов. При разработки личностных опросников различия в подходах проявляются в формировке, компоновке, отборе и группировке вопросов.
Все многообразие личностных опросников может быть классифицировано в следующем виде:
1) типологические опросники;
2) опросники черт личности;
3) опросники мотивов;
4) опросники интересов;
5) опросники ценностей;
6) опросники установок ( аттитюдов).
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Вариант задания студент определяет по последней цифре присвоенного ему шифра.
Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо предварительно выполнить подборку литературы теоретического и практического характера, указанную в методических рекомендациях.
Это объясняется появлением в последние годы большого количества изданий, не соответствующих статусу научных.
При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:
1. Четко и правильно переписать задания контрольной работы по своему варианту. Работа, выполненная по другому варианту, возвращается без проверки.
2. Содержание ответов должно быть логичным и аргументированным, полностью раскрывающим суть вопроса. Объем контрольной работы составляет 20-24 страницы ученической тетради или 18-20 страниц печатного текста.
3. Страницы работы нумеруются и оставляются поля для замечаний рецензента.
4. Практическая часть ответа содержит приложения: тесты методик, с обязательным указанием литературного источника; бланки ответов; интерпретация результатов; анализ и коррекция психодиагностического исследования.
5. В конце работы необходимо указать дату выполнения и поставить личную подпись студента.
6. На последней странице список используемой литературы.
Варианты контрольной работы
Вариант 1.
1. Каково место и значение дисциплины «Психологическая диагностика» во всей психологии, что является предметом её исследования и изучения, как она связана с другими областями психологии и практикой.
2. Темперамент. Определение, свойства и типы темперамента. Проведите психодиагностическое исследование (индивидуальное или групповое) по определению типов темперамента по Г. Айзенку.
Вариант 2
1. В чем специфика психодиагностического обследования в медико–психологическом, психолого–педагогическом, профконсультационном направлениях.
2. Тревожность. Диагностика и корреляция личностной тревожности.
Вариант 3.
1. Что такое психодиагностический метод, их классификация.
2. Психодиагностика и психоконсультирование.
Вариант 4.
1. Надежность психодиагностических методик. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения.
2. Значение психодиагностики в изменении представлений об интеллекте.
Вариант 5.
1. Раскройте значение понятия «валидность» в психодиагностике. Важнейшие составляющие валидности. Виды валидности. Критерии валидности.
2. Самооценка личности. Диагностика и корреляция.
Вариант 6.
1. Метод тестов. Особенности применения группового и индивидуального тестирования.
2. Методы социально-психологического тренинга.
Вариант 7.
1. Психология способностей. Основные понятия и определения. Задатки.
2. Раскройте характеристику методов психологического воздействия.
Вариант 8.
1. Психодиагностические методики по определению характерологических черт и психологических свойств личности.
2. Диагностика и определение коммуникативных и организаторских способностей личности.
Вариант 9.
1. Психология общения. Развитие способностей к общению.
2. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF.
Вариант 10.
1.Психофизиологические методы.
2. Морально- этические проблемы в работе психодиагноста.