Ответный бланк (Тест Тимоти Лири)
1. + 33. + 65. + 97. +
2. + 34. + 66. + 98. +
3. + 35. + 67. + 99. +
4. + 36. + 68. + 100. + 1-я шкала
5. + 37. + 69. + 101. +
6. + 38. + 70. + 102. +
7. + 39. + 71. + 103. +
8. + 40. + 72. + 104. + 2-я шкала
9. + 41. + 73. + 105. +
10. + 42. + 74. + 106. +
11. + 43. + 75. + 107. +
12. + 44. + 76. + 108. + 3-я шкала
13. + 45. + 77. + 109. +
14. + 46. + 78. + 110. +
15. + 47. + 79. + 111. +
16. + 48. + 80. + 112. + 4-я шкала
17. + 49. + 81. + 113. +
18. + 50. + 82. + 114. +
19. + 51. + 83. + 115. +
20. + 52. + 84. + 116. + 5-я шкала
21. + 53. + 85. + 117. +
22. + 54. + 86. + 118. +
23. + 55. + 87. + 119. +
24. + 56. + 88. + 120. + 6-я шкала
25. + 57. + 89. + 121. +
26. + 58. + 90. + 122. +
27. + 59. + 91. + 123. +
28. + 60. + 92. + 124. + 7-я шкала
29. + 61. + 93. + 125. +
30. + 62. + 94. + 126. +
31. + 63. + 95. + 127. +
32. + 64. + 96. + 128. + 8-я шкала
Баллы
16 Активные свойства Реактивные свойства
0
Шкалы
Сделайте соответствующие выводы.
Работа № 5
Описание поведения
(Тест К.Томаса)
Вводные замечания. Тест К.Томаса адаптирован Н.В.Гришиной и предназначен для изучения предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас в своем подходе к изучению конфликтных явлений делал акцент на изменение традиционного отношения к конфликтам. Считается, что на ранних стадиях конфликт можно разрешить или элиминировать (устранить), т.е. цель являлась достигнутой, когда удавалось достичь некоторого бесконфликтного состояния, когда люди работали бы в полной гармонии. Однако в последнее время вопрос разрешения конфликта специалистами был пересмотрен. Это вызвано тем, что невозможно полностью элиминировать конфликт и тем, что, по мнению специалистов, конфликт имеет позитивную функцию. Поэтому акценты сделаны не в сторону элиминации конфликта, а в сторону управления им. В связи с этим, Томас концентрирует внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, где основополагающими являются кооперация, что подразумевает внимание к интересам других людей, вовлечённых в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум способам измерения Томас выделяет пять способов регулирования конфликтов:
1. Тактика конкуренции, соперничество, высокая напористость и низкая выраженность партнёрства, стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого человека.
2. Тактика приспособления, низкая напористость и высокое стремление к партнёрству, означает принесение в жертву собственных интересов ради сохранения интересов другого человека. Готовность уступить.
3. Компромисс. Средние значения напористости и партнёрства.
4. Тактика избегание, низкая напористость и низкий уровень партнёрства, для которой характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Томас считает, что при конфликте ни одна из сторон не достигает успеха при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки.
5. Тактика сотрудничества, высокие значения напористости и партнерства, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон, при этом обе стороны оказываются в выигрыше.
Цель занятия. Определить способ регулирования конфликтов.
Порядок работы. В тесте выберите одно из утверждений (А или Б).
Используя ключ, занесите полученные данные в «окна» на графике.
В опроснике Томас описывает каждый из пяти перечисленных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Пять способов регулирования конфликтов (по К. Томасу).
|
| |||||
Стратегия
|
кооперации
|
|
интересам другого)
Стратегия напористости
(внимание к своим интересам)
Выводы. Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, даёт представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Тест можно использовать при групповых обследованиях и индивидуально.
Текс опросника
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учётом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы в другом добиться своего.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твёрдо стараюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжённости.
16. А. Я стараюсь не задевать чувств другого.
Б. Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.
18. А. Я дам возможность собеседнику настоять на своём, если это сделает его счастливым.
Б. Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задевать чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.