Тема 9. Тест Люшера, тематический апперцепционный тест (ТАТ)
Задание: выберите правильные ответы к указанным вопросам.
9.1. Общее понятие
№ | Вопросы | Ответы |
9.1.1. | Тест Люшера. | |
9.1.2. | ТАТ. | |
1. Проективная методика исследования личности, основанная на субъективном предпочтении цветовых стимулов. 2. Проективная методика исследования личности, основанная на интерпретации стандартного набора черно-белых картин ( 30 картин и 1 пустая таблица). |
9.2.Структура
№ | Вопросы | Ответы |
9.2.1. | Тест Люшера. | |
9.2.2. | ТАТ. | |
3. Стимульный материал теста состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. 4. Стимульный материал составляет набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин и одна пустая таблица. 5. Полный набор из 73 квадратов 25 различных цветов и оттенков (обычно используют набор из 8 квадратов). 6. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. 7. Основными цветами считаются: синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными - фиолетовый, коричневый, черный и серый. 8. Каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок исследуемого в сфере семейных отношений. |
9.3. Процедура проведения
№ | Вопросы | Ответы |
9.3.1. | Тест Люшера. | |
9.3.2. | ТАТ. | |
9. Упрощенная процедура сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся , приятный. 10. Обследуемому предъявляется в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста. 11. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. 12. Обследование проводится в два этапа по 10 картин за один сеанс. 13. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. 14. Предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица и т.д. 15. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый - предпочитаемыми, пятый и шестой - нейтральными, а седьмой, восьмой - вызывающими антипатию и негативное отношение. |
9.4. Анализ получаемых данных.
№ | Вопросы | Ответы |
9.4.1. | Тест Люшера. | |
9.4.2. | ТАТ. | |
16. Психологическая интерпретация опирается на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например, красный - стремление к власти, доминированию; зеленый - упорство, настойчивость и т.д. 17. Анализ рассказов строится следующим образом: n нахождение «героя», с которым обследуемый идентифицируется; n определение важнейших характеристик «героя» - его чувства, желания, стремлений, или по терминологии Г. Мюррея, «потребностей». 18. Считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. 19. Также выявляются «давления» среды, т.е. силы, воздействующей на «героя» извне. 20. Выделяются функциональные позиции, занимаемые конкретным цветом, Например, первые две позиции ряда оцениваются как определяющие цели индивида и способы их достижения, а две последние - подавляемые потребности и т.д. 21. Сравнительная оценка сил, исходящих от «героя» и сил, идущих из среды. Сочетание этих переменных образуют «тему» или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. |
Литература
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С. 72-78; 137-139.
Оценивание ответа
Оценка | Баллы |
Отлично | 18 и более |
Хорошо | 15-17 |
Удовлетворительно | 11-14 |
Неудовлетворительно | 10 и менее |
Тема 10. Опросники
Задание: выберите правильные ответы к указанным вопросам.
Сущность
№ | Вопросы | Ответы |
10.1.1. | Опросник интересов Э. Стронга. | |
10.1.2. | Опросник установок Л. Тэрстоуна и Е. Чейва. | |
1. Выявляется 4 «параметра» измеряемого свойства: n сходство данного свойства у обследуемого со свойствами лиц, достигших успехов в определенной профессии (той, что касается задания); n сходство свойства с типично женскими и мужскими; n степень зрелости свойства; n степень профессиональной подготовки обследуемого. 2. Суть разработки опросника сводится к следующему: n выбор свойства, подлежащего измерению; n сбор большого количества высказываний по существу измеряемого свойства; n оценка значительной группы экспертов каждого из окончательно отобранных высказываний по шкале (обычно 11 - балльной). 3. Теоретической посылкой опросника являлось предположение о том, что представители определенных профессиональных групп обладают сходными свойствами. 4. Различия обнаруживаются при сравнении ответов на одни и те же вопросы представителей данной профессиональной группы с «людьми вообще». 5. Данные о надежности и валидности очень незначительны. В нашей стране эти опросники использовались в социально-психологических и социологических исследованиях (В.А. Ядов, 1972.) 6. Сведений об использовании в России не имеется. |
Литература
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – С.93-96.
Оценивание ответа