Правила ведения переговоров по спорным проблемам

Составные части процесса переговоров. В основе переговоров ле­жит стремление урегулировать конфликт, противоречие. Однако сам по себе конфликт — это еще не предмет переговоров. Пег^е^^вщы есть процесс взаимосогласованных действий сторон урегулирова­ния конфликта с целью установления меры соответствия и Мёды несоответствия их позиций. Переговоры выполняют определенные функции. Среди них:

• информационно-коммуникационная;

• регулирующая;

• контролирующая;





Правила ведения переговоров по спорным проблемам - student2.ru Правила ведения переговоров по спорным проблемам - student2.ru • совместное решение проблемы.

Переговоры представляют собой, в первую очередь, совмест­ную с партнером деятельность, предполагающую отношения в си­стеме субъект—субъект (а не субъект—объект). При этом необходи­мо учитывать несколько важных моментов. Во-первых, переговоры означают взаимодействие субъектов, каждый из которых обладает своими целями, интересами, намерениями. Во-вторых, деятельность на переговорах имеет совместный характер. В-третьих, интересы участников переговоров частично совпадают и частично расходят­ся. В-четвертых, неоднородный по своим задачам процесс перего­воров состоит из нескольких этапов:

• подготовки к переговорам;

• непосредственного процесса их ведения;

• анализа результатов переговоров и выполнения достигнутой договоренности.

Очень важным является подготовительный этап переговоров,от которого зависят и результат, и сам процесс переговоров: будут ли переговоры длительными, конфликтными или они пройдут быст­ро, без срывов. Подготовительным этапом должны быть обеспече­ны решение организационных вопросов и проработка основного содержания переговоров.

К организационным вопросам обычно относят определение вре­мени и места встречи, формирование количественного и качествен­ного состава ее участников с каждой стороны. Переговоры обычно длятся полтора-два часа. Необходимо помнить, что первый спад активности наступает примерно через 35 мин. Следует заранее рас­смотреть вопрос формирования состава делегации, глава которой должен быть компетентен по существу предлагаемых к обсуждению вопросов. Кроме организационных вопросов очень важна проработ­ка основного содержания переговоров. Имеются в виду:

• анализ проблемы (альтернативы решения);

• формулирование общего подхода к переговорам, целей, задач и собственной позиции на них;

• определение возможных вариантов решения;

• подготовка предложений и их аргументация;

• составление необходимых документов и материалов.
Переговорный процесссостоит из трех последовательных стадий:

1) взаимного уточнения интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;

2) их обсуждения (выдвижения аргументов в обоснование своих взглядов и предложений);

3) согласования позиций и выработки договоренностей.

На первой стадии необходимо выяснить точки зрения друг друга и обсудить их. Можно рассматривать переговоры как процесс сня-

тия информационной неопределенности путем постепенного уяс­нения позиций друг друга. При ведении переговоров по спорным проблемам предлагается воспользоваться следующими рекоменда­циями:

• целесообразнее сказать мало, чем слишком много;

• мысли должны быть четко сформулированы;

• короткие предложения (не более 20 слов) лучше осмыслива­ются;

• речь должна быть фонетически доступна;

• смысловую нагрузку несут не только слова, но и темп, гром­кость, тон и модуляция речи — лакмусовой бумажки вашего состо­яния, уверенности, достоверности информации;

• демонстрируйте собеседнику, что вы внимательно слушаете его;

• сосредоточьтесь на логичности высказываний партнера по пе­реговорам;

• следите за основной мыслью, не отвлекайтесь на детали;

• не нужно перебивать говорящего, вести во время его выступ­ления диалог со своими коллегами;

• важно выразить понимание речи и одобрительное отношение к партнеру, не делая поспешных выводов из его выступлений.

Вторая стадия процесса переговоров, как правило, направлена на то, чтобы максимально реализовать собственную позицию. Она особенно важна, если стороны ориентируются на решение про­блем путем торга. При обсуждении позиций существенное значе­ние приобретает аргументация, которая обычно показывает, на что та или иная сторона может пойти и почему, на какие уступки со­гласиться.

На третьей стадии выявляются фазы согласования позиций: сна­чала общая формула, затем детализация. Под детализацией пони­мают выработку окончательного варианта готового решения (в том числе какого-либо документа).

Техника переговоровподразумевает выбор подхода к их ведению и типа принимаемого на них решения. Существуют два основных метода ведения переговоров:

• метод позиционного торга;

• метод принципиальных переговоров.
Суть метода позиционного торга заключается в том, что занима-

тся позиции, которые затем уступаются в некоторой последова-ельности. Начинается торг с изложения исходных позиций, пред-олагающих весьма значительное завышение первоначальных ребований. Выдвигается крайняя позиция, которую упорно отста-вают путем небольших уступок. Чем более жесткую позицию за-имает сторона, участвующая в переговорах, и чем нёзначитель ее ее уступки, тем больше времени и усилий потребуется, ЧТОЙМ





Правила ведения переговоров по спорным проблемам - student2.ru обнаружить, возможно соглашение или нет. В целом этот метод ма­лопродуктивен, поскольку характеризуется непредсказуемостью ре­зультата, большими затратами времени, возможностью ухудшения взаимоотношений с партнерами и, соответственно, вероятностью отказа от сотрудничества в будущем.

Метод принципиальных переговоров, разработанный в Гарвар­дском университете США и подробно описанный в книге Р. Фише­ра и У. Юри «Путь к согласию, или Переговоры без поражения», состоит в том, что партнеры не торгуются по поводу того, на что может пойти или не пойти каждая из сторон, а исходят из сути дела и стремятся найти взаимную выгоду там, где это возможно, а там, где их интересы не совпадают, добиваются такого результата, который был бы обоснован справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Главное в таких переговорах — принятие удовлетворяющего стороны решения проблемы, основанного на партнерских взаимоотношениях равноправных субъектов.

Проблемное поле переговоров. Вступая в переговоры по спорным проблемам, необходимо определить первопричину, приведшую к этим проблемам. Выделяется такая экспозиция конфликта, как пре­тензии и притязания. Претензии и притязания представляют собой требования одновременно и к ситуации (к динамике ее измене­ния), и к действиям партнера-соперника. Притязание формулирует в себе заявку на изменение или сохранение определенного положе­ния, а претензии — требования к действиям оппонента по отноше­нию к данной ситуации. Таким образом, конфликтная ситуация начинает детализироваться в предметных требованиях и персони­фицироваться в требованиях к сопернику.

Для анализа конфликта все уровни взаимных претензий и при­тязаний должны быть учтены. Конфликт становится более много­слойным, в нем высвечиваются объективные (требования к объек­ту) и субъективные (требования к субъекту) составляющие.

Выявление системы требований не дает полного представления предмета переговоров. Это связано с тем, что не все указанные требования одной стороны могут быть приняты другой стороной в качестве предмета для обсуждения. Всякое прямое утверждение об общезначимости своих собственных претензий и притязаний как предмета для обсуждения обыкновенно наталкивается на такой же прямой отказ со стороны оппонента. Поэтому формулирование пре­тензий и притязаний — это еще не формулирование позиции.

Позиция формируется из претензий и притязаний сторон, но не путем прямого декларирования, а методом формирования паке­та предложений, торгов по ним и, соответственно, принятия этих пакетов как согласованного решения после необходимых взаимных уступок. В этом случае, можно считать, переговоры уже начались и

начались успешно, ибо в их основании — компромисс, а не конф­ронтация и силовое давление.

Начало переговоров знаменует готовность обсуждать предложе­ния оппонентов. Претензии и притязания при этом становятся неяв­ными требованиями, явные формулируются в предложениях. Такой результат позволяет добиться очень многого. Во-первых, снимается налет субъективизма и произвола в претензиях и притязаниях сто­рон. В отличие от них предложения даются вместе с обоснованиями и оценками. Во-вторых, стороны знакомятся более полно с пози­циями друг друга. И, в-третьих, меняется сама тональность перего­ворного процесса.

Если на уровне претензий и притязаний тональность перегово­ров выражается в требованиях к партнеру, которые часто имеют императивный, безапелляционный характер, то на уровне предло­жений она приобретает форму взаимного консультирования. Одна­ко это не означает, что переговоры должны миновать стадию пре­тензий и притязаний. Данная стадия важна, именно на ней стороны раскрывают свои намерения противоположной стороне. Если такая стадия не пройдена, она оставляет противника свободным в выбо­ре объяснения мотивов действия противной стороны. Чем полнее оппонент информирован о действительных мотивах тех или иных действий своего партнера, тем реальнее прочное соглашение. Сле­довательно, предъявление претензий и притязаний — важная часть переговорного процесса, которая к тому же содержит в себе неко­торые функции доброкачественности результата.

Суммируя сказанное, можно сформулировать общее представ­ление о предмете переговоров, несмотря на то, что на разных этапах в него входят различные намерения и интересы, притязания и пре­тензии, пакеты предложений и характеристики положений. Пред­метом переговоров является список согласованных предложений из пакетов участников переговорного процесса.

Проблемное поле переговоров, будучи системой, одновремен­
но представляет собой выражение переговорного процесса, его ме­
ханизм. По отношению к нему оппоненты имеют разные претеп 1ИИ
и притязания. Это конфликтное измерение их взаимодействии I
структивный характер проблемное поле приобретает гогди I
стороны вносят сначала отдельные предложения, а и
предложений по урегулированию конфликта. Формщ"
пакета предложений означает, что они взаимно прими
суждению спорные вопросы и варианты ич \щ\\\
переговоров, позиции сторон и процедура
мируют проблемное поле переговорен
ние предмета переговоров, позиции « ю|
ров и множества пропозиции пинт.... .................................. ....

Правила ведения переговоров по спорным проблемам - student2.ru Проблемных полей в переговорном процессе столько же, сколько участников (субъектов) обсуждения предмета переговоров.

В процессе переговоров поведение участников может соответство­вать трем различным подходам.

Первый подход отвечает идее противоречия сторон. Стороны за­нимают жесткую позицию и не желают понять друг друга, выслу­шать точку зрения оппонента. Участники переговоров пытаются отстоять свои собственные ранее утвержденные позиции. Они не договорились об общем предмете переговоров и не приняли проце­дурных правил. В таких переговорах каждый участник не склонен считаться с партнерами и настроен упрямо отстаивать свою пози­цию. Основной целью каждого участника переговоров будет стрем­ление победить, причем победить любыми средствами. В перегово­рах станет доминировать жесткий, твердый стиль. В манере переговоров окажутся приемлемыми различные нелояльные сред­ства. Общая мораль переговорного процесса сведется к принципу «цель оправдывает средства». Возможный исход — победа одного и подавление другого. Результат таких переговоров не может быть проч­ным, он подвергнется немедленному разрушению при изменив­шихся обстоятельствах. Можно сказать, что в такого рода поединке проигрывают оба партнера, а сам характер переговоров оказывает­ся деструктивным.

Второй подход к поведению участников переговоров можно счи­тать противоположностью первого. Стороны занимают дружелюб­ные позиции. Более слабая сторона ожидает от партнера по перего­ворам толерантного к себе отношения и ведет себя фактически заискивающе. Проблемные поля переговоров совпадают полностью. Такие переговоры характеризуются мягким стилем, в них отсут­ствует силовое давление. Однако конструктивными их все же не назовешь. Обусловлено это тем, что по своей природе переговоры, основанные на совпадающих проблемных полях, являются либо терминологическим спором, либо игрой и ритуалом, либо явным выражением конъюнктуры. Результат таких переговоров — чаще всего сами переговоры. Они используются для затягивания времени, ре­шения посторонних задач или, в лучшем случае, достижения тер­минологической ясности. Моральное кредо подобного рода перего­ворной деятельности — «Принципиальность превыше всего!» На практике столь формальный подход встречается редко.

Третий подход к переговорному процессу основан на понима­нии сторонами необходимости поиска взаимоприемлемых реше­ний. Участники переговоров совместно анализируют ситуацию, ищут такие решения, которые в максимальной степени отвечали бы ин­тересам обеих сторон. Такой подход может быть назван партнер­ским. Он наиболее продуктивен и конструктивен, в нем доминируют

деловая принципиальность, твердый, но не жесткий стиль, лояль­ные манеры, более высокий уровень доверия между сторонами.

В основе поведения участников переговоров лежат совместный анализ проблемы и принципы «разумного эгоизма»: тщательный анализ интересов; собственные интересы реализуются полнее, если и партнер достигает своих интересов.

На практике трудно встретить «чистые» варианты описанных выше подходов. Скорее можно говорить о преимущественной ори­ентации участников переговоров на один из них. И все же в урегу­лировании конфликтов, улаживании деловых отношений преобла­дает развитие конструктивных партнерских связей.

Стили ведения переговоров. Вопрос о том, что служит определя­ющей характеристикой переговоров, является важным и неодно­значным. Важность его связана с тем, что в любом деле практичес­ки всегда необходимо выделять главное звено и второстепенные моменты. Вступая в переговоры, нужно отдавать себе отчет в том, за что следует бороться, а чем можно в тех или иных случаях и поступиться. Это, в свою очередь, предопределяет набор соответ­ствующих средств, методов и сценариев.

Определение степени твердости и гибкости прямо связано с осмыслением того, какого стиля ведения переговоров следует при­держиваться. Надо ли вести свою линию жестко, ориентироваться ли на противоборство, добиваясь консенсуса в паритете силы, или же нужно сразу настроиться на сотрудничество? Будет ли стиль свя­зан с достижением принципиальной ясности переговоров, либо он сведется к мелочным придиркам к форме и протоколу? Эти вопро­сы не второстепенные, так как внезапные изменения стиля пере­говоров характеризуют недоброкачественность отстаиваемой пози­ции, неуравновешенность партнера, его низкую культуру делового общения. Тот или иной стиль должен быть мотивирован целями переговоров и конкретно складывающимися условиями. Проявле­ние жесткости, к примеру, ни в коем случае не следует связывать с всплеском эмоций, предвзятостью к партнеру и т.п. Мягкий же стиль не может применяться как следствие неудавшегося давления, ус­тупки силе, заигрывания.

Вопрос о том, почему неоднозначна характеристика стиля де­лового общения, обусловлен тем, что практически все компонен­ты процесса переговоров оказывают на него соответствующее вли яние. Можно выделить пять основных элементов, из которых складываются отношения между сторонами, и дать ряд рекоменда­ций относительно того, как сделать, чтобы они использовались наиболее эффективно.

I. Рациональность. Необходимо вести себя рационально, если даже другая сторона проявляет эмоции. Неконтролируемые

Правила ведения переговоров по спорным проблемам - student2.ru Правила ведения переговоров по спорным проблемам - student2.ru эмоции отрицательно сказываются на процессе принятия решений.

2. Понимание. Необходимо стараться понять партнера. Невнима­ние к его точке зрения ограничивает возможность выработки взаимоприемлемых решений.

3. Достоверность. Не следует давать ложной информации; если это делает противоположная сторона, такое поведение ос­лабляет силу ее аргументации, затрудняя в дальнейшем взаи­модействие участвующих в переговорах сторон.

4. Следует избегать поучительного тона. Не стоит поучать парт­нера. Желательно быть открытым для его аргументов и поста­раться в свою очередь убедить его.

5. Принятие. Необходимо понять другую сторону и быть откры­тым, для того чтобы узнать нечто новое от партнера.

Общей характеристикой делового стиля является ориентирован­ность на получение конструктивного результата, связанного с об­суждением спорного положения. Конструктивным считается такой результат переговоров, который складывается из оптимального ком­бинирования предметных полей переговоров всех участников пере­говорного процесса. Это, соответственно, характеризует и то, что называется конструктивной переговорной деятельностью. Таковой будут любые формы взаимодействия по обсуждению спорного по­ложения, которые направлены на достижение оптимального ком­бинирования всех предметных полей переговоров.

В отличие от конструктивного силовой стиль переговоров пред­полагает в качестве результата подавление или подчинение одной из позиций и торжество другой. Разновидности силового стиля — твердый (конфликтный) стиль и борьба (конфронтация) — указы­вают лишь на меру конфликтности, связанную с пределами допус­тимых действий. Альтернативами силового стиля являются мягкий стиль и сотрудничество. Они позволяют достигнуть соглашения не оптимизацией конструктивных результатов, а компромиссами, ма­неврами позиций, соглашениями.

Существует общепринятый критерий, которому нет пока удов­летворительного названия. Он позволяет отличать переговоры, осу­ществляемые на основе объективных оценок, фактов, непредвзя­того отношения к делу и партнеру, от соглашений, которые таковыми не являются. Если обе стороны не решили для себя этот основной вопрос переговоров, они могут или просто не сдвинуть­ся с места, или же, сорвавшись с места, сделать движение по пути к соглашению неуправляемым и тем самым опасным.

Основной вопрос переговоров можно сформулировать так: по­зиции сторон определяются либо отношением к проблеме (спор ному положению), либо отношением к оппоненту. В зависимости от

решения данного вопроса возникают совершенно разные представ­ления о том, какой смысл вкладывается в понятие «переговоры».

В первом случае стороны действительно имеют дело с взвешен­ным, хотя, возможно, и различным по накалу страстей обсужде­нием спорного положения. Это и есть переговоры. Во втором случае речь идет не столько об обсуждении проблемы, сколько об обсуж­дении или даже осуждении носителей тех или иных взглядов. Если участники такого обсуждения и приводят свои позиция к общему знаменателю, это не переговоры в прямом их смысле, а скорее сговор, альянс — дань конъюнктуре.

Принципиальное различие упомянутых двух моделей, происте­кающее из того или иного решения основного вопроса перегово­ров, дает их объективную или субъективную экспозицию. А это, в свою очередь, предполагает: какова природа данного процесса, таковы и его методы. Если последовательно рассмотреть два спосо­ба решения основного вопроса переговоров, то можно отметить следующее. Главным принципом всяких переговоров (т.е. деятель­ности, основанной на обсуждении спорного положения самого по себе, безотносительно к тому, как это сказывается на взаимоотно­шениях между партнерами) будет такой: отношение к проблеме не зависит от отношения к оппоненту.

В заключение необходимо подчеркнуть, что конструктивное об­суждение спорных вопросов, урегулирование конфликтов, ведение переговоров, аргументация своей позиции — все это практические акты. Конечно, они базируются на теоретических принципах и по­нятиях, но научиться деловому общению, приобрести навыки и умение обсуждать в ходе переговоров сложные проблемы, улажи­вать конфликты и минимизировать их негативные последствия можно только на практике.

Наши рекомендации