Реабилитационной работе с осужденными
Актуальность проблемы гендера связана с тем, что в таком многогранном явлении, как личность, одним из наиболее важных факторов ее формирования является выработка в процессе освоения социального опыта ценностно-нормативных ориентаций, дифференцированных по полу. В настоящее время гендерные исследования занимают свое законное место в образовательных и общественных проектах во всем мире.
Относительно проблемы психологии осужденных подобный ракурс обсуждения имеет особый смысл. Полоролевая идентичность, являясь одной из базовых структур самосознания, играет определяющую роль в процессе социализации (В.В Столин, А.С. Кочарян). Затруднения в осознании и переживании индивидом позиции Я по отношению к эталонам пола является тонким индикатором в сфере психического здоровья, адаптации и социализации, порождая различные паттерны отклоняющегося поведения. Более того, чрезвычайно важным представляется и вопрос о гендерных особенностях поведения лиц, осужденных к лишению свободы в условиях исправительных учреждений, поскольку данные, полученные при изучении этой проблемы, позволят в некоторой степени прогнозировать возможные отклонения в поведении, предвидеть характер этих отклонений и, как следствие, заранее предупредить их появление.
Агрессия и девиантное поведение в целом издавна являлись одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем, как на предметном, так и на гносеологическом уровнях. Любое общество на всем пути развития человеческой цивилизации пыталось ввести правовое регулирование агрессии, насилия и девиаций вообще. Но все попытки вооружить людей способами борьбы с этими явлениями не увенчались успехом. Наоборот, в последнее время число преступлений увеличивается, несмотря на все усилия. Подобные социально опасные проявления, которые обычно связывают с понятиями «агрессии» и «агрессивности», уже давно стали предметом споров среди тех, кто занимается изучением этого феномена, и его профилактика и коррекция до сих пор является одной из серьезных и трудно разрешаемых проблем.
В генезе отклоняющегося поведения исследователями анализируются закономерности соотношения фенотипических, индивидуальных и личностных факторов. Роль индивидуальных и фенотипических факторов на ранних стадиях развития личности доминирует, но на более поздних стадиях, начиная с подросткового возраста, вступают в силу те уровни регуляции поведения, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности, в том числе гендерные. Проблеме гендерных различий в последнее время уделяется большое внимание. Как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в психике мужчин и женщин.
В психологии при изучении проблем развития и становления личности фактор полового диморфизма долгое время игнорировался, хотя его, по мнению Б.Г. Ананьева, следует относить к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека. Социальная психология долгое время отказывалась признавать гендер как важную особенность взаимодействия людей в социуме. В настоящее время гендерный подход в социальной психологии делает акцент на изучении именно социальных (а не биологических) аспектов пола и ролевой дифференциации по половому признаку, имеющей место в различных социокультурных системах, в том числе и девиантных.
Особое значение проблема агрессивности человека имеет, по утверждению И.Б. Бойко (1993), для мест лишения свободы, или для подростков – в учреждениях, заменяющих их (школах социальной адаптации), где весьма разнообразно и концентрированно представлены все известные формы проявлений агрессии.
Как известно, девиантное, асоциальное и преступное поведение мужчин отличается от такового у женщин. В современный период женская преступность, как и преступность несовершеннолетних, представляет одну из актуальнейших проблем в России. Изучением гендерных различий в агрессии, в том числе и криминальной, занимались Т. Румянцева, Д. Уайтс, П. Джекобс, С. Чавкин и др. Анализ литературных источников показывает, что гендерные различия влияют на становление, протекание и демонстрацию агрессии. Уже давно установлен факт относительно высокого уровня убийств и других насильственных действий среди женщин, молодых девушек. Они стали совершать в значительных количествах считавшиеся ранее «мужскими» преступления, такие, как грабежи и разбойные нападения.
Традиционным было представление о чисто биологической заданности различий в агрессии мужского и женского пола. Но с недавнего времени начался переход к признанию роли социокультурных факторов при их изучении, от которых, как известно, непосредственно зависят и полоролевые предписания, и стиль жизни, и психологические особенности мужчин и женщин.
Изучение влияния биопсихологических особенностей пола, культурных традиций и стереотипов на поведение и сознание мужской и женской частей общества осуществляется в так называемых гендерных исследованиях. Введение в социальные науки в 70-е годы понятия «гендер», как утверждается, существенно обогатило теоретическую базу на Западе, внесло плодотворные изменения в психологические исследования и психотерапевтическую практику.
Гендерный подход в психологии – сравнительно новое, бурно развивающееся направление, важным достижением которого можно считать то, что гендерная проблематика не замыкается рамками семьи или положениями мужчин и женщин в обществе, а имеет отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека. Проанализировав типичные схемы психологических исследований, ученые выявили факторы, которые мешают получению объективных знаний: это изначальные теоретические посылки исследователей, строящиеся на гендерных предубеждениях. К упомянутым фактам относятся игнорирование сходства или различия между мужчинами и женщинами, ошибки наблюдателя и экспериментатора, связанные с предубеждениями и стереотипами по поводу мужчин и женщин.
Следует отметить, что гендерный подход предоставляет возможность использовать схему анализа и механизмы коррекции, в основе которых лежат сформированные в результате биологических и социальных воздействий гендерные индивидуально-психологические различия, необходимые в профилактической и реабилитационной работе с осужденными.
А.В. Молоствов – преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы АПУ ФСИН России.