Причины, условия и функции конфликта

Причины конфликтов необходимо знать для их устранения и предупреждение, преодоления или конструктивного разрешения конфликта. Длительное время в социологии считалось, что существует одна причина конфликтов:

    • Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства;
    • Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека;
    • Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения;
    • Козер считал универсальным источником конфликтов борьбу за ресурсы.

В современной конфликтологии выделяют существование 4 групп причин конфликтов:

    1. Объективные: делятся на социальные, политические, экономические и идеологические и иные. Разные авторы в этой части выделяют сразные факторы:
    • по Щепаньскому это 1) неравенство социальных субъектов (имущественное, экономическое, политическое, национальное, религиозное, статусное, бытовое, образовательное и пр.); 2) дезорганизация общества: выход производственных, социальных, экономических, политических, идеологических и пр. процессов за пределы существующих в обществе норм (безработица, инфляция, криминализация, нищета, война, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы);
    • по Анцупову и Шипилову для России это проявляется в слабой разработанности и использовании нормативных процедур разрешения социальных противоречий; недостаток и несправедливое распределение значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; образ жизни россиян, связанный с материальной неустроенностью и радикальными, масштабными, быстрыми переменами; традиционные для россиян стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.
    1. Организационно управленческие:
    • структурно организационные (ошибки в проектировании структуры, изменение структуры и постепенное несоответствие деятельности; проблемы в технической структуре неодинаковая оснащенность рабочих мест, изматывающий темп работы; проблемы во властной структуре несоразмерность прав и обязанностей, компетенций и ответственности, распределение власти в целом);
    • функционально организационные (неоптимальные функциональные связи со внешней средой, между структурными подразделениями организации взаимозависимость задач, неправильное распределение ответственности, ограниченность ресурсов, которые нужно делить, между отдельными работниками, неудовлетворительные коммуникации: отсутствие, искаженность или противоречивость информации, слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);
    • личностно функциональные (неполное соответствие работника занимаемой должности по моральным, профессиональным и др. качествам, противоречивость должностных инструкций, различие формальных требований к работнику, противоречивость требований профессиональных и личных);
    • и ситуативно управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).
    1. Социально психологические:
    • естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;
    • конфликт ценностей: между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофибией (вражда к иностранцам) и открытостью к миру, демократией и авторитароностью, стремление к общественной собственности и ориентация на частную собственность);
    • потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации (недостаток словарного запаса, времени для общения, внимания или понимания, невозможность высказать понимание из-за бессознательных причин),
    • разбалансированное ролевое взаимодействие людей (пересечение трансакций),
    • выбор разных способов оценки результатов деятельности (существует 5 способов оценки: сравнение с идеальным положением дел, требование к данной деятельности по нормативам, степень достижения цели деятельности, сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми при выполнении той же деятельности, сравнение с положением дел в начале деятельности; при этом оценивая других людей мы используем способы 1-4, оценивая же себя - 4 и 5);
    • разный подход к оценке одних и тех же должных событий (притча о слепых и слоне), внутригрупповой фаворитизм, соревнование и конкуренция, ограниченная способность к децентрации (изменению собственной позиции в результате сопоставления с позицией других людей),
    • концепция депривации Е. Вятра - польского исследователя (состояние, при котором расходятся между собой ожидания людей и возможности их удовлетворения, в частности работает случай условной депривации, впервые описанный французом А. Де Токвилем в классической работе Старый порядок и революция в Х1Х в.: революция может вспыхнуть не тогда, когда массы живут абсолютно хуже, а тогда, когда после этого их жизнь стала несколько легче и появились необоснованные ожидания быстрого улучшения положения);
    • стремление больше брать, чем отдавать,
    • стремление к власти,
    • психологическая несовместимость.
    1. Личностные: субъективная оценка поведения партнера как недопустимого (возможное поведение оценивается как желательное, допустимое, нежелательное и недопустимое; к разным людям разный подход и у разных людей разный подход из-за стремления к власти, эгоизма, реального настроения); низкая конфликтоустойчивость, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера (чрезмерная выраженность отдельных черт характера).

Функции конфликтов.

Влияние конфликтов на психологию, поведение, деятельность как оппонентов, так и социального окружения разнообразно и многозначно. В этом его функциональность. Под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям.

Это влияние имеет двойственный и противоречивый характер, что связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку конфликту, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития, необходимо учитывать для кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.

Конструктивные функции конфликта (существуют в конкретных случаях и в определенных отношениях) можно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и функции на личностном уровне.

Общие конструктивные функции конфликта:

    • Устранение противоречия в функционировании коллектива;
    • Создание и поддержание баланса сил (в том числе власти);
    • Социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей;
    • Создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;
    • Установление неформальной иерархии в группе или обществе;
    • Более глубокое познание участниками конфликта друг друга;
    • Снятие синдрома покорности у подчиненных;
    • Диагностика возможных оппонентов: парадокс Зиммеля: Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта;
    • Улучшение качества деятельности;
    • Повышение авторитета участника в случае его победы;
    • Активизация социальной жизни;
    • Обозначение нерешенных проблем;
    • Актуализация гуманистических ценностей;
    • Способствование сплочению группы перед внешней опасностью;
    • В каждом конфликте заложен стимул для появления институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии (законодательная деятельность, принятые процедуры для решения споров, политические собрания для решения споров в войне слов, рынок для решения соперничающих интересов посредством сделок).

Конструктивная функция конфликта на личностном уровне:

    • Познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие;
    • Сапопознание и коррекция самооценки;
    • Ослабление психической напряженности;
    • Способствование развитию личности;
    • Адаптация и социализация индивидов в группе;
    • Способ самоутверждения и самореализации;
    • Возможность избавиться от проблем, развитие личности.

Деструктивные функции конфликта на общем уровне:

    • Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;
    • Значительное ухудшение настроения участников, возможно болезни;
    • Насилие и гибель людей;
    • Разрушение межличностных отношений;
    • Нарушение системы отношений;
    • Увольнение сотрудников, ухудшение социально - психологического климата;
    • Ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины;
    • Представление о побежденных группах и людях как о врагах;
    • Снижение сплоченности группы.

Деструктивные функции на личностном уровне:

    • Ухудшение качества индивидуальной деятельности;
    • Разочарование в своих способностях, снижение самооценки;
    • Способствование социальной пассивности личности;
    • Потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.
    • Разрушение целостности личности.

Кроме формы влияния конфликт может иметь явные и латентные последствия, что позволяет также выделить явные и латентные функции конфликта: явные функции характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты. Скрытые (латентные) такие, когда последствия конфликта обнаруживаются лишь спустя какое-то время и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта.

В целом в литературе выделяют по содержанию влияния на систему сигнальную, интегрирующе-дифференцирующую, информационную, активизирую-щую, инновационную, профилактическую функции конфликта:

Наши рекомендации