Ключ к тесту Д.Голланда

Реашсти-ческий тип Интеллск гуальный тип
За
16а
17а 20а
18а 22а
19а 23а
21а 24а
31а
32а 35а
ЗЗа Зба
34а 37а
£ = V =

(„тег ответов учащихся)

ч. • Социаль­ный тип Конвенцио­нальный тип Предпри­имчивый тип Артистиче­ский тип
 
 
  Юа
  Па 13а
  12а 14а 15а
 
 
  25а
  26а 28а ЗОа
  27а 29а
 
  38а ръЩ
  39а 40а 41а
  42а
  V ~ V = V — V —

Для предварительной ориентации в интересах и склонностях учащихся можно использовать специальную анкету и диффе­ренциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный группой сотрудников ВНИИ профтехобразования под руковод­ством ЕА.Климова в конце 60-х — начале 70-х годов [61, 62].

АНКЕТА 1

1. В какой среде ты считаешь возможным применить спо­
собности (наука, искусство, сельское хозяйство, промышлен­
ность, речной или морской флот, сфера обслуживания, строи­
тельство, транспорт, работа по обучению других)?

2. Твое любимое занятие в свободное время.

3. Какая профессия тебя привлекает и почему?

4. Какое дело у тебя получается лучше всего?

5. Какая работа тебе доставляет большее удовольствие?

6. Кого из окружающих людей ты считаешь специалистом
своего дела?





АНКЕТА 2

Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни следующее задание:

1. Задатки дарований есть у каждого человека, в соответст­
вии с ними нужно выбрать профессию. Поэтому подчеркни тот
признак одаренности, который проявляется у тебя в наиболь­
шей мере: хорошая память; наблюдательность; сообразитель­
ность; тонкость и точность движений, действий; тонкое обоня­
ние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность;
здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая
умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение
конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; лю­
бовь к детям и стремление постоянно быть с ними; страсть к
путешествиям, желание много увидеть; любовь к природе, к жи­
вотным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удо­
вольствие от общения.

2. Чем ты отличаешься от других? В чем превосходишь своих
сверстников, в чем отстаешь от них?

3. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при оп­
ределенных недостатках, которые называются противопоказа­
ниями к профессии. Перечисли их: аллергия на пищу, запахи;
плохое здоровье; болезненность; быстрая утомляемость; повы­
шенная нервная чувствительность; раздражительность, нетер­
пеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчи­
вость, неуравновешенность; быстрая утомляемость от общения
с людьми; неаккуратность, неряшливость, небрежное отноше­
ние к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в
отношениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переде­
лывать плохо выполненную работу.

4. Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если
другого выбора не будет: моторист, милиционер, строитель, сто­
рож, няня, шофер, продавец, кулинар, овощевод (подчеркни).

5. Подчеркни профессиональные черты человека, который
для тебя является образцом: знание своего дела; вдумчивость;
пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестан­
дартность мышления; умение быть простым, доступным в об­
щении с людьми; требовательность к себе и своей работе; высо­
кая результативность труда, его качество, полная самоотдача в
любимом деле; умение учитывать условия и обстоятельства; уме­
ние преодолевать трудности; уверенность в своих силах.

6. Подчеркни требования к своей будущей профессии: от­
сутствие чрезмерной физической нагрузки, конкретные резуль­
таты, возможность творчества, возможность развивать способ­
ности, высокая зарплата, возможность заниматься любимым де­
лом, общение с интересными людьми, высокая общественная
значимость, разнообразие в содержании работы, свободное вре­
мя, возможность самому регулировать рабочее время.

7. Какой учебный предмет является твоим любимым и по­
чему?

Люблю__________________________ (предмет), потому что

он легко усваивается; развивает хорошо ум и способности; нра­вится преподаватель этого предмета; нравится, как преподают этот предмет; знание этого предмета необходимо для поступления в институт; знание этого предмета пригодится для будущей про­фессии.

Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию об их интересах, склонностях, способностях и воз­можностях, характере мотивации выбора профессии, уровне са­мооценки, а также о главных направлениях профориентацион-ной работы.

В первоначальном исследовании склонностей и профессио­нальных интересов учащихся может быть использован опрос­ник ДДО.

В основу опросника положена идея о делении всех сущест­вующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объ­екта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.

Первую группу составляют профессии типа человек — при­рода, где объектом труда являются живые организмы, расте­ния, животные и биологические процессы. Сюда входят та­кие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек — тех­ника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профес­сиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, трак­торист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек — человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Спе­циальности — сфера обслуживания, медицина, педагогика, юрис­пруденция и т.д.





10. Р. В. Овчарова



Доводить товары до потреби­теля (рекомендовать, прода­вать) 5-6 Обсуждать научно-популяр- Обсуждать художественные ные книги, статьи книги (пьесы, концерты) 6-а 6-6 Выращивать молодняк (жи- Тренировать ровесников вотных какой-либо породы) (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7-а 7-6 Копировать рисунки, изоб- Управлять каким-либо гру-ражения (или настраивать зовым (подъемным или тран­спортным) средством — подъ­емным краном, трактором, тепловозом и др.

Четвертую группу составляют профессии типа человек — зна­ковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, програм­мисты, машинистки, статистики, экономисты.

Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объ­ектом труда этих специальностей служат художественные обра­зы, их роли, элементы и особенности. К названному типу отно­сятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы не могут быть строго ограничены, прини­маются во внимание лишь преобладающие признаки, характер­ные для каждого из этих типов.

Перед испытуемым ставится задача — дать, не задумыва­
ясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы долж­
ны быть дифференцированы. Если названная в вопросе дея­
тельность скорее нравится, чем не нравится, следует поста­
вить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак
плюс (+). Если определенно нравится — два плюса (+ +), а
если очень нравится— три плюса ( + + +). Если скорее не
нравится, чем нравится, — один минус (—), если определен­
но не нравится —- два минуса (------ ), а если очень не нравит­
ся — три минуса ( - — ).

Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчи­тываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО».

Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесооб­разного применения сил испытуемого. Однако следует огово­рить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент,

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК

«Я ПРЕДПОЧТУ»1

Предположим, что после соответствующего обучения вы смо­жете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выби­рать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

1-а 1-6

Ухаживать за животными Обслуживать машины, приборы

(следить, регулировать)

'См.: Кшмов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1984. — С. 145—147,

2-а

Помогать больным людям, лечить их

3-а

Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

4-а

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

музыкальные инструмен­ты)

5-а

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведе­ния (в справочном бюро, на экскурсии)

9-а

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, техни­ку), жилище

10-а Лечить животных

11-а

Выводить новые сорта растений

2-6

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3-6

Следить за состоянием, раз­витием растений

4-6

Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов

9-6

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10-6 Выполнять вычисления, расчеты

11-6

Консультировать, проектировать новые виды промышленных


 


12-а

Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

13-а

Наблюдать, изучать работу кружков художест­венной самодеятельности

14-а

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

15-а

Составлять точные описа­ния или отчеты о наблюда­емых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16-а

Делать лабораторные анализы в больнице

17-а

Красить или расписывать помещение, поверхность изделий

18-а

Организовывать »ультпохо-ды сверстников или млад­ших (экскурсии, туристи­ческие походы и т.п.)

19-а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

20-а

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

изделий (машины, одежду, дома). продукты питания и т.п.

12-6

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13-6

Наблюдать, изучать жизнь микро­бов

14-6

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15-6

Художественно описывать, изо­бражать события (наблюдаемые или представляемые)

16-6

Принимать, осматривать боль­ных, беседовать с ними, назна­чать лечение

17-6

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18-6

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19-6

Заниматься черчением, ко­пировать чертежи, карты

20-6

Работать на клавишных ма­шинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов ДЦО

Фамилия, имя ученика______

Класс______________ Школа.

Дата

Природа Техника Человек Знаковая система Художествен­ный образ
За
10а
Па 12а 13а
14а 15а
16а 17а
20а 19а 18а
I + = £ + = 1 + = £ + = I + =
Ч' ______ = I - = £ - = V _____ — у ____ ==
nt- т^ = \ = ЗС; = X'OS =

Существует модифицированный вариант данного опросни­ка — опросник профессиональных предпочтений (ОПП), автор Л.Н. Кабардова. Он включает дополнительную шкалу и вопро­сы и дает возможность анализировать соотношения мотиваци-онного, когнитивного и практического компонентов.

Наши рекомендации