Медленная речь. Ее виды
Коллективно-психологический метод лечения заикания вовсе не упраздняет всех известных видов медленной неза-икливой речи, а лишь утверждает, что применение их в коллективе дает реальный эффект.
Разберем последовательно все виды медленной речи:
1)речь шепотная;
2) речь отраженная;
3) речь-диктовка;
4) речь тихая;
5) речь громкая;
6) речь коллективная;
7) речь-декламация;
8) речь умственная;
9) речь нараспев;
10) речь подражательная;
11) речь авторитетная.
Мы не выделяем в особый вид самый идеальный и желанный тип речи — речь выразительную, ибо элементы выразительности присущи и тихой речи, и громкой и т. д.
Может показаться, что названные виды — это и есть гимнастика речи, обычные речевые упражнения. Неверно. Гимнастику речи сторонники дидактического метода рассматривают как тренировку звукопроизношения, понимают слишком однобоко. Для нас же некоторые из перечисленных видов речи являются прямым переходом к речи обычной, естественной. Более того, человеку со здоровой речью они весьма полезны. Комбинируя виды речи, нетрудно выработать индивидуальную речь, к чему и стремится лечебный план в коллективе.
Искусство первых дней в коллективе — подсказать каждому участнику его вид речи, используя уцелевший язык его, шепотный, громкий и т. п. Нет такого больного, у которого все виды речи были бы одинаково поражены. Напротив, мы наблюдаем именно «уцелевшие языки». С них и нужно начать, будь то шепотная или громкая речь, лишь бы не обычная его заикливая речь. В таких случаях лечащийся отвлекается, занят мыслями о новом ритме речи. А когда пройдет отвлечение, останется привычка к иной речи, пусть немного искусственной: шероховатости потом сгладятся.
Если смотреть на речь отраженную, речь-диктовку, речь-декламацию, речь подражательную и речь коллективную как на временные и вспомогательные приемы, то остается шесть других речевых типов, наиболее ценных. Из них четыре весьма близки к естественной: речь громкая, речь тихая, речь нараспев, речь авторитетная; а речь шепотная, речь умственная — как предварительные к этим четырем.
Шепотная речь, следовательно, имеет два значения: и как уцелевший язык некоторых членов коллектива и как вспомогательный, «внутренний» прием других его участников.
Уместна ли в коллективе шепотная речь? Можно согласиться на нее в самых крайних случаях как на кратковременное явление. Есть ведь другие, более приемлемые для нас виды речи: певучая, тихая, громкая, авторитетная. Если громкая, особенно авторитетная речь, — дело будущего, то речь нараспев и даже тихая также не представляют затруднений почти для всякого заикающегося. Но если уж вводить шепотную речь как один из видов на несколько дней, то желательно для всей группы.
Отраженная речь, т. е. повторная речь с чужого голоса, еще меньше может претендовать на сколько-нибудь широкое применение в коллективе. Нет нужды воспитывать автоматов. Отраженная речь интересна тем, что она обычно удается в самых тяжелых случаях заикания. «С чужого голоса заикающийся легко может повторить любое слово», — замечает уже знакомый нам Блюме. Но речь нараспев не менее доступна больному. Правда, отраженная речь иногда бывает полезна как способ усвоения необходимого темпа речи. Только в этом ее значение в коллективе.
Такой же вспомогательный, временный характер имеет и речь-диктовка. Она противоположна отраженной речи, отличаясь от нее активностью: здесь человек сам говорит, даже диктует, а не повторяет произносимое другим. Мы предлагаем поочередно участникам коллектива диктовать группе знакомый отрывок или составленную тут же несложную фразу. При этом «диктовщику» предлагается ни на одну секунду не забывать, что он именно диктует, следовательно, должен произносить четко, громко, а главное, медленно, учитывая среднюю скорость письма. Опыт показал, что при такой диктовке заикание отсутствует. По просьбе плохо слышащих или просто нерасслышавших диктовщик повторяет несколько раз одну и ту же фразу совершенно свободно, даже с оттенком важности и авторитетности в голосе. Несомненно, при таком способе произношения на стороне произносителя решающее психологическое преимущество: он диктует как бы свою волю другим... его слушают, ему подчиняются, от него зависимы. Словом, элемент превосходства налицо!
Как один из приемов диктовочную речь, несомненно, можно практиковать в коллективе.
Тихая речь не представляет трудностей для многих лечащихся, тогда как громкая для них сложнее. Объясняется это тем, что тихая речь близка к шепотной, а последняя удается всем. Далее, при тихой речи не требуется больших усилий. Тихая речь интересует нас постольку, поскольку, вообще говоря, необходимо пропустить коллективистов через все виды речи, останавливаясь подольше на особо важных. Человеческая речь использует все виды речи, и нельзя лишать их и коллективистов. Тихая речь, однако, имеет тот недостаток, что она не вызывает активности, не будит инициативы, не зовет в бой.
В этом смысле громкая речь имеет для нас большую ценность. Но, вооружив нашего коллективиста надежной тихой речью, можно легче научить его постепенно повышать тон без ущерба для плавности и слитности речи. От тихой речи к громкой ведут естественные переходы. Громкая же речь воспитывает бойца, усиливает уверенность. Громкая речь помимо этого имеет и другое незаменимое преимущество: она приучает к медленности и четкости. Попробуйте в большой аудитории, и даже в общежитии, говорить громко и быстро. Это почти невозможно. Замечательным средством для работающих в коллективе является произнесение речей на большом расстоянии от слушателей: на площади, в степи, на берегу реки или моря.
Коллективная речь, помимо ее подготовительного значения, может применяться и самостоятельно в начале занятий, когда некоторые коллективисты, ввиду незнакомства и новизны, несколько стесняются друг друга. Тогда групповой вопрос и ответ (хором) себя оправдывают.
Нет нужды последовательно проводить все виды речи. Нас интересует в коллективе выработка индивидуальной речи к концу первой фазы. Как ни различна речь коллективистов, бесспорно одно: она должна быть медленной, слитной, ясной, плавной.
Умственную речь, т. е. мысленное воспроизведение чтения, разговора, весьма полезно сопровождать некоторыми слабыми движениями артикуляторных органов — губ, языка, дыхательного механизма. Умственная речь как слабое зачаточное произнесение слов предшествует не только шепотной речи, но и речи вообще. Ее значение для лечащегося — именно в возможности мыслить при помощи слов законченными редакциями фраз. Эта спокойная отделка фраз в уме, несомненно, сказывается весьма эффективно и в громкой устной речи.
Чтение имеет такое огромное значение, что в коллективе оно наряду с рассказом занимает выдающееся место. Чтение остается прекрасным средством совершенствовать свою речь на всех ступенях работы коллектива и даже по выходе из него.
Во многих случаях чтение давалось труднее устной речи. Это психологически вполне объяснимо. В устной речи заика может менять редакцию слов по своему усмотрению: важна здесь мысль, а не выбор слов. В чтении дан определенный текст, которого необходимо придерживаться строго. В устной речи, кроме того, можно делать длительные паузы перед «трудностями», подыскивая якобы нужные слова. Этим отводит глаза своим собеседникам опытный заика. В чтении этого делать нельзя. Отсюда практический вывод для работающего в коллективе: не ограничиваться устной речью, а обязательно проверить всех участников на таком важнейшем типе речи, каким является чтение.
Теперь о пении со словами. Тут действительно можно вывести всеобщий закон: при пении со словами отсутствует заикание. Пение тем и ценно для нас, что оно обладает всеми необходимыми нам свойствами: протяженностью, слитностью, ритмичностью. Меняя эти три главных особенности пения, можно постепенно приблизить его к несколько необычной, медленной, слегка напевной речи. Вопрос, следовательно, идет об ускорении ритма, о сокращении протяжности гласных звуков. Вот почему коллективное и индивидуальное словесное пение — прекрасное упражнение для голоса и речи.
Наконец, о подражании образцу и авторитетном тоне. Задача коллектива на первой фазе — не останавливаться на медленной индивидуальной речи. Ее нужно закрепить и обогатить еще одним элементом — авторитетностью и важностью тона речи. Замечено, что важный, авторитетный тон собеседника действует подавляюще на заику, усиливая заикание. Но ведь заика может перейти в наступление, пользуясь тем же оружием! Сначала это будет подражание образцу, пусть даже «врагу». Однако подражание не есть отраженная речь. Как бы ни было добросовестно подражание, оно всегда содержит в себе долю творчества, пусть незначительную. Расширив творческий элемент, получаем индивидуальную, обновленную речь с оттенком авторитетности, «солидности». С этим типом речи ассоциируются спокойствие и воля. А ничто так не нужно нашему коллективисту, как спокойствие и уверенность, решительность и энергия. Наступать, не отступая перед трудностями, — вот девиз лечащего от заикания.
Классический пример творческого подражания мы видим на сцене. Один выдающийся актер нашего времени — беспомощный заика в жизни, но изумительный оратор на сцене. Автору этих строк актер объяснил интересное явление исключительно тем, что он полностью входит в роль изображаемого им героя. «Если герой не заикается, — говорит он, — почему же я буду заикаться?!» Очевидно, роль воображения при этом громадна.
Первые победы
Заикание — следствие робости. К сожалению, не существует аппарата для накачивания смелости. Последнее создается одержанием разнообразных повседневных побед с помощью коллектива. Победы в речи — в центре внимания на всех фазах!
Что предшествует этому моменту? — Упорная внутренняя подготовка. Помимо проработки коллективного договора о совместной борьбе устанавливается замедленный индивидуальный темп речи; на нем практикуется чтение и пересказ легких, спокойных текстов, читка автобиографий, дневников, бодрых статеек и т. д. <...> Каждый дебютант должен заранее хорошенько обсудить, какие факты и штрихи из своей личной жизни он намерен отметить.
К концу первой фазы нас интересуют внешние победы, выход на улицу, за пределы коллектива. Прочных успехов лечащийся от заикания добьется в том случае, если он побывает в различной обстановке, а именно: в обстановке сочувствующей ему, равнодушной и даже враждебной. Во всех этих ситуациях важно одно: чувствует ли себя наш коллективист равным в той или иной аудитории, ниже или выше ее. Самой благоприятной для него обстановкой будет, разумеется, сочувствующая, необходимая ему в первое время в такой же мере, как воздух и вода. Сочувствующая среда бывает разная: среда своих, участников коллектива; среда родных, друзей, благожелателей; среда людей с теми или иными дефектами...
Заикающийся, а также приступивший к лечению чувствует свою неполноценность главным образом в присутствии вышестоящих лиц, иногда вышестоящих в буквальном смысле: высоких, здоровых, сильных. Перед лицом, имеющим тот или иной дефект, нет такого смущения.
Заикающиеся в присутствии детей редко заикаются, чувствуя свое превосходство. Что касается взрослых, то здесь надо иметь в виду следующее. Одни не заикаются в присутствии «своих», другие, наоборот, заикаясь в присутствии своих, не заикаются в присутствии чужих. Надо так комбинировать первое время, чтобы эти «свои» для одних, являясь «чужими» для других, составляли благоприятную аудиторию для обоих типов заикающихся.
«Следует ли готовиться к предстоящим выступлениям? » — спрашивают наивно некоторые. Как же иначе! Величайшие ораторы нашего и прошлого столетия: Лассаль, Жорес, Володарский и другие — готовились к выступлениям не только по содержанию, но и по форме, а нам, обыкновенным ораторам, готовиться нужно и подавно. «Всякому искусству предшествует мастерство», — говорит Гёте. Мастерство же немыслимо без техники, тренировки, понимаемой в широком смысле. Знаменитейший изобретатель, старик Эдисон, недавно умерший, спрашивал о себе: «Что такое Эдисон?» — и отвечал: «...девяносто пять процентов терпения и пять процентов гения».
«Противно готовиться к выступлениям!» — стонут другие.
Сколько раз в день слепой согласился бы лечить свои глаза, чтобы только стать зрячим!
Сколько раз в день немой согласился бы тренироваться в произношении, чтобы только заговорить!
Научить наших коллективистов пользоваться своими неудачами как полезными уроками для будущих побед — вот задача первой фазы.
Между первой и второй фазами необходимо произвести первый отсев. Малоуспевающих, не работающих, живущих все время за счет чужой бодрости, чужих побед, надо из коллектива устранить, хотя бы этого и не хотелось. Отсев поможет всему коллективу двинуться вперед быстрым шагом.
Первая фраза выявляет следующие преимущества коллектива.
1. Больной попадает в социальную среду после известного отрыва, именно в среду равных (в первое время).
2. Вследствие этого у него ослабляется ощущение неполк .ценности, угнетающего настроения.
3. У больного появляется чувство принадлежности к коллективу, укрепляется вера в себя, развивается ответственность перед коллективом, желание не осрамиться, приложить все усилия для излечения.
4. Больной отвлекается от себя и переносит свое внимание на других; известно, что в среде себе подобных симптомы у заик почти не проявляются, т. е. заикание значительно уменьшается и даже устраняется вовсе.
5. Больной открывает свою психику и дает обильный материал для самолечения; известно, что самые тонкие страницы о «тайнах» заикания написаны самими заикающимися.
6. В коллективе каждый постепенно начинает и свои фобии (боязнь людей, известных ситуаций и т. д.расценивать иначе, говоря себе, что и другие, их не боятся.
7. В коллективе больные могут проверить друг у друга правильность здоровых рассуждений, неверных внушений,
8. В коллективе возможна сравнительная оценка болезни и условий лечения; такая коллективная оценка, с утверждением о возможности для такого-то члена коллектива исцелиться, действует чрезвычайно ободряюще на коллективиста.
9. В коллективе участники отмечают и утверждают друг у друга успехи, и такое коллективное утверждение куда сильнее индивидуального, исходящего от врача: известно, что больной больше верит больному же, чем врачу.
10. В коллективе больные находят друг у друга индивидуальные особенности, то здоровое, что уцелело в психике, и это используется в лечении.
11. В коллективе больные имеют впервые возможность говорить, читать свои тенденциозные повести, дневники без риска быть осмеянными за медленную речь и интимные признания; кто из здоровых людей стал бы их слушать на первой фазе?
12. Все «победы», действия, казавшиеся до коллектива неосуществимыми, больные совершают совместно, служа друг другу моральной поддержкой, тогда как индивидуальная психотерапия возлагает все трудности на одного лишь больного.
13. В коллективе сильные берут шефство над слабыми, взаимно заряжаются бодростью и энергией.
14. Победы в коллективе обычно преувеличиваются, а неудачи преуменьшаются; коллективно обсуждаются, осуждаются и осмеиваются неудачи.
15. Коллективное самолечение экономически доступнее всякого иного лечения: никаких затрат оно не требует, а добиться помещения или чего-либо иного легче коллективно, чем в одиночку.
Опасения некоторых об «угнетающем действии» коллектива на участников, о «психической заразе» не сбылись в действительности. Коллектив может оказаться бесполезным — при плохой организации, неудовлетворительном отборе участников, но вреда он принести не может. Заикание в коллективе никак не может усилиться, этому препятствуют, между прочим, периодические отсевы и перегруппировки.
Вторая фаза
За медленную речь
В конце концов основное содержание работы коллектива на первой фазе составляют беседы и победы; беседы, подготовляющие победы, и победы, закрепляющиеся беседами. Беседа — это и есть победа, так как в ней, беседе, участвуют ведь все члены коллектива. Победы на первой фазе и проводятся внутри коллектива в виде устных бесед, на которые приглашаются здоровые люди в качестве слушателей, а иногда и участников.
При этом большое значение приобретает содержание бесед, докладов и т. д. <...>Лучшим для этого средством является новизна содержания, разнообразие, интерес, увлечение.
Одна из таких важных бесед на первой фазе — это беседа о медленной речи. Обычно заикающийся думает, что он находится в заколдованном кругу: «Я боюсь говорить потому, что заикаюсь, а заикаюсь потому, что боюсь говорить». В этой краткой формуле, включающей в основном всю психологию заики, надо разобраться. Первая часть формулы — «боюсь говорить, потому что заикаюсь», — неверна, не дает никаких перспектив, а потому совершенно неприемлема для нас. Вторая часть формулы — «заикаюсь потому, что боюсь говорить», — это огромный спасательный круг. Все внимание лечащегося от заикания должно быть обращено именно на эту вторую часть формулы, и он убедится, что никакого заколдованного круга нет! Тогда причина заикания представится ему с потрясающей ясностью: боюсь говорить вследствие неуверенности, сомнений, вытекающих из старого печального опыта и отсутствия надежной опоры — медленной речи.
Задача: дать надежную, медленную, индивидуальную медленную речь, заменить печальный прошлый опыт повседневным новым опытом в обновленной, оздоровленной речи.
Только так и можно вырваться из плена тяжелого прошлого и настоящего. Итак: не бояться! Для этого: иметь гарантию — незаикливую речь. Этой новой речью овладеть в коллективе, закрепив ее в конкретных победах с помощью того же коллектива.
Является ли медленная, точнее, замедленная речь — уловкой? Ни в коем случае! Скорее торопливая речь есть уловка и признак неуверенности: быстрее сказать, пока «говорится»...
Но вот заика в записке, поданной им на одной из наших лекций о коллективной психотерапии, пишет: «Очень часто наблюдается, что для заики требование говорить замедленной речью является более тяжелой психической травмой, чем его заикание; он предпочитает заикаться, но не говорить медленной речью, которой стесняется. Что делать в таком случае?»
В таком случае надо выбирать: или всю жизнь заикаться, или несколько месяцев и даже полгода говорить медленной речью, постепенно ускоряющейся и приближающейся к здоровой. Третьего выбора не дано.
Конечно, слишком медленная речь действует удручающе на говорящего, не говоря уже о слушателе. Но мы ее и не рекомендуем. Нельзя ни на одну секунду забывать, что медленная речь — пробка для начинающего пловца-коллективиста: он плавает на ней, застрахованный поддержкой стоящих на берегу и глядящих ему радостно вслед друзей-коллективистов. Научившись плавать, он ее бросит, пустившись в самостоятельное далекое плавание, отдаляясь от коллектива с благодарным о нем воспоминанием.
Темп речи будет ускоряться за счет рационализации речевых движений — не иначе.