Методы психологических исследований религии

Работа Летты с дополнениями

Психология религии тесно связана и перекликается со многими современными психологическими отраслями и направлениями такими как: общая психология, социальная психология, антропологическая психология, педагогическая психология, экспериментальная психология и др. Одно из ключевых мест в психологии религии занимает экспериментальная психология.

Экспериментальная психология имеет длинную историю своего развития. Изначально она была одной из ветвей общей психологии, но позже выделилась в самостоятельную дисциплину. Основная цель экспериментальной психологии заключается в выявлении того, что и как правильно измерять в психологии. Но в психологии религии существует ряд ограничений в исследовании:

1. Субъективные ограничения. В точных науках, таких как физика или математика, заключительным аргументом считается проведенный эксперимент, но такой эксперимент практически невозможен в психологии религии, социологии, философии из-за возможности «задеть» нравственные и религиозные чувства испытуемого.
2. Объективные ограничения. Эти ограничения тесно связаны с местом проведения эксперимента и временем. Если, к примеру, космические эксперименты можно проводить на Земле с созданными для этого условиями и имитаторами, то в психологии религии это сделать практически невозможно. Например, представьте группу психологов, которые тестируют молящихся в храме во время богослужения.

Исследования религии с точки зрения психологии осуществляется на двух уровнях:

во-первых, теоретический анализ религиозной психики как индивида, так и группы

во-вторых, эмпирическое исследование психологии верующих.

Разумеется, что в реальной практике психолога религии оба уровня тесно связаны друг с другом: теоретический анализ религиозной психики осуществляется на фактологической основе, собранной во время эмпирических исследований; в свою очередь, теоретические схемы всегда должны быть проверены путем сопоставления их с данными конкретных исследований


Существует ряд методов и методик, применяющихся в экспериментальной психологии религии (они по большей части заимствованы из социальной психологии):


1. Беседа является одной из самых распространенных и простых методик. Религиозный человек обычно с легкостью вступает в беседу и отвечает на всевозможные вопросы.


2. Наблюдение – это связанное с высокой внимательностью планомерное систематическое структурированное рассмотрение некоторого события.

Тоже один из самых простых, но чаще всего забытых, методов в психологии религии. Для наблюдения необходим опыт т.к. результаты могут оказаться неверными. Чаще всего к наблюдениям можно отнести наблюдения за религиозными ритуалами и поведением верующих.

Особенно эффективен этот метод тогда, когда сведения о религиозных людей получают, изучая их поведение в привычных для них условиях: во время богослужения, молитвы и т.п. С другой стороны, возможности этого метода ограничены тем, что он фиксирует внешние проявления религиозности, оставляя без внимания самое интересное - внутренние переживания людей, проникнутых религиозной верой.

этапы:

1) наблюдение

2) описание

Наблюдения могут проводится в заранее подготовленной искусственной ситуации: в клинике, в экспериментальной лаборатории - это называется клиническое интервью.

или же естественное наблюдение – то есть в естественных условиях.

Наблюдение может быть качественным и количественным.

Количественное: когда данные кодируются и выдаются в числах (например, посещаемость богослужений)

Качественное наблюдение: может быть включенным или невключенным

включенное может быть явным и неявным.

Явное – это когда наблюдатель приходит и заявляет о себе как наблюдателе.

например, это этнографическое наблюдение, антропологическое наблюдение.

неявное – это когда наблюдатель не заявляет о себе.

оно предполагает включенность наблюдателя в жизни общины.

здесь прежде всего социально-псхиологический аспект.

3. Интроспекция – это наблюдение за собственной личностью. Также наблюдение может вестись за другими людьми.

проверочный лист наблюдения (или контрольный лист) – это процедура наблюдения, когда надо зафиксировать какие-то положения или высказывания.

например: наблюдает за ходом работы - описываем рабочую единицу, рабочее место. но в каждом случае мы должны поставить задачу: для чего мы это делаем.

у нас есть определенные ожидания.

контролируемая интроспекция:

использует систематические сообщения.

наблюдение за другими:

планомерное, систематическое, структурированное, дистанционное, явное и скрытое.

наблюдение может быть лабораторным, клиническим и полевым.

4. Тестирование (опросники) - краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого. Современные методы исследования позволяют найти в ответах много скрытой информации. Это один из сложных методов в психологии религии. Благодаря этому методу приобретаются данные о реальной мотивацию поведения опрошенных верующих, их социально-психологические и мировоззренческие ориентации.

Многие новые религиозные организации (например, Свидетели Иеговы) запрещают членам своей организации участвовать в тестированиях. Еще одна проблема – это невозможность набрать достаточное количество испытуемых. Но такой метод применяется и в самих религиозных организациях. Например, в саентологии (Оксфордский тест).

Интервью –схожий метод

Интервью бывает многих видов:

свободное (открытое интервью),

стандартизированное интервью (ведется по пунктам; предалагаются позиции, из которых надо выбрать).


5. Эксперимент - проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.
В широком понимании в психологический эксперимент иногда включают, кроме собственно эксперимента, такие методы исследования, как наблюдение, опрос, тестирование. Однако в узком понимании (и традиционно в экспериментальной психологии) эксперимент представляет собой отдельный метод. Эксперимент позволяет смоделировать ту или иную религиозную обстановку и проследить поведение людей в ней.

Пример: Врачи одного из медицинских центров США провели в конце 90-х годов XX века любопытный эксперимент. Семьдесят пять пожилых христианок молились о выздоровлении неизвестных им больных. Оказалось, что в группе «отмаливаемых» пациентов осложнений после операций было на целых 10 % меньше, чем у другой, «контрольной» группы. Дальше начинается проблема выбора, который каждый человек будет делать, разумеется, с учетом своей собственной веры в правоту той или иной позиции.

6. Исследование документов (автобиографический метод, контент-анализ). Многие исследователи религиозной психологии основывают свои рассуждения на дневниках и автобиографиях религиозных мистиков, аскетов, отшельников, \"ясновидящих\" Этот метод предоставляет редко существующую возможность проникнуть во внутренний мир верующего человека, хотя, с другой стороны, без критического отношения к подобного рода материалам, можно получить и ошибочные результаты. Для атеистически настроенного психолога религии особый интерес представляют свидетельства людей, которые по тем или иным причинам отошли от религии. Подобные свидетельства могут многое рассказать об условиях и психологические, мировоззренческие факторы возникновения религиозной веры и, наоборот, ухода от нее.

7. Сейчас возрастающее значение приобретает анализ неписьменной коммуникации, а именно разговор в религиозных группах.

(запись на диктофон, например)

8 . Изучение клинических случаев.Фрейд, Юнг.

Как видим, каждый из указанных выше методов позволяет удовлетворительно решать конкретные исследовательские задачи, которые ставят перед собой психологи религии, но только комплексное применение упомянутых методов может обеспечить достаточный уровень обобщения.

По статье

Наши рекомендации