Факторы риска развития негативных последствий профессионального стресса
Фактор риска развития негативных последствий профессионального стресса | Профилактика | Кто осуществляет |
Группа объективных факторов риска | ||
Условия труда; Ответственность за жизнь и здоровье людей; Постоянное включение в профессиональную деятельность волевых процессов; Эмоционально насыщенные межличностные контакты; Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. | Профессиональная подготовка | Учебные заведения МЧС России |
Психологическая подготовка | Психолог | |
Психологическая саморегуляция | Самостоятельно | |
Дибрифинг | Психолог | |
Группа социально-психологических факторов | ||
Социально-экономическая ситуация в регионе. | Социальная защищенность специалистов | Подразделения МЧС |
Корпоративная культура | ||
Имидж профессии и социальная значимость профессии. | Формирование позитивного образа специалиста у населения | Подразделения МЧС |
Корпоративная культура | ||
Дестабилизирующая организация деятельности. | Четкая организация и планирование труда | Руководитель |
Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. | Организационное консультирование | Психолог |
Группа субъективных факторов риска | ||
Состояние здоровья специалиста. | Диспансеризация | Мед. учреждение |
Здоровый образ жизни | Самостоятельно | |
Склонность к эмоциональной сдержанности. | Дибрифинг | Психолог |
Нравственные дефекты и дезориентация личности. | Профессиональный психологический отбор | Психолог |
Иррациональные убеждения; Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; Трудоголизм; Личность типа А. | Психологическое консультирование | Психолог |
Психологическая подготовка | Психолог | |
Количество изменений в жизни за текущий период. | Психологическая саморегуляция | Самостоятельно |
Таким образом, профилактика развития негативных последствий профессионального стресса у специалиста - это многоуровневый процесс, в который включены не только медики, психологи, руководители подразделений, но и коллективы, подразделения МЧС, профессиональное сообщество. Необходимо подчеркнуть, что без активного и сознательного включения в систему профилактики самого специалиста невозможно добиться успеха в этом направлении. Прежде всего, потому, что сам специалист должен стать субъектом собственной деятельности. Другими словами, специалист является не пассивным потребителем, а активным участником системы профилактики негативных последствий профессионального стресса.
Забота о собственном физическом и психологическом благополучии является профессиональной обязанностью специалиста. Есть мероприятия, которые специалист может осуществлять самостоятельно, есть мероприятия, которые могут осуществляться самостоятельно, после предварительной подготовки с психологом или другим специалистом, есть мероприятия, которые осуществляются только вместе с психологом или другим специалистом.
Методы саморегуляции
Самостоятельно | Методы саморегуляции функционального состояния: элементы аромотерапии, музыкотерапии, самомассаж, самовнушение, управление вниманием и т.д. Здоровый образ жизни. | |
Совместно с другими специалистами | ||
Самостоятельно, после подготовки со специалистом | Только при участии другого специалиста | |
Руководитель, коллектив | Корпоративная культура; Формирование среды. | Организационное консультирование |
Психолог | Аутогенная тренировка (различные модификации); Медитация; Нервно-мышечная релаксация; Идеомоторная тренировка; Дибрифинг. | Психологическая и психофизиологическая диагностика; Психологическая подготовка; Психологическое консультирование. |
Медицинский работник | Диспансеризация; Медико-психологическая реабилитация. |
Среди приемов психологической саморегуляции можно выделить две группы. Первая связана с изменением эмоционального реагирования на стрессовую ситуацию. К этому подходу относятся приемы, направленные на:
а) изменение тонуса скелетных мышц и управление дыханием;
б) управление вниманием;
в) активное включение представлений и чувственных образов.
Ко второй группе относятся приемы, изменяющие субъективную значимость ситуации или особенности восприятии ситуации:
а) использование программирующей и регулирующей функции слова и образов.
Эффективное овладение приемами саморегуляции возможно при активной и регулярной тренировке, так что бы со временем эти приемы стали такими же естественными и необходимыми как ежедневное умывание.
Естественным биологическим средством, регулирующим функциональное состояние, является питание. Нередко отмечается, что различные отклонения от нормального режима питания сами по себе могут служить фактором возникновения неблагоприятных состояний, способствовать повышению напряженности, ускорять развитие утомления. Качественный состав пищи, и режим питания непосредственно влияют на степень восстановления сил, уровень сопротивляемости организма стрессогенным воздействиям. В самом общем виде рекомендации по организации оптимального режима питания сводятся к следующему: главным является сбалансированный состав пищи, который обеспечивает включение в рацион всех необходимых ингредиентов для полноценного физиологического функционирования и психологического комфорта. Особое внимание должно уделяться включению в дневной рацион тех элементов, которые обеспечивают нормальное протекание обменных реакций в стрессовых ситуациях, – витамины А, С, Е, комплекса витаминов В, кальция.
С большей осторожностью следует относиться к чрезмерному употреблению продуктов, содержащих кофеин. Оказывая возбуждающее воздействие на нервную систему, они могут вызвать неблагоприятные отсроченные последствия – потерю сна, головные боли, нервозность, повышенную раздражительность, повышение давления.
Важным вопросом является организация оптимального режима питания. При игнорировании этого вопроса, у специалистов, работающих в чрезвычайной ситуации, может наблюдаться сужение объема внимания и снижение эффективности работы. В условиях аварийно-спасательных работ требования к соблюдению режима питания могут показаться невыполнимыми, однако, опытные руководители подразделений находят возможность выделять ресурсы для организации наиболее оптимального режима.
Использование различных лекарственных препаратов естественного и искусственного происхождения в целях устранения неприятных состояний (усталости, болевых ощущений) или повышения уровня работоспособности весьма распространено. Однако, пользуясь различными препаратами, специалисты редко задаются вопросом о возможности побочных эффектов. Применение лекарственных препаратов для регуляции функционального состояния должно быть строго ограничено ситуациями особой необходимости и только по согласованию с врачом.
Использование элементов музыкотерапии практически не имеет противопоказаний и находит широкое распространение среди специалистов экстремального профиля. Многие спасатели и пожарные интуитивно приходят к включению элементов музыкотерапии в профессиональную деятельность. Хорошо известно, что прослушивание умиротворяющей музыки успокаивает, ритмичная музыка мобилизует. Классическая музыка (И.-С. Бах, А. Вивальди) гармонизирует состояние. Музыка, ассоциирующаяся с определенным значимым событием, вызывает схожее психическое состояние с тем, которое было в момент события.
Противопоказано использование элементов музыкотерапии непосредственно во время работы, требующей значительной концентрации внимания.
Использование элементов аромотерапии, т.е. влияние на функциональное состояние с помощью запахов, имеет длительную историю. Особенно примечательно то, что ассоциативные связи запахов и психических состояний являются одними из самых устойчивых. Возможны различные способы применения ароматических веществ: это могут быть широко распространенные аромолампы, могут быть ингаляции, компрессы, ванны. Принцип подбора запахов общий: для стимуляции и тонизации используются пряные, теплые, яркие, терпкие запахи. Например, гвоздика, кофе, ирис. Для расслабления используются запахи прохладные, легкие, светлые, например: валериана, роза. Повышению адаптационных возможностей способствует запах мяты. Подбор запахов должен быть сугубо индивидуальным. Вполне вероятна ситуация, когда для большинства людей запах является успокаивающим, а для кого-то ассоциируется с тревожной, напряженной ситуацией и вызывает именно это состояние. Можно составлять композиции, в этом случае лучше не использовать более трех запахов.
Элементы аромотерапии, музыкотерапии, цветотерапии, фитотерапии являются важными составляющими среды, которая оказывает воздействие на функциональное состояние специалиста. Во многих подразделениях существует традиция заботиться об уюте и комфорте в рабочих помещениях. Специалисты интуитивно чувствуют необходимость создания среды, способствующей быстрому восстановлению. Для повышения эффективности таких мероприятий следует учитывать закономерности воздействия звуков, запахов, цветов на психическое состояние человека.
Очень важно внимательно относиться к появлению недомогания, плохого настроения. Ведь первые признаки негативных профессиональных изменений появляются незаметно. Только сам профессионал может своевременно распознать первые признаки деструкций и принять необходимые меры.
Неоднократно подчеркивалось, что пусковым моментом в развитии выгорания является искажение мотивации профессиональной деятельности. Когда профессионал начинает чувствовать бессмысленность своей работы, не может ответить, зачем его работа нужна для людей, для коллектива, для себя, необходимо обращаться к специалисту.
Профессии пожарного и спасателя сопряжены с действием сильнейших стрессогенных факторов. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстро меняющейся обстановки, напряженная работа внимания, столкновение с человеческим горем оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику человека, требуют мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих задач.